Проблема творчества в философии Н. А. Бердяева

Творчество и свобода – две ипостаси человеческой жизни. Свобода – предпосылка, условие и цель творчества. Тема творчества, одна из знаковых для Бердяева. Во многом ее постановка не была для него результатом некоего философского осмысления, это был пережитый внутренний опыт, внутреннее озарение. Поэтому понимать ее в обычном смысле культурного творчества, творчества наук и искусств, творчества художественных произведений, писания книг - неверно. Здесь необходимо смотреть глубже, ведь, по Бердяеву, «творческий акт человека, предполагающий внебытийственную свободу, есть ответ на Божий призыв человеку, и он нужен для самой Божественной Жизни, так как он имеет не только антропологическое, но и теогоническое значение».

Бердяев не ставит вопроса об оправдании творчества, он ставит вопрос об оправдании творчеством. «Творчество не нуждается в оправдании, оно оправдывает человека, оно есть антроподицея. Это есть тема об отношении человека к Богу, об ответе человека Богу». Тема об отношении к человеческой культуре, к культурным ценностям и продуктам, по мнению Николая Александровича, есть уже вторичная и производная. Его беспокоит вопрос об отношении творчества и греха, творчества и искупления. По мнению Бердяева, человеку свойственно переходить от созерцания Бога к созерцанию греха, «медитировать над тьмой, а не над Светом». Острое и длительное переживание греховности, считает философ, ведет к подавленности, в то время как цель религиозной жизни есть ее преодоление посредством творческого подъема всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к Новому Бытию.

В творческом опыте полноценно раскрывается «я» - субъект. Он первичнее и выше, чем «не-я», объект. Это является следствием того, что Творец, по мнению Бердяева, одинок и поэтому творчество носит не коллективно-общий, а индивидуально-личный характер. И вместе с тем творчество все же противоположно эгоцентризму, оно «не есть рефлекс над собственным несовершенством, это – обращенность к преображению мира, к новому Небу и новой земле, которые должен уготовлять человек». Творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий, космический и социальный характер. «Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя. Поглощенность собой подавляет, выход из себя освобождает».

В «Смысле творчества» Бердяев утверждает, что творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы. Творческий акт человека нуждается в материи, он не может обойтись без мировой реальности, он совершается не в пустоте, не в безвоздушном пространстве. И уж тем более не может целиком определяться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная изнутри миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий творческий акт. В этом состоит тайна творчества как творчества из ничего, явленного посредством эманации свободы, не определяемой ничем извне. Отсюда следует, что человек есть существо, способное свободно возвыситься над собой, «и это возвышение над собой, трансцендирование себя, выход за замкнутые пределы самого себя и есть творческий акт».

В творчестве, по мнению Бердяева, человек преодолевает самого себя, творчество есть не самоутверждение, а самоопределение, оно экстатично и активно. «Посредством творческого акта создается не бывшее в мире». И именно поэтому в творчестве человек наиболее подобен Творцу. Однако, как отмечает сам философ, против данного утверждения о возможности человека быть творцом иногда возражают на том основании, что человек есть существо больное, раздвоенное и ослабленное грехом. «Этот аргумент не имеет никакой силы. Прежде всего, можно было бы совершенно также сказать, что больное, греховное, раздвоенное существо не способно не только к творчеству, но и к спасению. Возможность спасения посылается человеку благодатью. Но и для творчества посылается человеку благодать, даются дары, гений и талант и он слышит внутренний призыв Божий». И вообще «творчество, подобно платоновскому Эросу, имеет свой источник не только в богатстве и избытке, но и в бедности и недостатке». Оно есть один из путей исцеления больного существа - человека. В творчестве преодолевается раздвоенность, человек выходит за пределы своей земной природы, перестает быть поглощенным собой и терзать себя. Он стремится определить собственное «Я» в отношении к миру и другим людям, найти в себе силы возвыситься над окружающей действительностью, чтобы не стать ее рабом. Человек стремится определить себя, прежде всего в отношении к бытию его превышающему, в отношении к Богу, в обращении к которому он находит свой образ, возвышающий его над окружающим природным миром и дающий возможность стать его творцом. Но все это зависит от факта более глубокого, чем человеческая вера в Бога, чем человеческое признание Бога - это зависит от существования самого Бога, которое подтверждается посредством любви индивида к своему Создателю. Следовательно, всякий акт любви есть акт творческий. Ему противоположна только нетворческая активность, которая по сути своей есть пассивность и вследствие этого несвобода. А творческий акт есть всегда господство духа над природой и над душой, и предполагает свободу.

В своем творчестве Н.А.Бердяев не раз упоминает некую духовную творящую реальность, первоначальным истоком своего динамизма являющую волевое, иррациональное, абсолютное начало, к которому не могут быть применены категории добра и зла, бытия и небытия.

Появление Христа-Богочеловека, ставшее центральной точкой христианства, Бердяев рассматривает как некую сокровенную истину, благодаря которой приоткрылась тайна рождения Бога в человеке и человека в Боге, осуществилась свободная любовь Бога и человека. Эта точка зрения позволяет философу преодолеть рационалистическое понимание природы Божественного бытия, лишенного всякого творческого движения, напряженной антиномичности, тайны, и утвердить, с одной стороны, динамическое единство Бога и человека в творчестве, а с другой – обосновать коренящуюся в иррациональном Ничто свободу как принцип сотворчества Божественного и человеческого бытия.

Николай Александрович Бердяев замечает, что человек – не пассивное орудие в руках Божественного Промысла, а свободное, деятельное существо не просто склонное творить и созидать, а предназначенное делать это, ведь будь все иначе бытие Бога утратило бы свой смысл. Подобный подход к пониманию диалектической связи Божественного и человеческого, индивидуального и Вселенского, времени и Вечности, истории Неба и земной истории позволяет говорить Бердяеву о подлинной цели всей человеческой жизни как стремлении удержать эту связь, сделать ее более крепкой, а это возможно только благодаря веками негаснущему желанию человека творить.

Касаясь свободы как основного фактора подлинного творчества, Бердяев замечает, что здесь не все так просто как кажется. По мнению философа, любой свободный акт в основе своей имеет не совсем прочный фундамент, состоящий как раз из того темного, иррационального первоначала, о котором было уже сказано выше, содержащего в себе как возможность добра, так и зла, и не несущего никакой гарантии, что свободный выбор, проистекающий из него, приведет к победе света, добра и любви. Следовательно, ничем не просветленная свобода становится «роковой», то есть своего рода некой необходимостью, превращающей процесс творчества в безысходность, посредством которой даже самые благие намерения становятся греховными.

Творческая свобода, предполагающая как возможность добра, возможность возвращения к источнику Божественной жизни, так и зла как возможность отпадения от этого источника, покоится в иррациональной основе мира. Эта свобода зла, по утверждению Бердяева, и есть то, что корениться внутри человека, но корениться как нечто инородное, от чего хотелось бы избавиться. Таким образом, человеческая жизнь предстает как бесконечная вереница творческих исканий, как смена периодов движения по пути добра и по пути зла, как чередование восхождений к истоку Божественной жизни и нисхождений от него.

Своеобразие философского подхода Бердяева к пониманию творчества состоит, прежде всего, в том, что он сделал одним из его оснований свободу. Иногда даже создается впечатление, что Бог, по мнению Бердяева, присутствует в мире лишь посредством свободного творческого акта и действует лишь через него.

Во имя человеческой свободы Бог предоставляет самому человеку возможность раскрыть смысл его творчества. Это возможно лишь посредством идеи Богочеловека и Богочеловечества. Существует извечная человечность в Божестве и, значит Божественность в человеке. Поэтому творческий акт человека есть самообнаружение в полноте Божественной Жизни». Но не всякий творческий акт человека таков, может быть и злое, дьявольское творчество, но оно всегда есть лжетворчество, всегда обращено к небытию. Подлинное творчество человека, по мнению Бердяева, «христологично».

Итак, как мы видим, творчество трактуется философом с трех позиций. Во-первых, творчество рассматривается им как самореализация человека, как приближение его к своему прообразу – Творцу. То есть в каждом художественном акте человек повторяет, только в меньшем масштабе исходное Божественное «Да Будет!». Во-вторых, Бердяев видит в творчестве реальную возможность преодоления греха, реализующуюся посредством очищения художника своим произведением, в котором он восполняет свои недостатки, исправляет несовершенства. Человек греховен как отпавшее от Бога творение, но, становясь творцом, он обретает свое истинное предназначение – посредника между Богом и природой. И, наконец, в-третьих, Бердяеву свойственно понимать творчество как свободу, что позволяет говорить о внутренней непохожести, неповторимости и индивидуальности каждого художника, способного к созданию ценностей. Одним словом «…в сфере безусловного создания нового, такого нового, которое человек не вынужден создавать, и проявляется его исходная свобода, свобода к созданию не необходимого, а излишнего, того, что не обусловлено жизнью, а обуславливает ее».

Подводя итог всего вышесказанного, стоит заметить, что для Н.А.Бердяева характерно видеть в творчестве реальную духовную силу, способную спасти и без того погрязшее в грехах человечество от дальнейшей дегуманизации. Он не случайно считает, что кризис человечности в современном мире связан с подменой истинного творчества рационализацией и технизацией человеческого бытия, то есть с потерей нами истинных ориентиров жизни. А поиск этих самых ориентиров непосредственно связан с обращением человека к предвечным истокам своего бытия – Богу.

Заключение

Для Николая Александровича Бердяева основным предметом его интереса и центральной темой философской мысли был человек, его природа, сущность, свобода, предназначение и цель его существования. То есть все вопросы, философское рассмотрение которых так или иначе указано нам разумом, сводятся, по сути, к вопросу о человеке. Бердяев отвергает трактовку свободы как подчинения всеобщему нравственному закону: ведь именно в подчинении вообще, безотносительно к какому бы то ни было содержанию, а тем более в подчинении всеобщему началу русский философ видел рабство, несвободу. Свобода - в том, чтобы никому и ничему не подчиняться - таково глубочайшее убеждение Бердяева, таков его этический принцип.

У Бердяева учение о человеке есть, прежде всего, учение о личности, ее предназначении, долге перед человечеством. Бердяев полностью не согласен с традиционным определением человека как разумного существа, поскольку свести человека к разуму - значило бы лишить его уникальности, неповторимости, а значит, личности. Личность у Бердяева рассматривается как категория религиозно - духовная. По мнению философа, «существование личности предполагает существование Бога, ценность личности предполагает верховную ценность Бога. Личность есть ценность, стоящая выше государства, нации, человеческого рода, природы, и она, в сущности, не входит в этот ряд». Поэтому он не приемлет нравственный разум идеализма в качестве высшего закона для человека, ибо всякий закон есть детерминация, а личность, считает он, должна быть свободна. Именно в свободе он видел главную характеристику личности, и личность не просто обладает свободой, но она и есть сама свобода. Человек как существо свободное, обладает творческой свободой. Здесь человек у Бердяева рассматривается не только как творец мира, но в известном смысле как творец самого себя. Творчество у философа становится теургическим актом, которому в последний период жизни он придает эсхатологический характер.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М.; Харьков, 2004. – 324 с.

2.Бердяев Н.А.Проблема человека. К построению христианской антропологии. Путь. - Париж, 1930. – 201 с.

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.,1993. – 376 с.

4. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. – М., 1999. – 423 с.

5. Бердяев Н.А. Диалектика Божественного и человеческого.- М.: АСТ; Харьков: ФОЛИО, 2003. – 157 с.

6. Ким Р.Н. Н.А. Бердяев : вехи творчества и жизни / Р.Н. Ким // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2001. – № 129. – С. 148-154.

7. Кошарный В.П. Н.А. Бердяев о проблеме творчества / В.П. Кошарный // Университетское образование: сборник статей XV Международной научно-методической конференции. – 2011. – С. 355-357.

8. Лазарева А.Н. Николай Бердяев о свободе как творческой активности / А.Н. Лазарева // Философия и культура. – 2008. - № 3. – С. 79-83.

9. Спесивцева С.И. Проблема свободы в философии А.И. Герцена и Н.А. Бердяева [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=11692700 ( дата обращения 13.12.2016)

10. Фролов В.В. Проблема свободы в философии Н.А. Бердяева Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=9320057 ( дата обращения 13.12.2016)

Наши рекомендации