Этическая культура делового общения
ет установлению доброжелательных отношений с окружающими.
• принятие чувства – умение выражать свои чувства и готовность
принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.
Основные рекомендации к конструктивному общению: Нужно помнить, что первое впечатление о человеке зависит от того, что люди видят – на 55%, 7 % - от того, что он говорит, и 38% от того, как он это говорит.
1. Язык тела может затуманить любое сообщение.
- Требуется подчеркивать открытость во внешнем виде (не скрещивать, не складывать руки на груди), не прятать руки в карманы, за борт пиджака и т.п.).
- Следите за позами и жестами. Не сутультесь и не ходите «как будто аршин проглотили», не глядите часто «под ноги». Некоторые жесты, мешающие общению: тыкатье пальцами, сжимание кулаков, накручивание волос на палец и ерзанье.
- Соблюдайте правильную дистанцию. Не преследуйте отходящего собеседника и не отступайте от приближающегося, если это не опасно или не оскорбительно.
2. Звук Вашего голоса может не быть «музыкой для других».
- Не повышайте, а понижайте звук Вашего голоса, чтобы заставлять людей сосредоточиться на том, что Вы говорите.
- Запишите свою речь во время беседы. Если Вас не устраивает Ваш голос, то посетите курсы актерского мастерства.
3. Учитывая тип личности собеседника, можно получить ожидаемую реакцию на способ и содержание сообщения.
4. Восприятие имеет три основный стиля: визуальным, аудиальным, сенсорным:
* Визуальный лучше воспринимает письменный или графический способ подачи сообщения.
* Аудиальное восприятие предполагает встречу, на которой все можно обговорить.
* Сенсорный тип отдает предпочтение пробной демонстрации.
5. Следует учитывать гендерные особенности собеседника:
* Мужчина предпочитает беседовать бок о бок, женщина тет-а-тет.
* Женщины разговорчивы, мужчины лаконичны. Женщины «обсуждают», мужчины «сообщают».
* Мужчины любят давать советы, сарказм, шутки и даже ругательства. Женщины формируют связи, делясь личной информацией и делая друг другу комплементы.
«Правила толерантности» на случай враждебности собеседника:
- Заменяйте «Вы» на «Я». Это поможет избежать защитного ответа.
- Избегайте иронии.
- Исключите сарказм.
- «Не преследуйте кроликов». Не уклоняйтесь от темы беседы и не переходите на другую тему.
- Не прерывайте.
- Подтверждайте, что Вы поняли собеседника.
- Задавайте вопросы для уточнения ситуации. Однако не начинайте его с «Почему». Предпочтительнее местоимения кто, что, когда, где, как.
- Оставайтесь в настоящем. Ссылки на прошлое подразумевают вину собеседника и ставят его в оборонительную позицию.
- Не говорите, что следует думать и чувствовать собеседнику. Это не только унижает, но и свидетельствует об агрессии.
- Слушайте. Нежелание слушать – демонстрация неуважения, пренебрежения, презрения.
Рекомендации менеджерам в общении с подчиненными:
1. Хвалите публично, критикуйте тет-а-тет.
2. Показывайте свое уважение к идеям и вкладу в общее дело. Благодарите письменно, желательно приказами.
3. Поддерживайте командный дух. Ваши подчиненный должны стать Вашими представителями для (в) других организаций.
4. Не пренебрегайте возможностью убедиться, что сотрудник правильно понял Ваше распоряжение, которое можно изложить в виде просьбы.
5. Ставьте в пример конкретные факты правильного поведения
Суть всех рекомендаций в искренности и глубине уважения собеседников.
--