Комплекс устойчивых компонентов личности
· Темперамент---Характер----Способности----Мотивация
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация:
- социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей----
-свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.
- как социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития.
- характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Индивидуализация - это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни.приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации. Один из признаков данного процесса состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный образ жизни и собственный внутренний мир.
Т.о. Социализация — становление личности, а индивидуализация — индивидуальности.
Свобода – атрибут личности - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.это средство для достижения цели и смысла жизни человека.
понятие свобода связано с понятием страха — именно эта связь заложена в определение «свобода — осознанная необходимость»[
В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием "воля" - сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая представляет для него определенную ценность. Понятие воли относят к зрелой личности, полностью отдающей себе отчет в своих действиях и поступках.
Свобода воли - понятие означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.
Относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами. В противном случае наступает разъедающая общество анархия.
Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.
общественные отношения таковы, что не могут способствовать становлению действительного человека. Напротив, в этом отношении прогресс до настоящего времени осуществляется путем его неосуществления, и история человечества предстает лишь как процесс его движения от едва заметных форм социального перерождения человека до его высшей формы — отчуждения.
отчуждение — это крайняя форма социального перерождения человека, потеря им своей родовой сущности.это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности, которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.
По разному – Для Маркса отчуждение - это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма.
44
Человек как социально-духовное существо является продуктом культуры: он как создает ее, так и сам ею формируется.
культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности.
Под культурой можно понимать совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, т.е. в данном случае мыслится все, что создано человеком как в материальной, так и в духовной сфере. В этом смысле человек отличается от природного мира именно культурой, производством материальных и духовных ценностей. Культура есть тогда все то, что не природа, что искусственно. Под культурой в этой связи может пониматься:
- совокупность духовных и материальных ценностей, созданных большой социальной группой - народом, нацией, какой-либо общностью;
- высокий уровень развития чего-либо (культура обслуживания, производства и т.д.);
- определенная сфера деятельности по созиданию и распространению духовных ценностей, возникшая в результате общественного разделения труда - наука, философия, искусство, образование. Людей, работающих в этой сфере, называют деятелями культуры или интеллигенцией.
Культура:
- материальную (совокупность созданных искусственно материальных объектов)
-нематериальную (собственно духовная культура, "памятник нерукотворный" как совокупность знаний, обычаев, идей, законов и морали, мифов и образцов поведения и т.д.).
Внутренняя культура — это знания, чувства и умения, лежащие в основе жизни человека (образованность, развитый интеллект, добродетельность-нравственность, профессиональная подготовка). Внешняя культура — это культура поведения каждого человека, культура непосредственного контакта, общения с людьми, с окружающей средой.
Народная культура (напрфольклер), массова культура(напр поп-культура)
Как общественное явление культура выполняет многочисленные функции.социальная функция культуры – это природопреобразующая функция.
Она включает в себя познавательную деятельность человека,
выполняет информативную функцию, являясь средством передачи социального опыта и освоения культуры других народов.
Развитие культуры с необходимостью обусловлено ее коммуникацией с другими культурами.
Культура выполняет также нормативную функцию, она реализует нормы, сформировавшиеся в конкретной цивилизации, а также создает собственные нормы и ценности, распространяя их влияние на все сферы жизни и деятельности человека.
Важнейшей функцией культуры является человекотворческая. Индивид становится личностью в процессе овладения культурой.
Культура обслуживает систему социальных отношений, опосредует и подготавливает происходящие здесь изменения и сдвиги, создавая специфические механизмы, обеспечивающие регуляцию поведения человека.
45
Современная эпоха поставила перед обществом новые проблемы, требующие философского осмысления. Среди них – так называемые глобальные проблемы. Они связаны с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.
Глобальные проблемы - совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом и не разрешимых в рамках отдельных государств и даже географических регионов.
Глобальные проблемы не возникли внезапно. Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.
Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.
По-видимому, заметный ущерб природе наносили уже синантропы (около 400 тысяч лет назад), которые стали использовать огонь. В результате возникших в этой связи пожаров уничтожались значительные площади растительного покрова. Ученые считают, что интенсивная охота древних людей на мамонтов была одной из важнейших причин исчезновения этого вида животных.
Помимо этого, экологические проблемы в древности нередко порождала добыча полезных ископаемых. Так, в VII – IV веках до н.э. интенсивная разработка в Древней Греции серебряно – свинцовых рудников, которая требовала больших объемов крепкого леса, привела фактически к уничтожению лесов на Антическом полуострове.
Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных государств.
Глобальные проблемы:
· Носят планетарный, общемировой характер и, в силу этого, затрагивают жизненные интересы всех народов, всех государств.
· Угрожают или гибелью цивилизации как таковой, или серьезным регрессом в условиях жизни, в развитии общества.
· Требуют для своего решения коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества.
Классификация:
1. политических проблем, которая включает в себя недопущение военных действий между государствами с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного и иных особо смертоносных видов оружия (химического, бактериологического).
2. Экологическая группа глобальных проблем, связанных с катастрофическим разрушением природы.
техногенное потепление на планете привело к тому, что только в Северном полушарии за последние годы число аномальных и катастрофических природных ситуаций (бури, наводнения, засухи) возросло в 2,5 раза.
3. Самостоятельную группу образуют проблемы ресурсообеспечения настоящего и будущих поколений людей.водных и других природных ресурсов.
Проблема исчерпаемости ресурсов. Научно-технический прогресс
4. Группа актуальных социальных и медико-биологических проблем, к которым относятся: демографическая проблема, проблема борьбы с наиболее опасными, быстрораспростроняющимися заболеваниями (СПИД, туберкулез и т.д)
5. Демографический кризис.за 200 лет в 6 раз увеличилось население планеты.
6. международный терроризм это особая, жестокая форма насилия, в первую очередь политического.
Число нерешенных проблем растет. Проблемы войны и мира, например, связаны с появлением ядерного оружия, его испытанием в атмосфере и под землей; эти атомные взрывы повлекли и серьезные изменения в окружающей природной среде, что, в свою очередь, явилось причиной роста злокачественных опухолей и лейкемии и соответственно увеличило смертность населения.
Решение глобальных проблем современности – это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволил бы всем странам действовать сообща.
46
Развитие человеческого общество можно разделить на несколько этапов:
-Общество собирателей и охотников.присваивающей экономикой. очень небольшая плотность населения, небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек). достаточно определённое равенство всех членов общин ------ярко выраженное неравенство мужчин и женщин, а также старших и младших мужчин. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.
-Аграрное общество- этап общественноэкономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. плотность населения в таких обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации. преобладание сельского населения. основной тип производства — сельское хозяйство. некоторое развитие добывающих отраслей. незначительное развитие промышленных отраслей.
-Индустриальное общество.тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность— это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации. возникает в результате промышленной революции
-Постиндустриальное общество.это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления.
-Информационное общество.информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. Отличительные черты:
· увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
· возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями
· нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, СМИ;
· создание глобального информационного пространства и тд.
развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации:
· Первобытно-общинный строй. Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная.
- Рабовладение. Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.
- Феодализм. В обществе выделяются классы феодалов — собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами.
- Капитализм. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, — владельцев средств производства, — и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.
- Коммунизм. Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение. При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»
47
Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.
" религия "- совестливость, благочестие, набожность, богослужение, святость и святыня, сомнение, прегрешение, вина, суеверие, добросовестность, знамение.
В философии религия это - мировоззрение, мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, "священного", т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.
религия - это одна из форм общественного сознания, отражение действительности в иллюзорно-фантастических образах, представлениях, понятиях. По своему существу - один из видов идеалистического мировоззрения. Главный признак - вера в сверхъестественное.
Теология определяет религию как отношение, связывающее человека с богом.Бог и Дьявол — основные понятия религии
Религиозное сознание.Ему присущи чувственная наглядность, созданные воображением образы, а также соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, сильная эмоциональная насыщенность.
Важнейший элемент религиозного сознания - вера. Это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели и конечном результате.
Вера - ожидание осуществления желаемого. Если событие совершилось или стало ясно, что ожидаемое не может осуществиться, вера угасает.
Религиозная вера - это вера:
· в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса;
· в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи;
· в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление таких событий и свою причастность к ним;
· в истинность соответствующих взглядов, представлений, догматов, текстов и т.п.;
· в религиозные авторитеты (отцы, святые, пророки и т.д.)
Обыденное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, чувств, чаяний, направленности воли, привычек и традиций людей, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей.
специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, аргументаций.
Основные функции религии.
1. компенсирует бессилие человека, ограниченность его знаний, несовершенство социального, политического устройства и т. д., а также дает утешение, избавление от неустроенности, несправедливости, обид, политических преследований. Религия предлагает поиск путей спасения от несовершенства земного существования к избавлению от страданий,
2. дает религиозную картину мира.
3. стремится объяснить место человека во Вселенной, проблему бытия и небытия.
4. Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
5. Коммуникативная-общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми.
6. позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями
7. отделяет единоверцев от приверженцев других религий.
48
Становление и развитие опытной науки привело к коренным преобразованиям образа жизни человека. Самостоятельным видом человеческой деятельности научное познание стало тогда, когда произошло разделение умственного и физического труда.
Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: учёных с их знаниями и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и научное оборудование.
Таким образом, наука - одна из форм общественного сознания.сознания представляет собой совокупность знаний о той или иной области явлений природы или общественной жизни, опирающихся на точно установленные факты и выраженных в форме теорий.
Но она отнюдь не ограничивается одними только точными науками. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведения и обществоведения, философии и естествознания, метода и теории, теоретических и прикладных исследований. Наука - необходимое следствие общественного труда, так как она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой - сперва очень малочисленной - группы людей.
В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, научная деятельность даёт приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности.
Часто искусство называют «мышление в образах», а науку «мышление в понятиях». Наука, ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остаётся противоположной религии, в основе которой лежит вера в сверхъестественные явления.
Все конкретные науки делятся на две группы: науки о природе (естественные) и науки об обществе (общественные).
Цель естественных наук состоит в открытии законов природы и в использовании этих законов для развития производительных сил общества. Поэтому естественные науки сами по себе не носят классового характера.
многие общественные науки обслуживают интересы отдельных классов. Характер развития наук об обществе во многом зависит от того, в какой мере господствующие классы заинтересованы в объективном, научном исследовании явлений социальной жизни.
Совершенно очевидно, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих.
Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству врачевания и др. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философия задумывается о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос: "Что есть сущее?". В этом смысле справедливо определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах".
Мир в глазах философа - это многообразие взаимодействий силы добра и зла, гармонии и хаоса.
Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию-человека к миру.
Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания.
Если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений.
В отличие от отдельных наук, которые автономно разведены по своим предметным областям, философия имеет грани пересечения с каждой из них.
Разделение науки и философии частенько проводится со ссылкой на то, что наука обладает непосредственной практической значимостью, а философия нет. На основании открытий и достижений науки можно построить технические сооружения, рассуждения философии не имеют практического значения, бесполезны, а иногда и просто вредны. В то время как наука дает методы изобретения физических и химических приспособлений, философия дает методы, с помощью которых можно направлять поведение людей.
Научная этика — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведет к административному разбирательству.
Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования.Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом.
Научная этика — это не только административные правила, но так же и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.
Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой - сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, прогнозирование.
ЕДИНСТВО НАУКИ — общность методологических принципов, положенных в основание научных теорий; стремление к тесной связи и взаимодействию различных научных дисциплин, охватывающего все известные области исследования. Одна из основных задач— отыскание объединяющих черт богатства научных теорий и выявление единых принципов научного знания.
говорят, с одной стороны, о классификации наук, и, с другой, о единстве знания. Таким образом, признается, что единства наук по сути производны от единства знания.
научное знание едино в том смысле, что все оно является отражением материального мира. Это рассуждение совершенно справедливо: нет наук, изучающих феномены «иного» мира.науки взаимосвязаны. ни одна наука не изучает свой объект в целом, во всей совокупности его свойств.
Самый определенный смысл понятию единства придают те авторы, которые говорят о замене ныне существующих наук одной наукой, о слиянии предметных областей различных наук в одну область, о формировании одного языка, выработке единого метода, о полном взаимопонимании между учеными и т. п. Иногда под единством науки понимают нечто общее, что присуще каждой конкретной науке, что, следовательно, отличает науку в целом как особую форму общественного сознания. К какой бы области ни относилось научное знание, оно должно быть, например, непротиворечивым, проверяемым, обоснованным, подтвержденным фактами и т. п
факт раздробленности современной науки на множество отдельных дисциплин. Единая наука — это одна наука. Такой науки еще нет, но она будет создана.
В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций. Их совокупность складывается в научную картину мира.
Научная картина (модель) мира — система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов.
В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира
научная картина мира создается для того, чтобы получить целостное представление об изучаемом внешнем мире. Такое представление должно быть очищено от связанных с человеком, впечатлений и ощущений.
преимущество научной картины мира, благодаря которому она вытеснит все прежние картины, состоит в ее «единстве — единстве по отношению ко всем исследователям, всем народностям, всем культурам».
Научная картина мира любой науки имеет, с одной стороны, конкретный характер, поскольку она определена предметом конкретной науки. С другой стороны такая картина относительна, в силу исторически приближенного, относительного характера самого процесса человеческого познания. Поэтому построение ее в окончательном, завершенном виде они считали недостижимой целью.
По мере развития науки и практики в научную картину мира будут вноситься изменения, исправления и улучшения, но эта картина никогда не обретет характера окончательной, абсолютной истины.
Построение картины мира в отдельной науке проходит ряд последовательных стадий:
· Сначала для объяснения наблюдаемых явлений создаются простейшие понятия и законы.
· Открываются законы и теории, с помощью которых пытаются объяснить сущность наблюдаемых явлений.
· Возникают фундаментальные теории или концепции, которые могут стать картиной мира, создаваемой отдельной наукой.
· формированию целостной естественнонаучной картины мира.
В процессе эволюции и прогресса научного познания происходит смена старых понятий новыми понятиями, - приводит к смене научных картин мира.
Наука же ставит своей целью создание целостной картины общества, которая имела бы общий, универсальный — и что особенно важно — объективный характер.
Таким образом, общая научная картина мира, складывающаяся из картины природы, формируемой естествознанием, и картины общества, создаваемой социальными и гуманитарными науками, дает единое, целостное представление о фундаментальных принципах развития природы и общества.
Общая научная картина мира – обобщенное представление об устройстве мира, созданное усилиями все на конкретную историческую эпоху наук.