Эпоха Возрождения и 17 век. Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)

Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)

В 17 в. для дальнейшего развития производства, техники, вооружения, транспорта требуется естественнонаучное знание. В связи с этим философия, не отказываясь и от традиционной проблематики, преимущественно ориентируется на искусство, которое развивает воображение человека и стимулирует его к познанию. Важнейшей задачей философии служит критика исчерпавшей себя схоластики и разработка эффективного метода научного познания. Решение этой задачи вылилось в два основных направления: эмпиризм (от греч. «эмпериа» - опыт) и рационализм (от лат. «рационалис» – разумный). Определяющим источником знания, с точки зрения эмпиризма, служит опыт, а с позиций рационализма, таким определяющим источником является разум, мышление. Крайние эмпиризм и рационализм абсолютизировали соответственно роль опыта и разума в познании.

Родоначальником эмпиризма был Бэкон. Если в античности главной целью познания считалось само знание, в средневековье – постижение Бога, то теперь такой целью признаётся принесение практической, конкретной пользы людям и человечеству. Он писал, что всякое познание должно опираться на опыт – результаты наблюдения и эксперимента. Оно должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Такое движение называется индукцией. Критерием истины Бэкон считал мнение авторитетов, в частности, Аристотеля и авторов Библии.

Попытку показать творческую роль разума в научном познании предпринял Декарт, разработавший рационалистический метод познания, основанный на дедукции. Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых совершенно ясных, фундаментальных истин. Эти истины учёный должен получить в опыте, главным образом с помощью экспериментов. Во-вторых, разум должен из этих исходных истин на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция, согласно Декарту, - это такое действие ума, посредством которого мы из определённых предпосылок делаем какие-то заключения, выявляем неизвестное через ранее познанное и известное. Итоговый результат познания опять должен проверяться в опыте, который, по Декарту, служит критерием истины. От Декарта и Бэкона берут начало два важнейших критерия научного знания, позволяющие отличать науку от ненауки, - доказательность и опытная подтверждаемость.

Век

Прочитайте текст и найдите в нём 3 ошибки (их нумеровать)

XVIII век в истории Западной Европы называют эпохой Просвещения. Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения служит рационализм в широком смысле. С его пониманием в узком смысле мы уже встречались при рассмотрении учения Декарта, согласно которому главный источник знания – разум, мышление. Такой рационализм противостоитматериализму и атеизму. Рационализм в широком смысле – это вера в безграничные возможности человека с помощью своего разума познавать и преобразовывать мир. При этом сама действительность представляется рационалистам «разумной», т.е. упорядоченной законами, организованной, закономерной, познаваемой и управляемой. Рационализм обычно бывает связан с устремлениями прогрессивных сил общества. Для него характерны исторический оптимизм, возвеличивание человека как активное и свободное существо. Он противоположен иррационализму (от лат.«иррационалис» – неразумный), который бывает особенно заметным в периоды социальных кризисов. Представители иррационализма обычно трактуют мир как хаотичный, лишённый закономерностей, неуправляемый, «злой»; им в большей степени присущи пессимизм и агностицизм.

Почему же для философии эпохи Просвещения было характерно в целом рационалистическое умонастроение? Это было связано с тем, что то была эпоха разложения феодализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни общества. Потребности капиталистического способа производства требовали развития науки, техники, просвещения и образования. А для всего этого необходимо было раскрепощение умов, освобождение человеческой мысли от феодально-религиозной идеологии. Это раскрепощение умов и осуществляли философы-просветители, которые верили, что распространение научных знаний, разумно обоснованных идей добра и справедливости, т.е. просвещение, позволит устранить недостатки общества, улучшить его нравы, политику, быт. Необходимым условием гармонизации общества они считали революцию и устранение власти эксплуататоров. На знамени просветителей было написано два лозунга: «Свобода» и «Справедливость».

Век

Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)

Большой вклад в развитие философии XVIII века внесли французские просветители-материалисты Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Если раньше идеи материализма выражались в форме пантеизма (Д.Бруно) или сочетались с идеей Бога (Ф.Бэкон), то теперь в понимании природы материализм стал последовательным. Они также первыми стали открыто и последовательно пропагандировать атеизм (от греч.«а»-нет, «теос»-бог). Основу всех процессов природы, по их мнению, составляет материя с присущим ей свойством движения. Природа получает своё движение от мирового разума. Под его влиянием материя вечно движется, покой относителен, движение есть необходимый способ её существования и источник всех её свойств. Пространство и время – формы существования материи. Все происходящие в мире движения следуют постоянным и необходимым законам. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга. Материальные процессы исключают какие бы то ни было случайность и целесообразность. Знание причин позволяет человеку предвидеть следствия. Человек, они считали, может познать почти всё, непознаваемы только мировой разум и первопричины явлений. Они за пределами человеческого ума. Из инертной материи под действием другой материи, а также теплоты и движения возникают живые организмы с ощущениями, памятью, сознанием. Учение о о всеобщем характере движения было их прогрессивным завоеванием. Но их материализм был механистическим, поскольку законы механики (самой развитой тогда науки) они возводили в ранг всеобщих и утверждали, что эти законы исчерпывающе объясняют все явления в мире. Материализм тот был диалектическим, он содержал учение о развитии и основных законах диалектики. В учении об обществе они выступали против учения провиденциализма и отстаивали положение о том, что движущей силой истории человечества служит не Бог, а человеческий разум, прогресс просвещения. Они доказывали возможность существования высоконравственного общества, состоящего из атеистов. Главное средство избавления от недостатков общества они видели в революции, после которой должно начаться просвещение.

Наши рекомендации