Т.о., социальные преобразования и развитие науки и вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку
Тенденции развития философии Нового времени. Основные характеристики философской мысли. Специфика философских направлений.
XVIIв. открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени или ранней современной философией.
Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах – XVI-XVIIвв., что обусловило развитие науки и появления новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания – проблемы методологии познания.
Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:
1-й период | - эмпиризм и рационализм XVII века; |
2-й период | - философия эпохи Просвещения XVIII века; |
3-й период | - немецкая классическая философия к.XVIII – н.XIX века. |
Каждый из этих периодов имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием общества на тот исторический момент.
Тенденции становления и развития философии Нового времени: | - расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества, начавшийся в эпоху Возрождения; |
- в последней трети XVI – начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция развёртывается в Англии. Эти революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду; | |
- развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, главенствующее место в которой занимает механика. | |
Т.о., социальные преобразования и развитие науки и вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку.
Специфические проблемы и установки философии Нового времени: | - полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума; |
- выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс; | |
- развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. Теория познания становится центром философии Нового времени. |
Т.о., основной темой философии раннего Нового времени (XVIIв.) стала тема познания, путей и способов получения научного знания о мире.
XVIIв. не без основания называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлёт философской и научной мысли. В этот период развития философской мысли продолжается ещё идущая от Средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому достоверное познание возможно только с помощью разума. В Новое время эти два направления трансформировались в эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) и рационализм (от лат. ratio – разум) - два крупных философских течения, по-разному трактовали источники и природу человеческого знания.
Эмпиризм основатель – Фрэнсис Бэкон Видные представители: Томас Гоббс Джон Локк Джон Дьюи и др. | - направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)»; - опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями; - в разуме и душе человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена»; - поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств; - знание должно идти от опыта (эксперимента) к обобщениям, это – индуктивный метод движения ума, который и есть истинный метод в философии и во всех науках; - получил широкое распространение в Англии XVIIв. и в последующем в США; - эмпиристы - оппоненты рационалистов. |
Рационализм представители: Платон Демокрит Эпикур Сократ Кант Наибольший вклад внесли: Рене Декарт Барух Спиноза Готфрид Лейбниц | - направление в философии, сторонники которого считают, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода; - восприятия и ощущения иллюзорны, а опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны; - в самом разуме есть интуитивно ясные и отчётливые идеи. Главное то, что человек мыслит: «Я мыслю – следовательно, существую»; - по правилам дедукции (движения мысли от общего к частному) человек может вывести истинные знания о мире; - рационализм не тождествен идеализму, т.к. смысл его не в первопричинности идей по отношению к материи (бытию), а в разумности бытия; - выступали против средневековой теологии и схоластики, которые видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум; - рационалисты – оппоненты эмпиристов. |
2. Видные представители эмпиризма и рационализма: Френсис Бэкон и Рене Декарт.
Френсис Бэкон (1561-1626) – лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля, хранитель государственной печати, барон. Он прожил богатую событиями жизнь: был на дипломатической службе, вёл юридическую практику, с увлечением занимался политической деятельностью в парламенте, но затем целиком посвятил себя философской и литературной деятельности. Проблемы развития науки и анализ научного познания он раскрыл в своём труде «Новый органон».
Философия Ф.Бэкона имеет два смысловых раздела – критический и позитивный. В критической философии он анализирует ложные понятия в науке и причины сохранения этих понятий, которые он образно называет «идолами», в позитивной философии он предлагает учение о правильном пути определения понятий – методе индукции.
Фрэнсис Бэкон -критическая философия: | - классификация наук: - следует привести границы мира умственного в соответствие с новыми открытиями и изобретениями; - наука, знание – высшая ценность, обладающая практической значимостью «Знание – сила»; - исходя из познавательных возможностей человека, предложена следующая классификация наук: - на памяти основывается история; - на воображении – поэзия, литература, искусство; - на разуме базируется философия. - предмет философии и способ её познания: - природа – непосредственно (с помощью чувственного восприятия и опыта); - Бог – через природу; - человек – через рефлексию (обращённость мысли на самого себя, изучение мыслью мысли). |
- учение об «идолах»: - прежде чем восстанавливать науку, нужно выяснить причины, которые привели к её отставанию от жизни и опыта, такими причинами выступают «идолы» - заблуждения разума, искажающие познание: - идолы рода – заблуждения, связанные с психологией познавательной деятельности. Человеку свойственна жадность разума, т.е. стремление к обобщениям без опоры на факты. Преодолеть идолы рода невозможно, но можно ограничить путём научных дискуссий и критических суждений; - идолы пещеры – заблуждения, порождённые человеческим характером. Каждый человек имеет свою «пещеру», т.е. обладает индивидуальностью. Он предпочитает усматривать определённые факты и не обращать внимание на другие. Отсюда неверное употребление понятий. Преодолеть идолы пещеры, начинающим исследователям возможно обращаясь к прошлому опыту научного поиска; - идолы рынка – заблуждения, возникающие, когда мнение принимается за истину, за знание. Они проистекают из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожими представлениями и мнениями. Избавиться от них можно путём изучения истории философии и науки; - идолы театра – заблуждения, возникающие в результате веры в авторитет и доктрины. Они возникают, когда знания подменяются верой. Необходимо различать истину знания, которая проверяется опытом, и истину веры, которая достигается божественным откровением. | |
позитивная философия: | - индукция как главный метод познания: - индукция – обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления); - достоинство индукции – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания; - недостаток индукции – её недостоверность, вероятностный характер (если несколько явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все явления данного класса); - пути преодоления главного недостатка индукции – в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знаний. |
Значение философии Ф.Бэкона: | - было положено начало эмпирическому направлению в философии; |
- гносеология поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии и стала одним из двух главных разделов любой философской системы; | |
- определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов его деятельности; | |
- предпринята первая попытка классифицировать науки; | |
- дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии, так и Европы в целом. |
Эмпирическая философия Ф.Бэкона, его призыв обратиться к опыту оказал сильное влияние на становление экспериментального естествознания XVIIв.
У истоков западноевропейского рационализма – философия французского учёного и философа Рене Декарта (1596-1650),который пошёл другим путём в разработке проблем методологии.
Р.Декарт родился во Франции, учился в иезуитском колледже и получил юридическое образование. Он много путешествовал по Европе, служил в армии, именно в этот период своей жизни он обратился к философии. В 1629г. он переселяется в Нидерланды, где прошла основная часть его жизни и деятельности.
Его основные сочинения «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии», и др.
Основные положения философии Рене Декарта: | - связь развития научного мышления с общими философскими принципами: - в основании человеческого знания лежит философия (метафизика); - истинность исходных положений метафизики будет гарантировать истинность человеческих знаний вообще; - проблема в том, как найти такое положение, истинность которого самоочевидна; - взяв за основу скептицизм, Р.Декарт рассуждал так, любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: «Мыслю, следовательно, существую», поскольку акт сомнения в нём означает и акт мышления, и акт существования. Именно поэтому данное утверждение Р.Декарта является основой его философии. |
- учение о субстанции (Р.Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое характеризовало бы сущность бытия и в качестве такового выводит понятие субстанции): - субстанция – это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме самого себя; - таким качеством обладает только одна субстанция, и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего; - будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций (единичных вещей, идей), которые обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своём существовании ни в чём, кроме самих себя. Причём сотворённые субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу, по отношению к высшей субстанции – Богу – они производны, вторичны и зависят от него; - субстанции, сотворённые Богом: - материальные(вещи): - коренное качество – протяжение (в длину, ширину, высоту), делимость до бесконечности; - производные качества – форма, движение, положение в пространстве и др.; - духовные(идеи): - коренное качество – мышление, неделимость; - производные качества – чувства, желания, ощущения; - человек – является единственным существом, в котором соединяются и существуют две субстанции - материальная (телесно-протяжённая) и духовная (мыслящая), и это позволяет ему возвыситься над природой. - дуализм Декарта: - поскольку человек совмещает в себе две субстанции, следовательно, он дуалистичен (двойствен); - с точки зрения дуализма «основной вопрос философии» (что первично – материя или сознание) решается следующим образом: материя и сознание соединяются только в человеке, а т.к. человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. | |
- цели познания: - расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; - использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека; - изобретение новых технических средств; - усовершенствование природы человека; - конечная цель познания – господство человека над природой. | |
- проблемы познания: - необходимо активно применять научный метод в процессе познания. Это может значительно продвинуть вперёд познавательный процесс. В качестве данного научного метода предлагается дедукция (движение мысли от общего к частному); - смысл философского гносеологического метода Р.Декарта в том, чтобы впроцессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приёмы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания; - приёмы исследования при использовании рационалистическо - дедуктивного метода: - принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчётливо и не даёт повода к сомнению; - каждую сложную вещь следует расчленять на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа); - в познании идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза); - строго соблюдать последовательность, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования. - учение о «врождённых идеях» – большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны – это «врождённые идеи», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.Это – Бог, «число», «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д. Т.о., интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Р.Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к наиболее частным положениям конкретных наук, а уже от них к максимально конкретным знаниям. |