Т.о., социальные преобразования и развитие науки и вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку

Тенденции развития философии Нового времени. Основные характеристики философской мысли. Специфика философских направлений.

XVIIв. открывает новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени или ранней современной философией.

Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах – XVI-XVIIвв., что обусловило развитие науки и появления новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания – проблемы методологии познания.

Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:

1-й период - эмпиризм и рационализм XVII века;
2-й период - философия эпохи Просвещения XVIII века;
3-й период - немецкая классическая философия к.XVIII – н.XIX века.

Каждый из этих периодов имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием общества на тот исторический момент.

Тенденции становления и развития философии Нового времени: - расширяется и углубляется процесс разложения феодального общества, начавшийся в эпоху Возрождения;
- в последней трети XVI – начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция развёртывается в Англии. Эти революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду;
- развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. Важнейшим фактором такого изменения оказывается наука, главенствующее место в которой занимает механика.
 

Т.о., социальные преобразования и развитие науки и вызвали к жизни новую ориентацию философии, которая стала опираться главным образом на науку.

Специфические проблемы и установки философии Нового времени: - полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума;
- выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс;
- развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. Теория познания становится центром философии Нового времени.

Т.о., основной темой философии раннего Нового времени (XVIIв.) стала тема познания, путей и способов получения научного знания о мире.

XVIIв. не без основания называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлёт философской и научной мысли. В этот период развития философской мысли продолжается ещё идущая от Средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому достоверное познание возможно только с помощью разума. В Новое время эти два направления трансформировались в эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) и рационализм (от лат. ratio – разум) - два крупных философских течения, по-разному трактовали источники и природу человеческого знания.

Эмпиризм основатель – Фрэнсис Бэкон Видные представители: Томас Гоббс Джон Локк Джон Дьюи и др. - направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)»; - опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями; - в разуме и душе человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена»; - поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств; - знание должно идти от опыта (эксперимента) к обобщениям, это – индуктивный метод движения ума, который и есть истинный метод в философии и во всех науках; - получил широкое распространение в Англии XVIIв. и в последующем в США; - эмпиристы - оппоненты рационалистов.
Рационализм представители: Платон Демокрит Эпикур Сократ Кант Наибольший вклад внесли: Рене Декарт Барух Спиноза Готфрид Лейбниц - направление в философии, сторонники которого считают, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода; - восприятия и ощущения иллюзорны, а опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны; - в самом разуме есть интуитивно ясные и отчётливые идеи. Главное то, что человек мыслит: «Я мыслю – следовательно, существую»; - по правилам дедукции (движения мысли от общего к частному) человек может вывести истинные знания о мире; - рационализм не тождествен идеализму, т.к. смысл его не в первопричинности идей по отношению к материи (бытию), а в разумности бытия; - выступали против средневековой теологии и схоластики, которые видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум; - рационалисты – оппоненты эмпиристов.

2. Видные представители эмпиризма и рационализма: Френсис Бэкон и Рене Декарт.

Френсис Бэкон (1561-1626) – лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля, хранитель государственной печати, барон. Он прожил богатую событиями жизнь: был на дипломатической службе, вёл юридическую практику, с увлечением занимался политической деятельностью в парламенте, но затем целиком посвятил себя философской и литературной деятельности. Проблемы развития науки и анализ научного познания он раскрыл в своём труде «Новый органон».

Философия Ф.Бэкона имеет два смысловых раздела – критический и позитивный. В критической философии он анализирует ложные понятия в науке и причины сохранения этих понятий, которые он образно называет «идолами», в позитивной философии он предлагает учение о правильном пути определения понятий – методе индукции.

Фрэнсис Бэкон -критическая философия: - классификация наук: - следует привести границы мира умственного в соответствие с новыми открытиями и изобретениями; - наука, знание – высшая ценность, обладающая практической значимостью «Знание – сила»; - исходя из познавательных возможностей человека, предложена следующая классификация наук: - на памяти основывается история; - на воображении – поэзия, литература, искусство; - на разуме базируется философия. - предмет философии и способ её познания: - природа – непосредственно (с помощью чувственного восприятия и опыта); - Бог – через природу; - человек – через рефлексию (обращённость мысли на самого себя, изучение мыслью мысли).
- учение об «идолах»: - прежде чем восстанавливать науку, нужно выяснить причины, которые привели к её отставанию от жизни и опыта, такими причинами выступают «идолы» - заблуждения разума, искажающие познание: - идолы рода – заблуждения, связанные с психологией познавательной деятельности. Человеку свойственна жадность разума, т.е. стремление к обобщениям без опоры на факты. Преодолеть идолы рода невозможно, но можно ограничить путём научных дискуссий и критических суждений; - идолы пещеры – заблуждения, порождённые человеческим характером. Каждый человек имеет свою «пещеру», т.е. обладает индивидуальностью. Он предпочитает усматривать определённые факты и не обращать внимание на другие. Отсюда неверное употребление понятий. Преодолеть идолы пещеры, начинающим исследователям возможно обращаясь к прошлому опыту научного поиска; - идолы рынка – заблуждения, возникающие, когда мнение принимается за истину, за знание. Они проистекают из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожими представлениями и мнениями. Избавиться от них можно путём изучения истории философии и науки; - идолы театра – заблуждения, возникающие в результате веры в авторитет и доктрины. Они возникают, когда знания подменяются верой. Необходимо различать истину знания, которая проверяется опытом, и истину веры, которая достигается божественным откровением.
позитивная философия: - индукция как главный метод познания: - индукция – обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления); - достоинство индукции – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания; - недостаток индукции – её недостоверность, вероятностный характер (если несколько явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все явления данного класса); - пути преодоления главного недостатка индукции – в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знаний.
Значение философии Ф.Бэкона: - было положено начало эмпирическому направлению в философии;
- гносеология поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;
- определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов его деятельности;
- предпринята первая попытка классифицировать науки;
- дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии, так и Европы в целом.

Эмпирическая философия Ф.Бэкона, его призыв обратиться к опыту оказал сильное влияние на становление экспериментального естествознания XVIIв.

У истоков западноевропейского рационализма – философия французского учёного и философа Рене Декарта (1596-1650),который пошёл другим путём в разработке проблем методологии.

Р.Декарт родился во Франции, учился в иезуитском колледже и получил юридическое образование. Он много путешествовал по Европе, служил в армии, именно в этот период своей жизни он обратился к философии. В 1629г. он переселяется в Нидерланды, где прошла основная часть его жизни и деятельности.

Его основные сочинения «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии», и др.

Основные положения философии Рене Декарта: - связь развития научного мышления с общими философскими принципами: - в основании человеческого знания лежит философия (метафизика); - истинность исходных положений метафизики будет гарантировать истинность человеческих знаний вообще; - проблема в том, как найти такое положение, истинность которого самоочевидна; - взяв за основу скептицизм, Р.Декарт рассуждал так, любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: «Мыслю, следовательно, существую», поскольку акт сомнения в нём означает и акт мышления, и акт существования. Именно поэтому данное утверждение Р.Декарта является основой его философии.
- учение о субстанции (Р.Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое характеризовало бы сущность бытия и в качестве такового выводит понятие субстанции): - субстанция – это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме самого себя; - таким качеством обладает только одна субстанция, и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего; - будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций (единичных вещей, идей), которые обладают главным качеством субстанции – не нуждаются в своём существовании ни в чём, кроме самих себя. Причём сотворённые субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу, по отношению к высшей субстанции – Богу – они производны, вторичны и зависят от него; - субстанции, сотворённые Богом: - материальные(вещи): - коренное качество – протяжение (в длину, ширину, высоту), делимость до бесконечности; - производные качества – форма, движение, положение в пространстве и др.; - духовные(идеи): - коренное качество – мышление, неделимость; - производные качества – чувства, желания, ощущения; - человек – является единственным существом, в котором соединяются и существуют две субстанции - материальная (телесно-протяжённая) и духовная (мыслящая), и это позволяет ему возвыситься над природой. - дуализм Декарта: - поскольку человек совмещает в себе две субстанции, следовательно, он дуалистичен (двойствен); - с точки зрения дуализма «основной вопрос философии» (что первично – материя или сознание) решается следующим образом: материя и сознание соединяются только в человеке, а т.к. человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
- цели познания: - расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; - использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека; - изобретение новых технических средств; - усовершенствование природы человека; - конечная цель познания – господство человека над природой.
- проблемы познания: - необходимо активно применять научный метод в процессе познания. Это может значительно продвинуть вперёд познавательный процесс. В качестве данного научного метода предлагается дедукция (движение мысли от общего к частному); - смысл философского гносеологического метода Р.Декарта в том, чтобы впроцессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приёмы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания; - приёмы исследования при использовании рационалистическо - дедуктивного метода: - принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчётливо и не даёт повода к сомнению; - каждую сложную вещь следует расчленять на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа); - в познании идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза); - строго соблюдать последовательность, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования. - учение о «врождённых идеях» – большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны – это «врождённые идеи», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.Это – Бог, «число», «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д. Т.о., интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Р.Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к наиболее частным положениям конкретных наук, а уже от них к максимально конкретным знаниям.

Наши рекомендации