Раймунд Луллий Raymundus Luttius
(ок. 1232-ок. 1316)
Раймунд Луллий (латинизированная форма каталонского имени
Рамон Лъюлъ) — философ-мистик, писатель и поэт, миссионер, ро-
дился на острове Майорке в знатной каталонской семье. Юность
провел при дворе Якова I Завоевателя, короля Арагонского. В более
зрелые годы был сенешалем при дворе короля и наставником его сы-
на, будущего короля Майорки Якова II.
Примерно в тридцатилетнем возрасте (1265) у Луллия про-
исходит глубокое духовное перерождение. Однажды во время сочи-
нения любовных стихов ему было видение распятого Христа, ис-
толкованное им как обращенный к нему призыв: «Следуй за мной!».
Видение повторилось еще несколько раз. Луллий испытал огромное
потрясение, оставил светскую жизнь, королевский двор, покинул
семью. Он принимает решение посвятить свою жизнь служению
Христу посредством обращения «неверных» в христианскую веру.
Луллий приходит к мысли, что для осуществления поставленной
Цели необходимо написать «лучшую в мире книгу» против ошибок
и заблуждений неверующих в христианские догматы. Он удалился
на гору Мирамар, где провел около десяти лет своей жизни, живя
отшельником, подготавливая себя к деятельности миссионера,
штудируя Библию, Коран, Талмуд, сочинения различных мыслите-
лей, в том числе арабских. Через десять лет упорных занятий во
время уединенной длительной медитации его посещает озарение,
во время которого проясняются форма и метод вышеназванной
книги против заблуждений «неверных». После этого он приступа-
ет к ее написанию, положившему начало различным вариантам его
знаменитого «Искусства».
Луллий посещает университеты и монастыри Франции, Ита-
лии и Испании с целью пропаганды своего «Великого искусства».
О его огромном авторитете говорит тот факт, что его трижды
приглашают читать лекции в Парижском университете (Сорбон-
не) — центре интеллектуальной жизни того времени, хотя он не
имел какой-либо ученой степени и не учился в университетах.
Луллий приходит к осознанию того, что для успешного распро-
странения христианства среди мусульман и иудеев необходимо зна-
ние их родного языка. В 1276 г. при содействии Якова II Луллий от-
крывает на Майорке колледж, в котором изучается арабский язык.
Более широкая организация изучения языков «неверных» с трудом
пробивает себе дорогу. Хотя Луллий неоднократно обращался к ко-
ролям европейских государств и к папе римскому, только в 1311 г.
было дано папское разрешение для изучения арабского, еврейского
и греческого языков в университетах Европы.
Луллий одним из первых в Европе стал писать свои труды не
только на латинском, но и на своем родном языке. Утопический ро-
ман «Бланкверна» был написан им на арабском, латинском и ката-
лонском языках.
Луллий предпринимает энергичные попытки организации ши-
рокого миссионерского движения, которое обращало бы «неверных»
в христианскую веру не с помощью огня и меча, как это было в кре-
стовых походах, но с помощью убеждения, доводами разума. Одна-
ко его действия не находят поддержки у папы римского. Поэтому
Луллий самостоятельно посещает Мессины, Кипр, Армению, четы-
ре раза Африку. Во время одного из первых посещений Африки он
был заключен в тюрьму и затем выдворен на родину.
Луллий был необычайно даровитым писателем и оставил око-
ло трехсот сочинений на латинском, каталонском и арабском язы-
ках, значительная часть которых сохранилась. Они охватывают
практически все области знания того времени, включая сочинения
по теологии, философии, логике, риторике, педагогике, медицине,
написанные в форме трактатов и романов в прозе и стихах.
В истории философии Луллий остался главным образом благода-
ря созданию «Великого искусства» (Ars magna). По мнению ката-
лонского мыслителя, оно представляет собой универсальный способ
открытия истин. Луллий во множестве сочинений проповедовал
свое искусство, создавая полные и краткие его варианты, применяя
его ко многим областям знания: физике, астрономии, медицине, пра-
ву, математике, мнемонике, риторике. В истории философии и ло-
гики это была первая попытка механически смоделировать челове-
ческое мышление.
В споре с номиналистами Луллий отстаивал позиции крайнего
реализма. Он исходит из положения о тождестве мышления и бы-
тия. Общие понятия рассматриваются им как существующие са-
мостоятельно. Логической связи идей соответствует мир действи-
тельных вещей. Человеческая логика подобна логике, по которой Бог
создал мир.'
В вопросе о соотношении веры и знания Луллий защищает тезис
о единой истине. Считая, что постулаты веры могут и должны до-
казываться с помощью разума, он выступал срезкой критикой уче-
ния аверроистов о двух истинах, разделявших истину веры и исти-
ну разума.
Учение Луллия, которого называли doctor illuminatus («озаренный
наставник») и doctor illuminatissimus («озареннейший наставник»),
имело множество последователей. Наиболее известным из них был
Джордано Бруно, многие произведения которого посвящены попыт-
кам усовершенствования луллиевого искусства и применения этого
искусства к различным областям человеческой деятельности. Тру-
ды Луллия оказали также влияние на Николая Кузанского, Гассенди,
Лейбница.
Но были и противники этого учения. В 1372 г. доминиканским
монахом Николаем Эймерком было выдвинуто обвинение против
Луллия в различных ересях, но поддержки не получило. Позднее Дж.
Свифт вывел в своем романе «Путешествие Гулливера» карика-
турный образ луллиста.
В России учение Луллия стало известно в конце XVII в. благода-
ря деятельности А. X. Белобоцкого. Он перевел «Краткое искусст-
во» (Ars brevis) и сделал вольное переложение Ars magna. Они были
довольно широко распространены в рукописных книгах, особенно
среди старообрядцев.
В настоящее время на Майорке существует школа луллистов,
издается журнал Estudios Lulianos, посвященный изучению творче-
ского наследия Луллия, проводятся международные конференции.
В. А. Кулъматов
Девятая — о девяти субъектах. Десятая — о применении. Один-
надцатая — о вопросах. Двенадцатая — об овладении [Искусст-
вом]. Тринадцатая — о способе обучения данному искусству.
И прежде всего о первой части скажем следующее:
Краткое искусство1
Господи, по милости и любви Твоей начинается «Краткое ис-
кусство» (Ars brevis), которое является точной копией «Всеобще-
го искусства» (Ars generalis), сочинения, начинающегося так:
«Господи, с помощью Твоего высшего совершенства начинается
„Всеобщее искусство"»2.
I