Глава VII Чего недостает людям, живущим в ложной свободе
Как-то сидел юноша светлым воскресеньем, углубившись в се-
бя и погрузившись в мысли; и в тишине его души предстала ему
умозримая фигура, искусная в словах, но неопытная в делах и ки-
чащаяся непомерным богатством.
Он начал спрашивать. Откуда ты?
Она сказала: Я — ниоткуда.
Он сказал: Скажи, что ты такое?
Она сказала: Я — ничто.
Он сказал: Чего ты хочешь?
Она ответила: Я ничего не хочу.
Он снова сказал: Это как-то странно. Скажи мне, как тебя зовут?
Она сказала: Меня зовут Безымянная Стихия.
Юноша сказал: Тебя справедливо зовут Стихия, ибо твои сло-
ва и ответы весьма дики. Ответь мне на один вопрос: какова цель
твоего учения?
Она сказала: Неограниченная свобода.
Юноша сказал: Скажи, что ты называешь неограниченной сво-
бодой?
Стихия сказала: Когда человек живет по своей воле, не зная
различий и не думая ни о прошлом, ни о будущем.
Юноша сказал: Ты — не на праведном пути истины, ибо такая
свобода уводит человека от святости и лишает его свободы истин-
ной; ведь тот, у кого отсутствует способность различать, у того от-
сутствует порядок, а все то, что не имеет правильного порядка, —
злое и ущербное: как сказал Господь Иисус Христос: «Всякий, де-
лающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). Но тот, кто с чистой со-
вестью и воздержанной жизнью станет в праведном отрешении от
себя самого единым со Христом, тот придет к истинной свободе,
как сказал Он же: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны
будете» (Ин. 8, 36).
Но Стихия сказала: Что ты называешь упорядоченным и что
беспорядочным?
Юноша ответил: Я говорю об упорядоченном, если в действии
учтено все, что внешне и внутренне относится к делу. Если этого
не происходит, то я называю это беспорядком.
Стихия сказала: Беспредельная свобода должна быть против
этого и все это презирать.
Юноша сказал: Такое презрение было бы против всякой прав-
ды, равно как и ложная беспредельная свобода; ведь она направ-
лена против того порядка, который вечное Ничто в своей изо-
бильности придало всем вещам.
Стихия сказала: Человек, ставший никем в своем вечном Ни-
что, ничего не знает о различии.
Юноша: Вечное Ничто, про которое здесь, а также во всех пра-
вильных рассуждениях полагают, что оно есть Ничто не из-за сво-
ей несущественности, а из-за своей превосходящей всепресущест-
венности, это Ничто не содержит в себе никакого различия, но из
него, поскольку оно порождает все, происходит соответствующее
порядку различение всех вещей. Человек никогда не будет всецело
уничтожен в этом Ничто, его память сохранит отличие собственно-
го происхождения, а его разум — собственный выбор, хотя все, что
было в его прапричине, окажется за пределами его рассудка.
Стихия: Следует ли вообще понимать это только в этой при-
чине и из этой причины?
Юноша: Понимать так было бы неправильно, ведь Оно не
только в причине. Оно — созидательное Сущее и в Себе Самом,
поскольку Оно — вне причины, и Оно остается тем, что есть, и так
Его и нужно воспринимать. Не будь в Нем никакого различия по
сущности и по восприятию нами, ты была бы права. Но это не так,
как прежде сказано. Это следует хорошо различать.
Стихия: Я слышала, что был великий Мастер1, который упра-
зднил всякое различие.
Юноша: Когда ты говоришь, что он упразднил всякое различие
и что это относится к божеству, то нужно понимать это так, что он
думал о каждой из ипостасей в основе, в которой у них нет различий,
но не об их отношениях друг с другом, где их личные различия несо-
мненно сохраняются. Если же ты имеешь в виду то, что человек, от-
казавшись от себя, исчезает, то уже довольно сказано, что понимать
это следует по тому, как мы это воспринимаем, а не по его сущности.
Заметь при этом, что «разделение» — совсем не то, что «различение»;
как известно, тело и душа нераздельны, ибо одно существует в дру-
гом, и ни один член не может жить отдельно сам по себе. Но душа от-
личается от тела, ибо душа — не тело, и тело — не душа. Из этого я де-
лаю вывод, что воистину ничто не может быть отделено от простой
1 Здесь и далее речь идет о Мастере Экхарте.
сущности; ибо у каждого собственная сущность, но со своим отличи-
ем: божественная сущность не — сущность камня, и, наоборот, сущ-
ность камня — не сущность божественная, и сущность одной твари —
не сущность другой. Так полагают учителя, говоря, что, собственно,
это различие — не в Боге, но от Бога. И тот Мастер пишет в своем
комментарии к «Книжке Премудрости»: Как нет ничего более цель-
ного, чем Бог, так нет и ничего более различного. Поэтому твое по-
нимание ложно, мое же учение правильно.
Стихия сказала: Этот Мастер сказал много справедливого
о человеке, созданном по образу и подобию Божию.
Юноша сказал: Он пишет в одном месте, что Христос — единород-
ный Сын, а мы — нет. Он — Сын плотью от плоти, ибо явил Свою
Божественность в человеческом естестве. А мы, люди, — сыновья не
по плоти, и наше рождение во Христе называется «возрождением»,
поскольку оно ведет к подобию Его природе. Он — образ вечного не-
бесного Отца, а мы созданы по образу Пресвятой Троицы. И поэто-
му он сказал, что никто не может быть равным Ему.
Стихия: Я слышала, что он утверждал, будто такой человек
действует во всем так же, как действует Христос.
Юноша: Тот же Мастер пишет в одном месте так: праведник во
всем действует так же, как действует праведность, и это верно, гово-
рит он, ибо праведник рожден от праведности, как написано: «Рож-
денный от плоти есть плоть; а рожденный от Духа есть дух» (Ин. 3,6).
И это истинно только для Христа, говорит он, и ни для одного друго-
го человека. Ибо у Христа нет другой сущности, кроме сущности От-
ца, и не рожден Он ни от кого, кроме Отца Своего небесного, и потом:
действует Он во всем, как действует Его небесный Отец. Но всем дру-
гим людям уготовано, говорит он, лишь более или менее сотрудни-
чать с Ним, в зависимости от того, в какой степени мы рождены от
Него. Эти слова открывают тебе правду в ее истинном смысле.
Стихия сказала: Его слова показывают, что все, что дано Хри-
сту, дано и мне.
Юноша: Это «все», что дано Христу, — есть совершенное облада-
ние истинным блаженством. И Он сам сказал: «Отец дал Мне всё»
(ср. Ин. 3,35). И это же «все» Он дал всем нам, но не таким же обра-
зом. И во многих местах Он говорит, что обладает всем по воплоще-
нию, мы же — по единению с Ним, в котором становимся богоподоб-
ны. И потому Он обладает этим настолько же более благородным
образом, насколько более благородно Он был восприимчив к этому.
Но Стихия возразила: Он, упразднив всякое сходство и объеди-
нение, создал нас, лишив подобия, как совершенно единое.
Юноша ответил: Несомненно у тебя отсутствует просвещаю-
щая способность различения, исходя из которого мы говорим, что
человеку дано стать единым со Христом и все же оставаться отлич-
ным от Него: в той мере, в какой он соединен, и в той мере, в какой,
несмотря на раздельность, осознает себя как Единое. Подлинный
свет тебя еще не просветил, ибо подлинный свет приносит порядок
и различие, уводя нас от безмерной множественности. Твоя острая
наблюдательность вкупе с красотой природного света царят в рас-
судочной мысли, очень похожей на свет божественной истины.
Стихия, готовая слушать, настойчиво попросила, чтобы он
продолжил объяснять ей это важное различие.
Он отвечал: Самый большой недостаток, который наносит ущерб
тебе и тебе подобным, — это то, что в мыслях ваших нет способнос-
ти правильного различения истины. И потому тот, кто хочет достичь
Наивысшего, не впав в этот грех, должен усердно следовать сему со-
кровенному учению, ибо тогда он беспрепятственно придет к своему
блаженству.
Глава VIII