Занятие 11. Трансформация традиций классического философского наследия в марксизме и позитивизме
Тематика семинарских занятий
Занятие 1. Введение в дисциплину.
1. Задачи и структура курса “Философия”
2. Обзор литературы по курсу.
3. Требования общегосударственного стандарта, предъявляемые к изучаемой дисциплине.
Занятие 2. Философия как социокультурный феномен.
1. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Знания и ценности в структуре мировоззрения.
2. Исторические типы мировоззрения.
3. Проблема начала философии. Природа философских проблем. Основные темы философских размышлений.
4. Структура философского знания. Основные разделы в системах классической и неклассической философии.
Занятие 3. Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций.
1. Место и роль философии Древнего Востока в исторической динамике культуры.
2. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания.
3. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: основные идеи и принципы.
4. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-практическая направленность.
5. Традиционные философские учения древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
Занятие 4. Характер древнегреческой цивилизации
И особенности античной философской традиции.
1. Космоцентризм античного философского мышления. Основные этапы становления и эволюции античной философии.
2. Проблема первоначала в досократовской философии. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии.
3. Классический период античной философии. Софисты.
4. Этическая философия Сократа.
5. Философия Платона.
6. Философское учение Аристотеля.
Занятие 5. Греческая философия периода Эллинизма.
1. Греческая философия периода Эллинизма.
2. Этические концепции киников и киренаиков.
3. Этика Эпикура.
4. Становление религиозно-мистических ориентаций в философских учениях позднего эллинизма (неопифагореизм, неоплатонизм, стоицизм).
Занятие 6. Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
1. Характеристика основных этапов средневековой философии. Принципы средневекового философского мышления.
2. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
3. Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм).
4. Систематизация схоластики в философии Фомы Аквинского.
Занятие 7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.
1. Особенности философского мышления в эпоху Возрождения: антропоцентризм, пантеизм, гелиоцентризм.
2. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени.
3. Опытно-индуктивная методология Ф.Бэкона и её основные характеристики.
4. Правила рационалистического метода Р. Декарта.
5. Учение о субстанции Б.Спинозы и Г.Лейбница.
Занятие 8. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.
1. социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения. Характер и направленность философии Просвещения.
2. Основные достижения материалистической философии 18 в. (П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри).
Занятие 9. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской традиции.
1. Идея «гносеологической революции» и критическая философия И.Канта.
2. Философская система и диалектический метод Г.Гегеля.
3. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Занятие 10. Становление неклассической философии.
1. Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии.
2. Критика философской классики в творчестве А. Шопенгауэра.
3. Философия С. Кьеркегора.
4. Философские идеи Ф. Ницше и их влияние на философию 20 века
Занятие 11. Трансформация традиций классического философского наследия в марксизме и позитивизме.
1. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса. Диалектический метод в марксизме.
2. Трансформация марксизма в 20 веке.
3. Основные исторические формы позитивистской философии. Классический позитивизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм.