Накануне мы встали на покосе, ночью лошадки очень неплохо подкрепились, и Каринка стала представлять не столь жалкое зрелище, что вчера.
Закончив все бытовые лагерные дела, я собралась в разведку. Прямо от нашего покоса, в нужном направлении, отходила дорога, и я отправилась по ней.
Моя неразлучная спутница, мой верный друг, компаньон, проводник – Арва, как всегда бежала рядом, то уходила вперед, то шла в сторону – проверить, какие тайны скрывает лес, колоннадой возвышающийся вдоль дороги!
Дорога сначала была очень даже хорошей, по ней не так давно проезжала машина (правда след ее оборвался внезапно, словно машина ушла на взлет, и больше не появился). По ней ходили люди в сапогах и ботинках, ее колеи были размыты даже меньше, чем у дороги вчерашней, поэтому, окрыленная надеждой, я спешила все дальше по дороге, дав себе зарок достичь перевала!
Но чем выше я поднималась, тем хуже становился путь – колея сузилась, на ней появились завалы и каменные россыпи, в одном месте дорога на протяжении метров трехсот шла просто по каменистому руслу ручья, заваленному к тому же, буреломом. Потом она превратилась в две канавы на крутом склоне, заросшие все тем же молодым осинником. Я еще не знала возможности наших лошадей, в их сверхпроходимости мне предстояло еще убедиться, а потому, упершись в особо густые осиновые заросли, я повернула обратно, твердо зная, что сюда на лошадях не пойду. «Мне нужны целые лошади, со здоровыми ногами, а так же целое снаряжение!»,- так думала я, возвращаясь в лагерь.
Я вынашивала мучительную мысль о возвращении на трассу М5, ибо через горы прорваться не удалось. Хребет Баскак так нас и не пропустил!
Лариса идею возвращения поддержала, в конце концов, что такого страшного, если мы пятнадцать километров пройдем по трассе? Зато лошади не переломают ноги!
Вьюк был починен, солнце неторопливо уходило за горы, радуя прекрасным закатом, мы посидели у костра, проговорили долго о религии и литературе, а потом, начавшийся дождь загнал нас в палатку.
Начинался третий, самый тяжелый, день похода…
Июня 2006г. День третий.
Мы дневали в семи километрах от деревни, выше по реке, до трассы было еще далеко, поэтому вышли рано. Будильники на телефонах добросовестно подняли нас в шесть утра, а в девять мы уже были в седлах.
Лошади охотно шли, видимо в надежде, что все уже кончилось, мы возвращаемся, и нас ждет машина… Бедные, наивные животные!
Мы прошли через деревню не останавливаясь, не обращая внимания на жару и слепней, и устремились к трассе.
В деревне мы подсмотрели забавный эпизод: местный табунок лошадей, голов примерно в десять, спасаясь от жары и кровососов, набился в павильон автобусной остановки. Только жеребята растянулись на солнышке, лениво отмахиваясь метелочками хвостов. Мы проехали мимо, и тут нас почуял вожак табуна. Жеребец налетел сумасшедшим галопом, с явным намерением изгнать из владений чужаков. Мы занервничали, кобылы приготовились к драке, но то ли косячник испугался наших криков и взмахов чумбурами2, то ли ему было просто жарко, и лень нас преследовать, но, проводив нас метров пятьдесят, он отстал, вернувшись в павильон с чувством выполненного долга.
Это была первая, но далеко не последняя, встреча с владыкой местного табуна, и обошлась она нам дешевле всего!
Утомившись ехать верхом, мы спешились, преодолев с лошадьми в поводу участок дороги от деревни до трассы. По дороге, несмотря на выходной, сновали машины, что меня совсем не радовало, ибо Карина прыгала в сторону от каждой машины, хоть попутной, хоть встречной. Я старалась не думать, что же будет на трассе…
Около полудня мы вышли к М5, и остановились на площадке у магазинчиков, чтобы прикупить Ларисе ложку и кружку, забытые дома, а так же дать отдых лошадям. На трассе насекомых нет, их либо сдувает, либо они все разбиваются о ветровые стекла, и это была единственная ложка меда в бочке дегтя, при переходе по М5.
В час дня мы тронулись дальше. Собаку пришлось взять на чумбур, так как поводок оказался слишком коротким. Первые же сто метров показали все неудобство движения верхом, с собакой в руках. Машины шли почти сплошным потоком, лошадка шарахалась, Арва попадала ей под ноги, я отпускала поводок, потом, успокоив лошадь, подзывала собаку и, свешиваясь с седла, ловила чумбур вновь. До следующей колонны фур…
Трасса в этом месте проходит по ущелью реки Ук, изобилуя мостами, а так же высокими кюветами. Как я боялась, что мы улетим под откос при очередном прыжке испугавшейся лошади! Но все обошлось, видимо, даже у испуганной лошади, рассудок все же одерживает верх над эмоциями, во всяком случае, часа через полтора, целые и невредимые, мы подъехали к кафе «Гурман». Я очень люблю это заведение и не пропускаю случая в нем остановиться, готовят там вкусно, цены (для трассы) вполне приемлемые, в общем, мы там решили пообедать и в этот раз. Просочившись между припаркованными фурами, мы привязали лошадей к перилам крыльца и вошли на прохладную галерейку кафе, словно два ковбоя в салун, запыленные, с неловкой походкой только спешившихся, да еще и с собакой.
Здесь случился маленький конфликт с официанткой, которую возмутило собачье присутствие. На это мы ей сказали, пусть радуется, что лошадей не завели. У официантки отвисла челюсть, она побежала на крыльцо посмотреть, не разыгрываем ли мы ее, потом зарысила на кухню и оттуда прискакали две поварихи, подивиться на эдакое чудо. Нас просто засыпали вопросами, один из которых мне очень понравился: «Собачка что, пешком идет?» « А где вы видите третью лошадь, для собачки?», - ответила на это я.
Шум привлек внимание дальнобойшиков за соседними столами, им стало тоже интересно, куда и зачем мы едем, и главное, сколько времени у нас это заняло. Мы выехали из Уфы три дня назад, а они всего лишь час, да, - скорости у нас несоизмеримые. Потом они долго убеждали нас, что с этой стороны мы на Белорецк никак не попадем, но я парировала их укол, мол, для машин дороги действительно нет, но для лошадей она есть везде!
Пока мы поглощали принесенный официанткой обед, откуда-то с улицы пришел хозяин кафе. Он был в таком восторге от ситуации (действительно, конные путешественники у него остановились впервые), что предложил нам любую помощь. Мы спросили, где можно напоить лошадей, и хозяин проводил нас к бане, возле которой запрудили и углубили небольшой ручеек.
Получился очень хороший бассейн. Возле него отдыхали гостьи хозяина – несколько теток мажорного вида, мы прошествовали мимо, наши скромные лошади попили с краю бассейна, зато собака, давно изнывавшая от жары, плюхнулась в него с плеском, и долго плавала, не обращая внимания на неодобрительные взгляды теток и восторженные возгласы хозяина кафе.