Разделы дисциплины и виды занятий
(на заочном отделении)
Лекц.12.сем.4
№ п/п | Разделы дисциплины (название) | Самостоятельная работа | Количество часов | |||||
Лекции | Практические занятия, семинары | |||||||
РАЗДЕЛ 1 РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | ||||||||
Введение. Стилевые тенденции, жанровые модификации. Методологические проблемы в изучении русской литературы конца ХХ – начала ХХI вв.Феномен А.Солженицына и его влияние на современный литературный процесс | ||||||||
Синтез национального и экзистенциального в произведениях В.Распутина, Б.Якимова 1990-х 2000-х годов. Повесть В.Распутина «Мать Ивана, дочь Ивана» | ||||||||
Поиск нравственных и философских опор в религиозном сознании :Л.Бородин , В.Крупин, др. | ||||||||
Сентиментализм, мифологизм, бытовое и историческое в произведениях А.Варламова, М.Кураева, А.Слаповского, др. Творчество А.Иванова 2000-х гг. | ||||||||
Творчество В.Астафьева 1990-х -2000-х гг.. годов. Повести «Веселый солдат», «Так хочется жить», рассказ «Пролетный гусь», др. | ||||||||
Трагическое осмысление судьбы человека на войне в условиях современной действительности (Афганская и Чеченская войны) Афганская тема в творчестве О.Ермакова и других | ||||||||
Натурфилософская проза 90-х -2000-х гг.. | ||||||||
РАЗДЕЛ 2 ПОСТМОДЕРНИЗМ | ||||||||
Эстетика русского постмодернизма. Натуралистическое и социальное в поэме Вен. Ерофеева «Москва - Петушки» Между модернизмом и постмодернизмом. Творчество Т. Толстой. Роман «Кысь» как синтетическая форма. | ||||||||
Специфика стиля постмодернизма конца 1990-х-2000-х гг.. Романы В. Пелевина 2000-х гг. Анализ романа «Чапаев и Пустота» | ||||||||
Типология постмодернизма: В.Сорокин, В.Шаров, Вик.Ерофеев, Ю.Буйда, Вяч.Пьецух др. | ||||||||
РАЗДЕЛ 3 СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ | ||||||||
Основные тенденции развития современной поэзии. Центонность поэзии Т. Кибирова | ||||||||
РАЗДЕЛ 4 СОВРЕМЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ | ||||||||
Проблематика, герои и конфликты современной драматургии. «Новая драма» Н. Коляды | ||||||||
Рабочая программа курса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
ВВЕДЕНИЕ. Стилевые тенденции, жанровые модификации. Методологичские проблемы в изучении русской литературы конца ХХ – начала ХХ1 вв.
Социокультурная ситуация второй половины 1980-х г.- начала XXI века.
Общая характеристика изучаемого периода. Сложность литературного процесса в целом: «возвращенная литература», значение русского зарубежья и андеграунда. Понятия «современная литература» и «современный литературный процесс». Периодизация.
Методологические вопросы, связанные с изучением современного периода: стилевые, родовые, жанровые и тематические особенности. Роль творческих индивидуальностей и их влияние на литературный процесс.
Условность выделения тенденций развития: реалистическая или постреалистическая, модернистская и постмодернистская; дискуссии по этому поводу.
Отличительные стилевые черты литературы этого периода: публицистичность, сатирическая направленность, биографизм, формирование филологической прозы, ирония, и пародирование, преобладание игрового начала и т.д
Литературная жизнь. Литературные премии: Букеровская, учрежденная в 1992 году, немецкая премия имени Пушкина, «шестидесятническая» «Триумф», «Антибукер», учрежденная «Независимой газетой», премии Академии современной русской словесности им. Аполлона Григорьева, Бунинская, премии Андрея Белого и Александра Солженицына, «Национальный бестселлер», «Большая книга».
Роль журналов «Новое литературное обозрение», «путеводителя русской литературы»– «Роман-журнал ХХ1 век». Появление коммерческих и частных издательств.
Поток «массовой литературы»: дамские любовные романы, детективы, триллеры и фэнтези.
Театральный «андеграунд». Функционирование маленьких театров: «На досках», «В арке», «На подоконнике», «На пятом этаже», «Театр абсурда». Условия творческой конкуренции: «Табакерка» (театр-студия под руководством О.Табакова), театр «На Юго-Западе», «На Красной Пресне» «Около дома Станиславского», православный театр «Глас» и др. Восстановление и изучение наследия Е.Вахтангова, С.Михоэлса, приход театра абсурда С.Беккета и Э.Ионеско.