Аннотация рабочей программы

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра истории зарубежной философии

Философия древней и средневековой

Индии

Учебно-методический комплекс

для бакалавриата по направлению:

030100 – Философия

Профиль: «Восточная философия»

Москва 2011

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ

Учебно-методический комплекс

Составитель:

к.филос.н., доц. Н.А. Канаева

Ответственный редактор

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры истории зарубежной философии

__.08.2010, Протокол № __

Учебно-методический комплекс предназначен подготовки бакалавров, обучающихся по специальности «Философия»(030100) по профилям «Восточная философия» и «Западная философия». Комплекс содержит организационно-методические указания для студентов и преподавателей, распределение бюджета учебного времени, программу дисциплины, планы семинарских занятий, методические рекомендации по изучению дисциплины, темы эссе с методическими рекомендациями по их исполнению, тестовые задания, вопросы для подготовки к экзамену, а также перечень рекомендованной для изучения литературы.

© Российский государственный гуманитарный университет, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие.. 4

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА.. 4

2.1. Аннотация рабочей программы.. 4

2.2. Пояснительная записка. 5

2.3. Тематический план курса. 6

2.4. Содержание дисциплины.. 7

Тема 1. Особенности индийской философской традиции. 7

Тема 2. Эпохи первых философов и первых школ. 8

Тема 3. Учение чарваков-локаятиков. 8

Тема 4. Философия джайнизма. 9

Тема 5. Буддийская философия. 9

Тема 6. Философия астика: вайшешика, ньяя, 10

санкхья и йога. 10

Тема 7. Системы миманса и веданта. 11

2.5. Образовательные технологии. 12

2.6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.. 13

2.7. Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену. 14

2.8. УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ.. 15

2.9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. 16

2.10. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 22

3. Планы семинарских занятий.. 22

Тема 1: «Дофилософия и предфилософия Индии». 22

Тема 2: «Эпохи первых философов и первых школ» и. 23

тема 3: «Учение чарваков-локаятиков». 23

Тема 4: «Философия джайнизма». 24

Тема 5: «Буддийская философия». 24

Тема 6: «Философия астика: вайшешика, ньяя, санкхья и йога». 26

Тема 7: «Системы миманса и веданта». 26

4. Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы 27

Предисловие

Философия, как известно, возникла в трех культурных центрах — в Древней Греции, Индии и Китае — примерно в одно и то же время (в первой половине I тысячелетия до н.э.), но каждая из философских традиций оказалась не похожей на остальные. Почему? Потому что философия —не просто знание, а знание о «жизненном мире» человека, таком, каким он открывается человеку, о разнообразных формах отношений человека к миру и другим людям,а миры трех древних цивилизаций были разными. Являясь самосознанием и духовной основой индийской культуры, индийская философия получила от нее самобытный характер и способствовала формированию в Индии собственной системы жизненных ценностей. Эти выверенные тысячелетиями ценности способны, по мнению многих современных философов, скорректировать ориентиры зашедшей в тупик западной техногенной цивилизации (см., например, сборник: Modern India and the West. A Study of the Interaction of their Civilizations. — London — New York — Toronto, 1968. P. 93).

Процессы глобализации, отмеченные сегодня в экономике, политике, коммуникациях, культуре и т.п., делают пространство сосуществования различных культур более тесным и более напряженным. Строить позитивные отношения с иными культурами можно только на основе хороших знаний о них, в первую очередь, знаний об их фундаментальных принципах, которые рефлексируются именно в философии. Обе названные причины делают знакомство с индийской философией занятием не только интересным, но и чрезвычайно полезным.

Сегодня изучать индийскую философию гораздо легче, чем 30 лет назад, поскольку последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI в. для отечественной индологии были чрезвычайно плодотворными: опубликованы переводы на русский многих базовых философских текстов, появился ряд фундаментальных исследований по главным системам (даршанам), интернет ресурсы. Доступная текстологическая база дает возможность достичь главной цели курса: адекватно представить отличную от западноевропейской философскую традицию и через сопоставление двух традиций помочь лучше понять специфику философского знания, его роль в формировании универсалий культуры.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Аннотация рабочей программы

Дисциплина «Философия древней и средневековой Индии» является частью общепрофессионального цикла дисциплин подготовки бакалавров по направлению 030100 – Философия, читаемых на философском факультете.

Содержание дисциплины составляет индийская философская традиция от ее формирования в контексте ведийской и брахманистской культуры до классической формы девяти даршан.

Дисциплина направлена на формирование профессиональных компетенций выпускника, таких как:

- владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1);

- умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных категорий и проблем индийской философии, а также их влияния на духовный климат современной Индии (ПК-4);

- знание различных методов научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности (ПК-11);

- владение методами и приемами логического анализа, умение работать с индийскими философскими текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12).

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме одной контрольной работы, итоговый контроль в форме экзамена.

Общая трудоёмкость освоения дисциплины составляет 3 зачётные единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (14 часов) занятия, семинары (20 часов), самостоятельная работа студента (70 часов).

Пояснительная записка

Цель курса: адекватно представить отличную от западноевропейской философскую традицию и помочь через сопоставление двух традиций лучше понять специфику философского знания, его роль в формировании универсалий культуры.

Задачи курса:

· приобретение навыков чтения индийских философских текстов в переводах;

· достижение понимания их проблематики в контексте индийской культуры;

· получение навыков компаративного исследования.

Наши рекомендации