Тема vi. познание, его природа, формы и методы

ТЕСТ № 19

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие Определение (характеристика) а Познание б Отражение в Агности-цизм г Объект познания д Субъект познания е Истина
1. Всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении одними объектами признаков, свойств и отношений других объектов.            
2. То, что противоречит человеку в его практической и познавательной деятельности, взаимодействие с чем ведёт к образованию различных видов знания.            
3. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.            
4. Процесс приобретения, в ходе общественно-практической деятельности человека, о себе самом.            
5. Учение, отрицающее возможность познания мира и его сущности, ограничивающее роль науки рассмотрением внешней данности предметов и явлений.            
6. Человек как носитель предметно-практической и познавательной деятельности (индивид или группа).              

ТЕСТ № 20

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие   Определение (характеристика) а Чувствен-ное познание б Рациональное познание в Ощуще-ние г Воспри-ятие д Предс-тавле-ние е Поня-тие е Сужде-ние ж Умозак-лючение
1. Исходная ступень познания, выступающая в виде живого созерцания предметов и явлений действительности.                
2. Чувственный образ, возникающий в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств.                
3. Форма мышления, в которой отражаются общие и в то же время отличительные признаки предметов.                
4. Форма мышления, в которой из одних суждений выводятся другие.                
5. Чувственно-наглядный образ предмета, который в данный момент непосредственно не воздействует на органы чувств.                
6. Ступень познания, на которой содержание предметов выступает в виде обобщённых, абстрактных, идеальных образов.                
7. Форма мышления, представляющая собой утверждение о наличии или отсутствии признаков у тех или иных предметов.                
8. Чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений материального мира.                

ТЕСТ № 21

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие   Определение (характеристика) а Сен-суа-лизм б Рацио-нализм в Язык г Естест-венный язык д Искусст-венный язык е Вооб-раже-ние ж Интуи-ция з Интуи-тивизм
1. Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и воображения, а также средством познания и объективации самосознания.                
2. Способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.                
3. Язык, созданный тем или иным народом в ходе многовековой общественной практики.                
4. Создание представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.                
5. Направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания.                  
6. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.                  
7. Язык, созданный конкретными людьми для решения задач в области науки и техники.                  
8. Течение в философии, признающее прямое усмотрение истины единственно достоверным средством познания.                  

ТЕСТ № 22

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие   Определение (характеристика) а Ирра- цио-нализм б Объектив-ная истина в Абсолют-ная истина г Относи-тельная истина д Догма-тизм е Реляти-визм ж Плюра-лизм
1. Знание, которое полностью окончательно отображает предмет, которое при всех условиях сохраняет своё значение и не может быть в дальнейшем опровергнуто.              
2. Принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.              
3. Течения в философии, которые отграничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой нечто недоступное разуму или инородное ему.              
4. Содержание знаний, которое соответствует действительности и не зависит от сознания познающего субъекта.              
5. Позиция, признающая несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал и видов бытия, оснований и форм знания              
6. Неполное, неточное знание, содержащее, однако, в себе элементы, которые сохранятся и в будущем знании, частичка абсолютного знания              
7. Недиалектический схематически-окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка проблем производятся без учёта конкретной ситуации.              

ТЕСТ № 23

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие   Определение (характеристика) а Конкрет-ная истина б Заблуж-дение в Практика г Практика как основа познания д Практика как цель познания е Практика как критерий истинности познания
1. Ориентация познания, науки на материальную, чувственно-предметную деятельность человека, как сферу применения их результатов.            
2. Несоответствие знания объективной действительности, обусловленное ограниченностью практики и познания, либо абсолютизацией отдельных сторон объекта, его познания.            
3. Материальная предметно-чувственная, целеполагающая деятельность человека как основа оценки истинности знаний.            
4. Качество знания, свидетельствующее, что отображенный в этом знании предмет рассматривается в зависимости от реальных условий, места и времени.            
5. Предметно-чувственная, целеполагающая деятельность человека, направленная на преобразование действительности и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человека и общества.            
6. Материальная, предметно-чувственная деятельность людей, взятая как тот процесс, в котором возникает и развивается познание, представленное всеми своими формами.            

ТЕСТ № 24

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие     Определение (характеристика) а Форма позна-ния б Метод позна-ния в Частная форма (метод) познания г Общая форма (метод) познания д Эмпирии-ческий уровень познания е Теорети-ческий уровень познания
1. Уровень, стадия познания, опирающиеся на представляющие собой знание в виде развитых понятий и их систем, отражающих сущностную сторону предметов и явлений действительности.            
2. Сложный приём, способ получения знаний о предметах и явления объективной действительности и человеческом сознании и познании            
3. Способ, приём получения знаний о предметах и явлениях лишь определённого вида, типа.              
4. Уровень, стадия познания, опирающиеся на знание, полученное на основе опыта, непосредственного изучения предметов и явлений действительности.              
5. Система правил и приёмов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления человека.              
6. Способ, приём получения знаний о широком круге или даже обо всех, о любых предметах и явлениях действительности.              

ТЕСТ № 25

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие Определение (характеристика) а Наблю-дение б Экспери-мент в Научный факт г Модель д Модели-рование е Научная проблема ж Гипотеза
1. Приём, способ изучения предметов в том виде, в каком они существуют в действительности и могут быть непосредственно воспринимаемыми.              
2. Искусственно созданный объект, который воспроизводит признаки исследуемого объекта, непосредственное изучение которого затруднено.              
3. Возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный интерес.              
4. Действительное, реально существующее, невымышленное событие, явление, а также знание об этом, выступающее основой для теоретического обобщения.              
5. Предположение о чём-либо, достоверность которого не доказана.              
6. Приём, способ изучения явления в точно учитываемых условиях и при активном воздействии на него со стороны исследователя посредством различных приборов и средств.              
7. Способ, приём изучения, основанный на замещении предмета некоторым его аналогом.                

ТЕСТ № 26

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие Определение (характеристика) а Анализ б Синтез в Индукция г Дедукция д Теория е Формали-зация ж Матема-тизация
1. Путь исследования, при котором содержание предмета познаётся с помощью выявления элементов его формы и выражения их посредством знаков.              
2. Способ исследования, при котором предмет расчленяется на составные части, (элементы), каждая из которых изучается по отдельности.              
3. Вид рассуждения, когда новая мысль строго выводится из других по законам логики (чаще всего от общего к частному знанию).              
4. Процесс внедрения способов количественной оценки в различные исследования.              
5. Вид рассуждения, в котором мысль приводится к некоторому более общему, чем исходные, положению.              
6. Способ, приём исследования, при котором происходит соединение частей, элементов, полученных на предшествующей стадии исследования.              
7. Система знаний, представляющая собой обобщённое выражение знаний о закономерностях развития той или иной области действительности или самого мышления, познания.              

ТЕСТ № 27

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие     Определение (характеристика) а Диалектика б Мета-физика в Метод вос-хождения от абстрактного к конкретному г Логи-ческий метод д Истори-ческий метод е Системно-структурный анализ
1. Метод, подход, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению умозрительной картины мира.            
2. Метод, в основе которого лежит фиксация конкретной, реальной последовательности состояний исследуемого явления.            
3. Приём исследования, в основе которого лежит понимание предмета как состоящего из различных частей, связанных определёнными отношениями.            
4. Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении метод.            
5. Метод, нацеленный на воспроизведение основных этапов и внутренней структуры развития предметов и явлений, при отвлечении от всего случайного, второстепенного.            
6. Всеобщий метод, в основе которого лежит процесс перехода от живого, чувственного отражения предмета, к его представлению в форме понятий и последующему использованию этих понятий в дальнейшей деятельности с этим предметом            

Наши рекомендации