Тема vi. познание, его природа, формы и методы
ТЕСТ № 19
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Познание | б Отражение | в Агности-цизм | г Объект познания | д Субъект познания | е Истина |
1. Всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении одними объектами признаков, свойств и отношений других объектов. | ||||||
2. То, что противоречит человеку в его практической и познавательной деятельности, взаимодействие с чем ведёт к образованию различных видов знания. | ||||||
3. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. | ||||||
4. Процесс приобретения, в ходе общественно-практической деятельности человека, о себе самом. | ||||||
5. Учение, отрицающее возможность познания мира и его сущности, ограничивающее роль науки рассмотрением внешней данности предметов и явлений. | ||||||
6. Человек как носитель предметно-практической и познавательной деятельности (индивид или группа). |
ТЕСТ № 20
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Чувствен-ное познание | б Рациональное познание | в Ощуще-ние | г Воспри-ятие | д Предс-тавле-ние | е Поня-тие | е Сужде-ние | ж Умозак-лючение |
1. Исходная ступень познания, выступающая в виде живого созерцания предметов и явлений действительности. | ||||||||
2. Чувственный образ, возникающий в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств. | ||||||||
3. Форма мышления, в которой отражаются общие и в то же время отличительные признаки предметов. | ||||||||
4. Форма мышления, в которой из одних суждений выводятся другие. | ||||||||
5. Чувственно-наглядный образ предмета, который в данный момент непосредственно не воздействует на органы чувств. | ||||||||
6. Ступень познания, на которой содержание предметов выступает в виде обобщённых, абстрактных, идеальных образов. | ||||||||
7. Форма мышления, представляющая собой утверждение о наличии или отсутствии признаков у тех или иных предметов. | ||||||||
8. Чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений материального мира. |
ТЕСТ № 21
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Сен-суа-лизм | б Рацио-нализм | в Язык | г Естест-венный язык | д Искусст-венный язык | е Вооб-раже-ние | ж Интуи-ция | з Интуи-тивизм |
1. Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и воображения, а также средством познания и объективации самосознания. | ||||||||
2. Способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. | ||||||||
3. Язык, созданный тем или иным народом в ходе многовековой общественной практики. | ||||||||
4. Создание представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. | ||||||||
5. Направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. | ||||||||
6. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. | ||||||||
7. Язык, созданный конкретными людьми для решения задач в области науки и техники. | ||||||||
8. Течение в философии, признающее прямое усмотрение истины единственно достоверным средством познания. |
ТЕСТ № 22
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Ирра- цио-нализм | б Объектив-ная истина | в Абсолют-ная истина | г Относи-тельная истина | д Догма-тизм | е Реляти-визм | ж Плюра-лизм |
1. Знание, которое полностью окончательно отображает предмет, которое при всех условиях сохраняет своё значение и не может быть в дальнейшем опровергнуто. | |||||||
2. Принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. | |||||||
3. Течения в философии, которые отграничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой нечто недоступное разуму или инородное ему. | |||||||
4. Содержание знаний, которое соответствует действительности и не зависит от сознания познающего субъекта. | |||||||
5. Позиция, признающая несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал и видов бытия, оснований и форм знания | |||||||
6. Неполное, неточное знание, содержащее, однако, в себе элементы, которые сохранятся и в будущем знании, частичка абсолютного знания | |||||||
7. Недиалектический схематически-окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка проблем производятся без учёта конкретной ситуации. |
ТЕСТ № 23
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Конкрет-ная истина | б Заблуж-дение | в Практика | г Практика как основа познания | д Практика как цель познания | е Практика как критерий истинности познания |
1. Ориентация познания, науки на материальную, чувственно-предметную деятельность человека, как сферу применения их результатов. | ||||||
2. Несоответствие знания объективной действительности, обусловленное ограниченностью практики и познания, либо абсолютизацией отдельных сторон объекта, его познания. | ||||||
3. Материальная предметно-чувственная, целеполагающая деятельность человека как основа оценки истинности знаний. | ||||||
4. Качество знания, свидетельствующее, что отображенный в этом знании предмет рассматривается в зависимости от реальных условий, места и времени. | ||||||
5. Предметно-чувственная, целеполагающая деятельность человека, направленная на преобразование действительности и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человека и общества. | ||||||
6. Материальная, предметно-чувственная деятельность людей, взятая как тот процесс, в котором возникает и развивается познание, представленное всеми своими формами. |
ТЕСТ № 24
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Форма позна-ния | б Метод позна-ния | в Частная форма (метод) познания | г Общая форма (метод) познания | д Эмпирии-ческий уровень познания | е Теорети-ческий уровень познания |
1. Уровень, стадия познания, опирающиеся на представляющие собой знание в виде развитых понятий и их систем, отражающих сущностную сторону предметов и явлений действительности. | ||||||
2. Сложный приём, способ получения знаний о предметах и явления объективной действительности и человеческом сознании и познании | ||||||
3. Способ, приём получения знаний о предметах и явлениях лишь определённого вида, типа. | ||||||
4. Уровень, стадия познания, опирающиеся на знание, полученное на основе опыта, непосредственного изучения предметов и явлений действительности. | ||||||
5. Система правил и приёмов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления человека. | ||||||
6. Способ, приём получения знаний о широком круге или даже обо всех, о любых предметах и явлениях действительности. |
ТЕСТ № 25
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Наблю-дение | б Экспери-мент | в Научный факт | г Модель | д Модели-рование | е Научная проблема | ж Гипотеза |
1. Приём, способ изучения предметов в том виде, в каком они существуют в действительности и могут быть непосредственно воспринимаемыми. | |||||||
2. Искусственно созданный объект, который воспроизводит признаки исследуемого объекта, непосредственное изучение которого затруднено. | |||||||
3. Возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный интерес. | |||||||
4. Действительное, реально существующее, невымышленное событие, явление, а также знание об этом, выступающее основой для теоретического обобщения. | |||||||
5. Предположение о чём-либо, достоверность которого не доказана. | |||||||
6. Приём, способ изучения явления в точно учитываемых условиях и при активном воздействии на него со стороны исследователя посредством различных приборов и средств. | |||||||
7. Способ, приём изучения, основанный на замещении предмета некоторым его аналогом. |
ТЕСТ № 26
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Анализ | б Синтез | в Индукция | г Дедукция | д Теория | е Формали-зация | ж Матема-тизация |
1. Путь исследования, при котором содержание предмета познаётся с помощью выявления элементов его формы и выражения их посредством знаков. | |||||||
2. Способ исследования, при котором предмет расчленяется на составные части, (элементы), каждая из которых изучается по отдельности. | |||||||
3. Вид рассуждения, когда новая мысль строго выводится из других по законам логики (чаще всего от общего к частному знанию). | |||||||
4. Процесс внедрения способов количественной оценки в различные исследования. | |||||||
5. Вид рассуждения, в котором мысль приводится к некоторому более общему, чем исходные, положению. | |||||||
6. Способ, приём исследования, при котором происходит соединение частей, элементов, полученных на предшествующей стадии исследования. | |||||||
7. Система знаний, представляющая собой обобщённое выражение знаний о закономерностях развития той или иной области действительности или самого мышления, познания. |
ТЕСТ № 27
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Диалектика | б Мета-физика | в Метод вос-хождения от абстрактного к конкретному | г Логи-ческий метод | д Истори-ческий метод | е Системно-структурный анализ |
1. Метод, подход, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению умозрительной картины мира. | ||||||
2. Метод, в основе которого лежит фиксация конкретной, реальной последовательности состояний исследуемого явления. | ||||||
3. Приём исследования, в основе которого лежит понимание предмета как состоящего из различных частей, связанных определёнными отношениями. | ||||||
4. Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении метод. | ||||||
5. Метод, нацеленный на воспроизведение основных этапов и внутренней структуры развития предметов и явлений, при отвлечении от всего случайного, второстепенного. | ||||||
6. Всеобщий метод, в основе которого лежит процесс перехода от живого, чувственного отражения предмета, к его представлению в форме понятий и последующему использованию этих понятий в дальнейшей деятельности с этим предметом |