Ответственность родителей за детей 11 страница
69-03 Я очень рад, что Мукунда приглашает вас в Лондон. Если есть возможность, вы должны немедля ехать, оба, и присоединиться к ним. Шестеро юношей и девушек, мужей и жен, проповедуют сознание Кришны в Лондоне так хорошо, что в «Лондон Таймз» появился заголовок: «Пение Кришны ошеломило Лондон». Эти юноши и девушки тоже всего два года как получили посвящение, однако они не только великолепно разбираются в богословии, но также, по милости Кришны, произвели определенное впечатление на такой город, как Лондон, просто благодаря своим искренним усилиям. Мой духовный учитель обычно посылал на проповедь тех, кто уже находился в отречении (санньяси), я же делаю прямо противоположное, а именно, готовлю для этой работы молодые семейные пары. Это одобрено Господом Чайтаньей. Он сказал, что независимо от того, является ли проповедник отрешенным санньяси или семейным человеком, брахман он или же шудра — ничто не остановит процесса проповеди сознания Кришны. Единственная квалификация, которая для этого требуется — это чтобы человек знал истоки сознания Кришны. Тогда он совершенно подходящий кандидат для того, чтобы проповедовать эту великую философию. Я понимаю, что ты и твоя жена очень разумны, и надеюсь, что если вы имеете искреннее желание служить Кришне, он даст вам понимание, как это делать.
Я здесь на Гавайях, под опекой Гаурасундры и его жены Говинда-даси, у них тоже все хорошо. Еще одна пара учеников, Сатсварупа и Джадурани в Бостоне тоже неплохо справляются. В Буффало Рупануга и его жена с малышом чувствуют себя неплохо. В Новом Вриндаване Хаягрива и его жена Шьяма-даси отлично трудятся. То есть, это часть моей миссионерской работы. Я хочу видеть, как западные юноши и девушки, распущенные в половом отношении, женятся и серьезно принимают сознание Кришны, и это делает их счастливыми как в материальном, так и в духовном отношении. Итак, если вы поедете в Лондон к Мукунде и его компании, вы будете очень рады увидеть, как муж и жена вместе могут чудесно проповедовать Движение сознание Кришны. Пожалуйста, примите эту философию очень серьезно, и вы будете счастливы и в этой жизни, и в следующей. (ПШП Ишане и Бибхавати, 8 марта 1969)
69-03 Благодарю тебя за письмо от 5 марта. Узнай от меня, что я даю тебе ясное и определенное разрешение на брак с Канчанбала-даси, причем как можно скорее. С ее стороны имеется разрешение ее матери, с твоей стороны согласие даю я. Канчанбала — идеальная девушка, сознающая Кришну, а я хочу, чтобы в вашей стране появилось несколько идеальных семей в сознании Кришны, чтобы люди видели, что наше Движение не однобоко и не сухо. Так что нам не нужны сухие аскеты. Сам Кришна, будучи кшатрием, взял в жены много девушек. Чайтанья Махапрабху, хотя ему предстояло принять санньясу в двадцать-четыре года, дважды женился в течение двадцати лет. Господь Нитьянанда был женат. Адвайта Прабху и Шриваса Прабху также были домохозяевами.
Итак, женитьба не создает никаких препятствий в сознании Кришны. Нужно лишь бдительно следить за тем, чтобы не отклоняться от сознания Кришны. Нужно следовать по стопам великих ачарий, и тогда все будет хорошо. Я тоже был женат, моя семья до сих пор существует. Итак, ты всегда должен помнить, что женитьба — не препятствие. Самый опасный враг — это забвение Кришны. Немало имперсоналистов, приверженцев философии пустоты, отреклись от мира в очень раннем возрасте. Например, Шанкарачарья — он принял санньясу в возрасте восьми лет. Господь Будда покинул дом на заре Своей юности. Но нас это не касается. Я надеюсь, что к настоящему времени, прослужив Движению сознания Кришны два года, ты уже успел почувствовать вкус нектара. Теперь ты должен утвердиться и выполнять свои обязанности, как я тебе указываю, и тогда, я уверен, трудностей не возникнет. Но ты всегда должен помнить, что жена — это не машина для удовлетворения чувств. Жена — это половина твоего тела, которая призвана поддерживать твой статус в сознании Кришны. Ты женишься на девушке, которая уже обучена сознанию Кришны, и если вы построите свою жизнь осмотрительно и честно, трудностей у вас не будет. Так говорят ачарьи. Думаю, эти объяснения успокоят твой возбужденный ум. Надеюсь, у тебя, как и у Канчанбалы, все хорошо, и вы счастливо исполняете практику сознания Кришны. (ПШП Мадхусудане, 10 марта 1969)
69-03 Ты очень хорошая девушка и очень подходишь для того, чтобы работать над Шримад-Бхагаватам вместе с Хаягривой. Это очень меня вдохновляет. Я хочу, чтобы в нашем Движении были такие пары грихастх, чтобы подавать пример другим. (ПШП Шьяма-даси, 24 марта 1969)
69-07 Что касается Тривикрамы, то это первоклассный, высшего сорта, брахмачари. Его настроение служения, его послушность просто прекрасны, хотя он присоединился совсем недавно. Дело в том, что он общался с Рупанугой, который является идеальным преданным-домохозяином. Я чрезвычайно горд, что множество домохозяев великолепно проповедуют сознание Кришны. Чайтанья Махапрабху не делал никаких различий между так называемыми брахмачари, домохозяевами или санньяси. Он особо подчеркивал, что все это внешние определения, относящиеся к телу. Сознание Кришны — это функция души, дживатмы. В Ведах говорится, что вечная душа свободна даже от тени материального осквернения, но когда она забывает Кришну, она начинает считать себя продуктом материи. Это называется майей. Но в каком бы положении ни находился человек, если он понимает науку сознания Кришны, он может освободить великое множество падших душ. Поэтому я обращаюсь ко всем вам с просьбой проявить образцовый нрав и показать, как домохозяева могут быть первоклассными трансценденталистами. Когда я вижу, как хорошо проповедуют мои ученики-домохозяева, я преисполняюсь гордости за них. (ПШП Мукунде, 28 июля 1969)
69-11 Весьма вдохновляет, что с самого начала существования твоего центра ты так успешно исполняешь возложенные на тебя обязанности. Кришна будет очень доволен тобой и твоей женой, Кришна-Бхамини. В нашем Обществе мы хотим видеть идеальных домохозяев, подобных тебе. Это придало бы огромную скорость распространению нашей проповеди. В самом начале этого Движения, спутники Господа Чайтаньи были домохозяевами. Четыре главных спутника Господа Чайтаньи, а именно, Адвайта Прабху, Нитьянанда Прабху, Шриваса Прабху, Гададхара Прабху, и даже Сам Господь Чайтанья — все они были домохозяевами. Мы не имперсоналисты и не приверженцы философии пустоты. Наша цель — войти в окружение Кришны. Но мы не можем войти в это окружение, не освободившись полностью от осквернения материальной греховной жизнью. Это подтверждается в Бхагавад-гите, где Господь Кришна Сам говорит, что только те, кто до конца очистился от грязи греха, может полностью посвятить себя сознанию Кришны. Иными словами, те, кто полностью пребывают в сознании Кришны, могут освободиться от материального осквернения и, таким образом, войти в окружение Кришны. Никаких трудностей семейная жизнь не сулит, при условии, что она ведется в полном сознании Кришны. Следуй этому принципу, и ты будешь счастлив. Западному миру нужна такая помощь, так что постарайся оказать человеческому обществу это благодеяние. (ПШП Бхагаван-дасу, 9 ноября 1969)
69-12 Я очень рад, что вы оба, муж и жена, так тщательно, с верой исполняете миссию Господа Чайтаньи. Пожалуйста, продолжайте так же, и Господь Чайтанья несомненно прольет на вас все Свои благословения и мощь. Лично меня очень радует, что пары молодых юношей и девушек, которых я поставил быть домохозяевами, так хорошо действуют в западном мире. Когда Господь Чайтанья освободил Джагая и Мадхая, Он тоже был домохозяином, но когда Джагай и Мадхай по-настоящему раскаялись, Его жены, Вишнуприи, уже не было. [КМ-д106] Но в данном случае, и во многих других случаях также, я вижу, что мои ученики, соединяясь вместе как муж и жена, великолепно проповедуют. Я особенно горжусь тем, как мои ученики-домохозяева проповедуют миссию Господа Чайтаньи. Это новость в истории движения санкиртаны. В Индии все ачарьи и их последователи действовали только по мужской линии. Их жены сидели дома, потому что такова традиция с незапамятных времен, женщины не обязаны выходить из дома. Но в Бхагавад-гите мы читаем, что женщины не менее компетентны, чем мужчины, в вопросах движения сознания Кришны. Поэтому, пожалуйста, продолжайте эту миссионерскую деятельность и подтверждайте свою проповедь практическим примером того, что ни для кого нет препятствий в деле проповеди сознания Кришны. (ПШП Химавати, 20 декабря 1969)
70-01 Я очень рад известию о том, что ты собираешься выйти замуж за Читсукхананду, [и свадьба] в воскресенье, 11 января в храме Радхи-Кришны. Мне нравятся эти брачные церемонии, потому что они на практике подтверждают мою идею, что в этой стране юноши и девушки должны жениться и вместе проповедовать. По милости Кришны, центры, которыми управляют семейные пары — в Бостоне, на Гавайях, в Детройте, Новом Вриндаване, Сент-Луисе, Буффало и т.д. — развиваются очень успешно. Подобным образом, и вы, когда поженитесь, как было оговорено в Лос-Анджелесе, поедете куда-нибудь, наверное, в Мехико, как ты хотела, организуете там центр и начнете издавать «Обратно к Богу» на испанском языке. Наш «Обратно к Богу» на французском и немецком языках продаются все лучше и лучше, людям нравится. Так почему же не [сделать то же самое] на испанском языке, который ты знаешь очень хорошо, и Читсукхананда, я думаю, тоже знает неплохо? Так что это очень хорошая новость. Я уже давно думал о вашем браке. Теперь Кришна дает вам такую возможность. Воспользуйтесь же ею и будьте счастливы. Я рад, что Хамсадута собирается провести официальную свадебную церемонию, и думаю, у него есть запись всех необходимых для нее мантр. Итак, женитесь, пойте «Харе Кришна» и будьте счастливы. Это то, чего я хочу. (ПШП Чандравали, 9 января 1970)
70-01 Пожалуйста, прими мой смиренный дандабат. Большое спасибо тебе за твое вдохновляющее письмо от 11 января 1970 из Гаухати. Мне очень приятно, что ты проповедуешь послание Господа Чайтаньи по всей северной Индии, от Лахора до Гаухати. Подобным образом, и я прилагаю все усилия, чтобы по мере своих скромных возможностей исполнять такое же служение. Тебе будет приятно узнать, что очень скоро мы намерены отправить своих проповедников в Австралию. У нас уже есть центры в Токио, и я посылаю двух преданных, одного из Токио, а другого отсюда, из Лос-Анджелеса, в Сидней (Австралия). Надеюсь, ты милостиво прольешь свои благословения, чтобы это новое предприятие увенчалось успехом. Шрила Прабхупада посылал на проповедь, в основном, своих учеников в статусе брахмачари или санньяси. Я применяю иной метод: посылаю на проповедь молодые семейные пары, и ты будешь рад узнать, что в этих странах такая система оказывается гораздо эффективнее. Я очень рад, что ты иногда с удовольствием читаешь статьи в моем журнале «Обратно к Богу», уверен, что ты получаешь его регулярно, каждый месяц. Твои адреса: и калькуттский, и вриндаванский, внесены в список бесплатных получателей. Насколько я понял, г-н и г-жа Б.К. Дирле, которые приехали в твой Матх в Калькутте, чтобы встретиться с тобой, заинтересовались нашим журналом, и если ты пришлешь мне их адреса, мы будем рады посылать бесплатные экземпляры и им. Я весьма обязан тебе, что все наши духовные братья очень рады известиям о моей деятельности на Западе. На самом деле, все, что здесь происходит, это милость Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады, потому что лично я совершенно ни на что не способен. (ПШП Мадхаве Махарадже, 21 января 1970)
70-07 Прими, пожалуйста, мои благословения тебе и твоей доброй супруге Мриганетри-деви-даси. Я получил ваше письмо от 13 июля 1970 и очень рад, что вы счастливо вступили в брак, и Субала провел для вас прекрасную свадебную церемонию в Филадельфии. Твой ум иногда возбуждался, а теперь Кришна благословил тебя очень хорошей женой, обладающей прекрасными качествами, которая, к тому же, полна вдохновения преданности. Пожалуйста, теперь трудитесь вместе в сознании Кришны, распространяйте послание Господа Чайтаньи. Ты очень разумный парень, хороший преданный и отличный проповедник, обладающий богатым опытом. Вы с женой — прекрасная пара, так примитесь же за эту работу по распространению сознания Кришны очень серьезно, сделайте свою жизнь возвышенной, и Кришна несомненно пошлет вам необходимый разум, чтобы вы могли развиваться в служении Ему. Пожалуйста, воспользуйтесь этой возможностью, наполните свою жизнь трансцендентным любовным служением Господу, счастливо повторяйте харе-кришна-мантру, танцуйте, распространяйте прасад и литературу и проповедуйте сознание Кришны от всего сердца. (ПШП Дамодаре, 19 июля 1970)
70-11 Твой план развития храма в Буффало очень хорош. Пожалуйста, развивай его на радость Господу. Это очень хороший дом. Фото, где твоя жена и ребенок проповедуют — это просто великолепно. Ты идеальный домохозяин, и ты учишь весь мир тому, как домохозяин должен жить с женой и ребенком. Мой Гуру Махараджа обычно делал из домохозяев санньяси, а я наделал для проповеди домохозяев, и твой пример доказывает, что моя попытка увенчалась успехом. (ПШП Рупануге, 13 ноября 1970)
71-02 Ты пишешь, что слишком погружаешься в мирские мысли о половой жизни. Если дело обстоит так, тогда тебе, скорее всего, надо жениться. В сознании Кришны мы не занимаемся искусственным подавлением желаний, наша философия в том, что все можно использовать в служении Кришне. Мой Гуру Махараджа давал ученикам санньясу, чтобы они проповедовали это Движение, а я создаю семейные пары, и они прекрасно распространяют послание Господа Чайтаньи. Поэтому если у тебя есть такая склонность, и ты можешь найти подходящую девушку, я разрешаю тебе жениться. (ПШП Минакетане, 24 февраля 1971)
71-07 Есть много грихастх, которые зарабатывают деньги и тратят их на поддержание центров. Ты тоже можешь открыть центр, жить отдельно, как президент, и поддерживать храм на должном уровне. Но если ты ничего не делаешь и просто остаешься грихастхой, тогда какой смысл критиковать других? Все наше движение предназначено для того, чтобы нести служение. (ПШП Умапати, 9 июля 1971)
72-12 Ты пока испытываешь некоторые трудности, поэтому я думаю, тебе требуется упорядоченная семейная жизнь, как ты и предлагаешь. Но если у тебя нет в основе решимости достичь успеха в сознании Кришны, любое занятие и любое место, где ты служишь Кришне, в одинаковой степени станут источником беспокойства и тревоги для твоего ума. Поэтому мой совет тебе прост: загляни в себя и узнай, сильна ли в тебе решимость и вера в нашу программу сознания Кришны и усилится ли эта решимость и вера, если ты поедешь туда или сюда, будешь заниматься тем или этим. Иногда Кришна ввергает нас в большие затруднения, чтобы очистить и побудить развиваться в сознании Кришны. Преданный всегда должен рассматривать трудности именно в этом свете, он должен думать: «Кришна так добр ко мне, что создал для меня эту ситуацию, в которой я должен напрягаться изо всех сил. Таким образом Он избавляет меня от миллиардов рождений, когда мне пришлось бы терпеть воздаяние за свои грехи. А так я должен стерпеть всего лишь эти совершенно незначительные и временные страдания». Если же наша привязанность к Кришне еще не развита, если нас все еще влечет обычная семейная жизнь, с друзьями, семьей, детьми, работой и т.д., это тоже неплохо. Если человек при этом жертвует что-то из своего дохода на проповедническую деятельность и вместе с семьей приходит в храм, чтобы послушать проповедь и принять участие в киртане, постепенно он ощутит некоторое вдохновение и сможет развить привязанность к Кришне. Но это долгий и мучительный путь, а я знаю, что ты и твоя жена Шарадия достаточно умны. Поступай, как хочешь, но я был бы очень доволен, если бы ты и твоя жена полностью посвятили себя проповеднической деятельности. Это важно. Открытие фабрики, семья — все это обычные дела, на это способен каждый, любой обычный человек, но ты не обычный человек, я знаю.
Послушайся моего совета: не морочь себе голову всеми этими умственными спекуляциями, которые только все усложняют. Но если ты болен, если у тебя печеночная инфекция, тогда, конечно, дело другое. Перво-наперво ты должен вернуть себе здоровье. Для этого тебе, может быть, лучше пожить в Европе или Америке, не знаю. Но в любом случае всегда помни, что сейчас у тебя есть эта золотая возможность — человеческое тело, и ты не случайно встретил своего духовного учителя и занялся делом Кришны. Вспомни все это и постарайся воспользоваться своим разумом и энергией, чтобы извлечь благо из сложившегося положения, без промедления поднимись на уровень совершенства своей жизни. Деятельность, наиболее рекомендуемая и Кришной, и Господом Чайтаньей Махапрабху для достижения совершенства в эту эпоху, Кали-югу, это санкиртана или проповедническая миссия. Поэтому если тебе удастся сделаться первоклассным проповедником, это будет лучше всего и для тебя, и для других. Твоя жена тоже может помогать тебе в твоей важнейшей деятельности по распространению сознания Кришны. Она прекрасный художник, она очень серьезна и искренна, так что вы можете вместе посвятить свою текущую жизнь проповеди сознания Кришны. Нет лучшего занятия, чем это. Иметь детей — это не плохо, это не помешает вашим проповедническим усилиям. Однако слишком сильная привязанность к детям, дому и работе испортит данный тебе шанс быстро достичь зрелого плода сознания Кришны или самоосознания. (ПШП Вайкунтханатхе, 29 декабря 1972)
74-11 Твое положение домохозяина совершенно не помеха распространению книг. У Господа Чайтаньи Махапрабху было много учеников-домохозяев, которые проповедовали сознание Кришны. Насколько я понял, недавно в Торонто весь храм распространял книги, преданные распространили много «Ишопанишад» и других книг. Так что ты можешь беспрепятственно заниматься в свободное время распространением книг. Параллельно ты можешь писать картины для Кришны. Таким образом, полностью займи себя в служении Кришне. Это то, чего я хочу, ничего больше. (ПШП Кришнакатха-дасу, 22 ноября 1974)
75-01 Конечно, наша предписанная обязанность — проповедовать сознание Кришны. Поэтому мы должны придерживаться этого своего занятия при любых обстоятельствах, это главное. В браке, вне брака, в разводе, в любых жизненных обстоятельствах — моя проповедническая миссия от этого не зависит.Семейная жизнь — это дети, жена, дом, все вокруг это понимают, почему же наши преданные смотрят на дело иначе? Просто у них возникает половое желание, они женятся, а когда их ожидания оказываются неисполненными, они тут же разводятся — это похоже на материальную деятельность, проституцию. Жена остается без мужа, и порой у нее уже есть ребенок, которого ей нужно вырастить. Этот проект — твой и многих других — становится отвратительным. Мы не можем рассчитывать, что наши храмы станут прибежищем для такого количества вдов и брошенных жен, это было бы слишком большим бременем, а мы превратились бы в посмешище для всего общества. Кроме того, нежеланное потомство. И начнется незаконная половая жизнь, которую мы и так наблюдаем вокруг. Будучи слабым полом, женщина нуждается в духовно сильном муже, чтобы получить благо и развиваться, накрепко ухватившись за его стопы. Если муж уходит, что ей остается делать? Таких случаев уже много в нашем Обществе, уже много девушек и юношей разочарованы. (ПШП Мадхукаре, 4 января 1975)
Ванаспрастха и санньяса
67-10 Я понимаю твою тревогу по поводу мужа. Можешь быть уверена: я никогда не посоветую твоему мужу оставить тебя. Вы оба — добрые души и постоянно заняты в служении Господу. Тому, у кого дома преданная жена, не нужна санньяса. Если нужно, вы оба, ты и твой муж, можете проповедовать сознание Кришны совместно. Мы больше думаем о сознании Кришны, и если эта работа выполняется лучше совместно мужем и женой, тогда не следует считать жену каким-то препятствием в сознании Кришны. Пока я жив, ты можешь следовать моим наставлениям, и тогда ни о каких препятствиях и речи не будет. (ПШП Кришне-деви, октябрь 1967)
67-10 Даже если ты примешь ванапрастху, это не налагает запрета на общение с женой. Только санньяси и брахмачари не имеют права общаться с женщинами. (ПШП Субале, 8 октября 1967)
69-11 Я очень рад, что Канчанбала соблюдает регулирующие принципы, поклоняется Божествам и помогает тебе стать идеальным вайшнавом-домохозяином. Относительно санньясы — да, согласно ведическим принципам, как женатый человек, ты должен дать своей жене сына. А когда он подрастет, после того, как тебе исполнится пятьдесят лет, ты можешь принять санньясу. Выросший мальчик позаботится о твоей престарелой жене. Такова ведическая система. (ПШП Мадхусудане, 23 ноября 1969)
71-08 Так что если ты боишься, что твой муж примет санньясу, то я не дам ему санньясу ни сейчас, ни потом. Будь уверена. Твой муж уже домохозяин-санньяси, потому что у него нет иного занятия, кроме как служить Кришне. Ты можешь жить в мире и согласии с мужем и детьми и быть постоянно занятой в сознании Кришны. Человек должен быть санньяси по делам, а не по одежде. В Бхагавад-гите сказано, что лишь тот, кто трудится не для себя, а для Кришны, является совершенным санньяси и совершенным йогом, и неважно, к какому укладу жизни он принадлежит. Это также мнение Господа Чайтаньи. (ПШП Индире, 15 августа 1971)
71-09 Ванапрастха-ашрам принимается и при наличии жены. Если твоя жена ушла, это еще не обязывает тебя принимать ванапрастху. Это твой выбор. В каком-то смысле, если твоя жена ушла, это благословение. Лучше приготовься к санньясе, а не к ванапрастхе. (ПШП Шивананде, 2 сентября 1971)
72-07 Если ты взял жену, чтобы вести жизнь грихастхи, то почему теперь ты отвергаешь ее? Это не по-вайшнавски. Вайшнав очень ответственен, и если он домохозяин, он должен нести ответственность. Я не могу дать преданному санньясу, пока он не доказал свою ответственность во всех отношениях. Сначала покажи, на что ты способен как идеальный домохозяин, и выкинь из головы весь этот вздор. (ПШП Махатме, 16 июля 1972)
72-12 Вишнуприи, жене Господа Чайтаньи, было всего шестнадцать лет, когда ее муж принял санньясу, оставив ее бездетной, но она всегда помнила о Нем, и, таким образом, всегда служила Ему и никогда не расставалась с Ним. По поводу санньясы твоего мужа: не беспокойся, мы вернемся к этому вопросу позже, не сейчас, и я обещаю, что он обязательно выполнит свои обязательства перед семьей в сознании Кришны. (ПШП Чандравали, 13 декабря 1972)
72-12 Итак, ты просишь посвятить тебя в санньясу. Но если у тебя есть жена, это не так легко. Преданным, у которых есть жены, я не буду легко давать санньясу. А если твоя жена хочет много детей, так ведь единственная цель, ради которой берут жену, состоит в том, чтобы иметь возможность вести половую жизнь, а иначе зачем было бы брать на себя все трудности и невзгоды семейной жизни? Ты теперь женатый человек, ты принял это решение. Это великая ответственность, нельзя думать: «Только дайте мне жениться, а если жена мне не понравится, я попрошу у Прабхупады санньясу, и все. И нет мне дела до жены, к черту жену». Это не очень хорошее предложение. Семейная жизнь — дело серьезное. Если ты взял жену, ты полностью отвечаешь за нее до самой своей смерти. Она должна служить тебе и слушаться тебя, быть тебе верной, а ты должен наставлять ее в сознании Кришны и действовать, как ее духовный учитель. Иначе, без мужа, женщине очень трудно развиваться духовно.
Если нам предстоит создать совершенное общество, научно организованное ради духовного развития его членов, в нем будет много женщин. И что они все будут делать? Они тоже должны прийти к Кришне, мы не можем их отвергнуть. Поэтому я посоветовал своим ученикам жениться. Я был домохозяином, а мой Гуру Махараджа всю жизнь провел как брахмачари. Но мы делаем одно и то же дело — проповедуем сознание Кришны, так какая разница, грихастха или брахмачари? Санньяса означает, что человек отдал все Кришне, так что практически ты уже санньяси. Но если у тебя есть жена, и она очень хочет растить детей, она не будет счастлива, если ты уйдешь от нее. Мы не должны создавать хаос, нет. Если жена очень сильна, она будет рада, что ты принял саннясу, но если вопрос вообще возникает, тогда этого надо избегать. Например, мне никогда не нравилась моя жена, но я знал, что мой долг жить с ней, пока не вырастут мои сыновья, а уж тогда я ушел. Если ты дашь своей жене одного ребенка, она будет счастлива, и у нее будет занятие на всю жизнь, прими в расчет и это. Подожди хотя бы до того времени, когда я приеду в следующий раз. Тогда посмотрим. (ПШП Данавиру, 17 декабря 1972)
73-01 Может быть, ты будешь рада узнать, что твой муж принял санньясу, чтобы проповедовать послание Господа Чайтаньи. И ты отправилась одна в Хайдарабад, чтобы заниматься там проповедью, и я рад, что ты доехала благополучно. Относительно двух девушек из Америки, я не возражаю, чтобы они приехали помогать тебе, если они согласны. Для всех них это было бы хорошее служении. Особенно Калинди трудно с тех пор, как ее муж принял санньясу. Но я знаю, что ты очень сильна в сознании Кришны. Будь тверда, повторяй шестнадцать кругов на четках, читай наши книги, каждую секунду своей жизни посвящай служению Кришне. Это искреннее отношение будет продвигать тебя все дальше и дальше, и однажды Кришна встретится с тобой лицом к лицу. (ПШП Палика-деви-даси, 28 января 1973)
74-05 По поводу твоего желания принять ванапрастху: можешь сделать это и проводить время позитивно, в путешествующей санкиртане, при условии, что это рекомендовано президентом храма, и есть условия для работы такой группы. Принятие санньясы — это в определенном смысле формальность. Я писал и проповедовал восемь или девять лет как ванапрастха, а затем, в 1959 году принял санньясу. Так что если в течение нескольких лет ванапрастхи твое поведение будет идеальным, можно будет рассмотреть вопрос о санньясе. Если ты серьезно думаешь о путешествующей группе санкиртаны, тогда твоим главным занятием будет распространение книг. С помощью этой мощнейшей проповеди мы приобрели большое влияние в твоей стране, люди серьезно читают эти книги и понимают, насколько важно сознание Кришны. Чтобы организовать путешествующую группу санкиртаны, необязательно принимать санньясу, и ванапрастха для этогоне требуется. По вашей стране путешествуют группы санкиртаны, которыми руководят преданные, находящиеся в разных укладах жизни. Господь Чайтанья учил, что мы не должны придавать слишком много значения тому, является ли человек санньяси, грихастхой или кем-то другим, если он полностью погружен в служение Кришне. Так что не действуй независимо, но если есть возможность, можешь жить вне храма, распространять книги и путешествовать с группой санкиртаны, как ты это уже делал. (ПШП Махатма-дасу, 1 мая 1974)
74-12 В твоем письме говорится, что сейчас ты оставил работу, а твои дочери вышли замуж. Это означает, что твоя жизнь грихастхи почти окончена. Поэтому, согласно варнашрама-дхарме, ты должен провести остаток своей жизни, просто занимаясь преданным служением Господу. Древняя традиция говорит, что мужчина на склоне лет, обычно после пятидесяти, должен приготовиться к тому, чтобы оставить дом, принять ванапрастху и отправиться в паломничество по различным святым местам. Затем, в конечном счете, он может принять санньясу, отрешенный образ жизни, и полностью прервать свои связи с семьей. Это на самом деле необходимо и рекомендовано Самим Шри Кришной. Ты попросил моего совета, и я думаю, лучше всего для тебя будет отправиться в наш вриндаванский центр или в майяпурский центр, или в бомбейский центр и провести там остаток своих дней, повторяя «Харе Кришна» и полностью погрузившись в блаженство служения Шри Кришне. Общаясь с преданными и вкушая кришна-прасад, будучи постоянно занятым в служении Господу, ты постепенно очистишься от всего ненужного, и тебе будет легко полностью погрузиться в мысли лишь о Верховном Господе. Затем, когда придет время оставлять тело, в конце жизни, ты отправишься к Кришне. Тебе не придется больше принимать рождение в этом материальном мире, но ты отправишься в духовный мир, на Вайкунтху.
Я тоже был грихастхой, а теперь я санньяси. Будучи грихастхой, я думал, что мне будет очень трудно оставить семейную жизнь и полностью посвятить себя проповеди. Но на самом деле это оказалось очень легко, по милости Шри Кришны. Теперь трудностей нет. Поэтому я рекомендую тебе также принять этот образ жизни. Теперь, когда твои семейные обязанности более или менее завершены, я думаю, это будет наилучший выбор. Все великие личности, такие как Арджуна и братья Пандавы, Махараджа Ришабхадева, царь Бхарата, множество великих царей и великих святых — все они последнюю часть своей жизни жили как нищенствующие монахи, санньяси. Следуя по стопам авторитетов, мы должны осознать Верховного Господа Шри Кришну. Если тебе будет трудно последовать моему совету и оставить дом, тогда, если хочешь, напиши мне, и мы посоветуемся. Служить тебе таким образом — моя обязанность. (ПШП Шри Шринивасану, 23 декабря 1974)
75-01 Я ввел институт брака в ваших западных странах, потому что у вас принято свободное общение между мужчинами и женщинами. Поэтому необходим брак, чтобы занять юношей и девушек в преданном служении, независимо от семейного положения. Но наш институт брака несколько отличается от того, что существует в вашей стране: мы не поддерживаем политику разводов. Мы считаем, что муж и жена должны вечно помогать друг другу в служении Кришне, и они должны обещать никогда не расставаться. Конечно, если оба, и муж, и жена, — развитые преданные, и если оба согласны на то, чтобы муж принял санньясу, и оба счастливы этим, тогда есть основания расстаться. Но и тогда они не просто расстаются. Даже принимая санньясу, муж должен быть уверен, что когда он уйдет, жена будет защищена, и о ней должным образом позаботятся. Сейчас накопилось уже слишком много случаев, когда жены несчастны из-за того, что мужья оставили их против их желания. Как я могу это позволить? Я стремлюсь избегать каких-либо дурных примеров для будущих поколений, поэтому с большой осторожностью подхожу к решению твоего вопроса. Если это так легко: жениться, а потом оставить жену под предлогом того, что она является препятствием для духовного прогресса, это совсем не хорошо. Это неверное понимание того, что такое духовный прогресс. Человек обязан исполнять свой долг, тот или иной, но если я занят исполнением долга, а потом решаю изменить его или совсем бросить, это грубейшая ошибка. Преданное служение не связано подобными обозначениями. Поэтому, сделав однажды выбор, надо твердо придерживаться его и развивать свою преданность, пока она не расцветет любовью к Богу. Таково понимание Арджуны. (ПШП Мадхукаре, 4 января 1975)