Понятие истины, ее важнейшие характеристики
Проблема истины — это проблема соответствия знаний человека внешнему миру. Можно сказать, что истина есть знание, которое дает субъекту объект таким, каков он есть на самом деле, т.е. без искажений. Истина есть совпадение человеческой мысли с внешним миром.
Наука выделяет в структуре знания два слоя. Первый из них зависит от познающего субъекта, привнесен им (особенностями индивида, его мозга, стилем мышления, возрастом и т.д.). Второй слой зависит лишь от объекта и определяется им. Истина и есть такое знание, содержаниекоторого не зависит ни от человека, ни от человечества. Она представляет собой достоверное знание, которое не искажает объект отражения и дает его таким, каков он есть на самом деле.
Однако познавательный процесс ведет не только к истине. Нередко он сопровождается и заблуждениями.Заблуждение — это иллюзорное отражение окружающего мира в сознании человека. Например, в свое время существовало мифологическое представление о том, что Земля якобы держится на трех китах. Позже оно сменилось мнением о том, что наша планета есть центр всего мира. Было бы несправедливым отождествлять заблуждение с каким-нибудь недомыслием, глупостью человека и т.п. Нередко в заблуждении содержится кусочек, «зерно» истины, малое или же большое. Так, идея коммунизма как некоего «светлого» общества есть в целом конечно же иллюзорная идея и несбыточное желание. Но ведь нельзя отрицать наличия в этой идее и положительного содержания, поскольку она содержит в себе огромный опыт исканий человечества и его стремления изменить свою жизнь на более разумных и справедливых основаниях.
Заблуждение всегда многообразно в своих проявлениях как на уровне индивидуального, так и общественного сознания людей. Оно выражает и символизирует сложный и противоречивый путь движения познания от незнания к знанию, к истине. Заблуждение свидетельствует также о неразвитости и ограниченности практики, научных и социальных возможностей человечества. Будучи приближением к истине, заблуждение при соответствующих условиях может иногда превратиться в истину. Наоборот, истина, распространенная за пределы своей предметной области, превращается в абсурд.Примером абсурда может быть, например, тезис о том, что вся материя ощущает и даже мыслит.
Заблуждение не следует путать с ложью,которая всегда есть преднамеренное введение в заблуждение, обман людей. Заблуждение — это как бы веха на пути к истине и даже приближение к ней, а ложь всегда уводит с этой дороги.
Раскрывая характеристики истины,следует указать прежде всего на ее объективный характер.Истина как бы «рождена» внешним миром и обусловлена им. Конечным источником всех наших знаний и представлений является окружающий мир, и ничего более. Следовательно, истина «извлечена» из этого мира и соответствует ему.
Истина — это процесс,т.е. она постоянно развивается и уточняется. Г.Гегель любил подчеркивать, что истина не есть отчеканенная монета, которую можно вынуть из кармана и предъявить. Если же знание обнаруживает свою неспособность к дальнейшему развитию, то в таком случае оно превращается в омертвевшую догму.
По природе своей человеческое познание таково, что ему свойственно стремиться к полноте и большей точности. Оно никогда не сможет прийти к своему завершенному состоянию. Эта противоречивость познания как процесса выражается в гносеологии с помощью понятий относительной и абсолютной истины
Относительная истина— это неполное, приблизительное и незавершенное отражение человеком окружающего мира и его предметов. К числу таких истин можно отнести, например, геометрию Евклида, классическую механику И.Ньютона и другие теории.
Абсолютная истинапредставляет собой полное, всестороннее и исчерпывающее знание о мире. Она складывается из бесконечнойсуммы относительных истин. Для отдельного человека и даже поколения людей она недостижима и возможна лишь в бесконечном ряду поколений. Абсолютная истина есть тот предел и идеал знания, к которому стремится человечество в своем интеллектуальном поиске. Познание постоянно устремлено в бесконечность, но все же никогда не сможет достичь своего завершения. В этом смысле относительная истина содержит в себе лишь «зерна» истины абсолютной и представляет собой ступень бесконечного познавательного процесса.
Кроме названного нами выше, истина всегда конкретна.Это измерение имеет несколько смысловых значений. Во-первых, конкретность означает, что нет истины, применимой всегда и везде, во все времена. Истина всегда соответствует данной эпохе и ее обстоятельствам, что особенно важно учитывать при изучении общественных явлений. В противном случае знание превращается в догму как нечто завершенное и абсолютное. Во-вторых, конкретность истины означает также и то, что она стремится учесть и отразить всестороны и связи предмета. Конкретное есть, по определению К.Маркса, «единство многообразного», синтез многих определений исследуемого предмета. В отличие от абстрактной(неполной, «бедной»), конкретная истина «охватывает» отражаемый предмет со всех его сторон и дает человеку как бы объемное и целостное его видение. Познанию свойственно двигаться от абстрактного к конкретному («богатому») знанию.
Итак, познание — это неотъемлемое свойство человеческой натуры, вечный поиск истины. Он вмещает в себя муки творчества, радость от удач и досаду от допущенных ошибок. Каждому встающему на путь познания следует знать, говоря словами Д.Бруно, что тысячи дорог ведут к заблуждению, но лишь одна - к Истине.