Понятие природы. Географическая среда, её влияние на развитие общества. 4 страница

В мальтузианстве и неомальтузианстве факты рассматриваются тенденциозно, вне многообразия их связей. При этом, несомненно, важные условия географической среды выдаются за главные и определяющие факторы общественной жизни. Наличие высокоэффективных технологий позволяет обеспечивать в настоящее время условия жизнеобеспечения около 6,5 млрд. людей планеты. Правда, по данным специалистов, наша планета располагает возможностями для относительно комфортного проживания всего 1-го млрд. людей (называемого ещё «золотым миллиардом»). Но подсчёты тех же специалистов показывают, что на нашей планете могут иметь достаточные для проживания условия от 9 до 20 млрд. людей. Развитие науки и техники позволяет ставить задачу освоения промышленных способов производства продовольствия. Примером могут служить химическая переработка клетчатки в углеводы, микробиологическое получение белков и жиров. В перспективе возможно производство синтетического продовольствия. (Искусственно изготовлена икра дорогих пород рыб из нефтепродуктов). Возможно, на этом пути человечество найдёт возможность получать достаточное количество продовольствия для любого количества людей. Поэтому для выводов о пользе войн, бедствий, нищеты и т.п. факторах, ведущих к массовой гибели населения нет оснований. Выводы из концепций мальтузианства и неомальтузианства некорректны в научном отношении и не гуманны по своей сущности.

Односторонние взгляды на ведущую роль географических факторов в жизни общества стали преодолеваться с разработкой в марксизме идей социального детерминизма. В отличие от географического, социальный детерминизм утверждает, что приоритетная роль в экономической и в других сферах общества принадлежит не географическим факторам, а материальному производству. С образованием общества природа включается в историю людей. Производя условия своей жизни, люди создают «вторую», очеловеченную природу. Внося своей деятельность изменения в природу, в производственные процессы, человек вместе с тем одновременно преобразует и самого себя Сущность человека, по Марксу, составляют не его борода, или усы. Человек есть совокупность общественных отношений. Поэтому формирование качеств людей (изнеженность южан, или суровость северян в учениях ГД), и изменения в обществе определяются в основном и главном не факторами среды, а достигнутым уровнем развития производства и производственными отношениями. Они, как базис, определяют изменения в органах власти, общественных организациях и в общественном сознании (социальной психологии и идеологии) Через процессы производства человек имеет возможность выйти за пределы природных ограничений, и, ставя на службу себе знания и природные факторы, идти в своём общественном развитии «из царства необходимости в царство свободы».

Анализ роли географических факторов в политике государств, деятельности негосударственных объединений и движений полезен для сознательного принятия решений и политиков и различных общественных организаций. Вместе с тем, не может не вызывать озабоченности проявляемая в последние десятилетия устремлённость геополитических ориентаций США и ряда монополистических корпораций к отстаиванию «жизненных интересов» в странах Европы и Азии, за тысячи миль от своей территории.

Проблемы роста населения планеты и обеспечения условий достойной жизни людей продолжают оставаться актуальными. Их значимость во многом определяется ограниченностью не возобновляемых ресурсов планеты, столь рельефно показанной в докладах «Римскому клубу». Такое название получило международное неправительственное объединение, поручавшее видным специалистам - экспертам готовить научные обзоры близких и отдалённых перспектив человека: условий жизни и дальнейшего роста численности, ресурсов жизнеобеспечения, проблем экологии, образования и т.д.

Один из первых докладов Римскому клубу «Пределы роста» (руководитель Д. Медоуз, 1972 г.) привлёк внимание широкой общественности яркой панорамой истощения не возобновляемых ресурсов и рекомендациями ограничивать уровень потребления, туже «подтянуть пояса». Эти полезные рекомендации вряд ли могут быть реализованы в условиях конкурентных отношений и характерных для них стереотипов преуспевающих бизнесменов. Более продуктивной может оказаться ориентация на сознательное регулирование численности населения с обязательным соблюдением принятых в обществе этических норм взаимоотношений людей. Первоочередное внимание к нравственным аспектам проблемы создаст возможность исключить прямые запрещающие (как в современном Китае) административно-государственные воздействия в таком деликатном деле, как попытка регулировать в определённых условиях рост числа рождающихся детей, а, следовательно, и населения планеты.

Взаимодействие человека с природой прошло через разные этапы. Полная зависимость от природы, пассивное приспособление и пользование «дарами природы», доставляемыми сбором плодов и охотой, сменяется всё более активным вторжением человека в природные процессы, достигая этапа «покорения природы». В ХХ веке наш великий соотечественник, геолог, биолог, мыслитель-натуралист В.И. Вернадский (1863-1945) высказал представление о ноосферогенезе, как новом этапе взаимодействия человека и природы, в ходе которого формируется новое социоприродное образование и новое состояние человечества – ноосфера, или сфера разума. Термин «ноосфера» предложен фр. мыслителями Тейяром де Шарденом и Леруа, но его содержание было переосмыслено В.И. Вернадским и употреблялось им для выражения планетарного распространения и научной информации. Её использование в интересах всех жителей земли позволяет осуществить преобразование общества. В ходе преобразований, или ноосферогенеза, и созидается сфера разума, ноосфера, которую некоторые исследователи называют ноосферной цивилизацией будущего. Её формирование начинается в середине ХХ века и продолжается в настоящее время. Некоторые аспекты движения к будущей цивилизации рассматриваются в заключительном разделе пособия. Особенностям соотношения природного и социального в человеке посвящён следующий вопрос темы.

2. Природное (биологическое) и социальное в человеке, их диалектика.

При освоении этого вопроса надо определиться с содержанием основных понятий. Говоря о формах движения материи и критериях их выделения мы отмечали, что каждая более высокоорганизованная форма в ряду механических, физических, химических, биологических и социальных изменений включает в преобразованном, «снятом» виде предыдущие формы движения и их материальные носители. В человеке, как носителе и субъекте социальных (общественных) отношений, его телесность включает в снятом виде образованные из элементов молекулы и системные блоки макромолекул. На их базе осуществляются информационные процессы, включающие людей в социум. Высшие уровни информации, связанные с работой мозга и идеальностью образов сознания, обеспечивают важнейшую, кардинальную особенность человека – его духовность. Даже из беглого напоминания известного по прежним разделам материала видно, что «многослойность» компонентов и структур природного и социального делает сложной задачу их определения. Поэтому мы остановимся на характеристиках понятий, достаточных для их «работы» – выяснения сторон и граней взаимоотношений социального (общественного) и природного, которое применительно к человеку имеет смысл рассматривать как биологическое. Примем в качестве «рабочих» следующие определения (характеристики) биологического и социального человеке.

Биологическое может пониматься как форма, строение организма (морфофизиоло- гическая организация; гр. morphō – форма) и психосоматические (от гр. psychë – душа и sōma – тело) реакции, обеспечивающие видовое и индивидуальное приспособление чело- века к внешней среде. Социальное – сложившаяся на основе трудовой деятельности система связей и отношений, необходимых для реализации способностей и возможностей (или, в марксизме – «сущностных сил») человека.

Приведённые характеристики понятий мы будем иметь в виду, рассматривая особенности соотношения биологического и социального. В общем плане направленность этих отношений осуществляется как преимущественное влияние биологического на социальное, или социального на биологическое и как их взаимодействие. История познания не избежала односторонностей в толковании роли биологического или социального. Мы рас- смотрим эти стороны взаимовлияний биологического и социального, включая в социальное представления о духовно-душевной компоненте человека.

1)Биологическое составляет предпосылку появления и реализации социального. В отличие от религиозного признания сотворённости всего существующего, научное познание рассматривает происхождение человека и возникновение социума как результат эволюции, антропосоциогенеза. Исторически социальное является продуктом эволюции биологического как совокупности форм движения и организации материи.

Биологическое предшествует социальному не только в генезисе и становлении общества, но и в индивидуальном развитии человека. Попытайтесь вспомнить первые проблески своего сознания. В каком возрасте Вы ощутили себя как некоторое «Я» и что-то осталось в памяти от первых переживаний своего бытия, осознания себя в ситуациях игр с предметами или общения с людьми? Какими бы развитыми («продвинутыми») не были студенты, которым предлагалось припомнить самые первые впечатления о самих себе, о каких-либо своих действиях, общении с другими детьми или взрослыми, никто не мог «припомнить себя» раннее, чем в 2, а то и в 4 года. А ведь психика младенца с рождения и до 2-х лет непрерывно усложняется, многие к 2-м годам начинают говорить, но себя не осознают. Мечты многих детей стать артистами, космонавтами развеиваются при взрослении, когда осознается природная ограниченность данных для той или иной специальности. Имеются биологические предпосылки в виде генетических программ развития, в которых может не оказаться кодов информации о прирождённом музыкальном слухе, даре художника, таланте певца, танцора, здоровье лётчика, космонавта и т.д. С фактами биологической ограниченности возможностей телесной организации людям приходится считаться, хотя трудно подсчитать трагедии разочарованных самолюбий, не пожелавших реально оценить свои способности и дарования, истоки которых коренятся в биологических пред- посылках успешной деятельности.

Многим людям не следует обольщаться формальным равенством возможностей реализовать себя в престижных профессиях и видах деятельности. На одной из конференций по проблемам творчества в начале 1990-х годов прозвучала, со ссылкой на зарубежный источник, тревожная информация о соотношении одарённых и неодарённых людей. По данным, которые привёл академик РАО А.М. Матюшкин, в нормальной человеческой популяции всего 2-5 % одарённых людей, а уровень олигофрении (психической недоразвитости; от гр. oligos - малый и phrën – ум) достигает 12 %. Такое соотношение вряд ли будет способствовать сдвигу динамики рождающихся детей в сторону одарённости. Скорее ситуация может ухудшаться, поскольку появляются проблемы с качественным полноценным питанием и другими условиями нормальной, здоровой жизни. Известно, что разнообразное и качественное питание, нормальные условия работы и отдыха поддерживают высокий жизненный тонус. Наоборот, недостаточный уровень жизненных условий, возможность потерять работу, конфликты в обществе, семье снижают уровень обменных процессов, ведут к дистрессам (отрицательным не приспособительным реакциям) и возможности более ранней смерти. Зависимость духовного от телесного подмечена давно и выражена в известной поговорке «В здоровом теле здоровый дух».

Биологические факторы могут оказывать заметное влияние на поведение и поступки людей, не всегда положительные по их социальной значимости. Встречающаяся наследственная предрасположенность к агрессии у детей и подростков, происходящий в организме обмен веществ, особенно при недостатке витаминов, или избытке гормонов, могут сделать неэффективными обычные педагогические воздействия на воспитание детей. В подобных ситуациях роль волшебника, заменяющего путь в колонию правонарушителей нормальным поведением детей, может выполнить корректировка обмена веществ, проводимая по рекомендации врачей на основе квалифицированного биохимического анализа содержания гормонов, витаминов и других жизненно важных веществ (углеводов, липоидов и т.д.) у детей и подростков с агрессивным поведением.

Зависимость поведения (как проявления социального) от телесно-биологической организации человека стоит учитывать, но нельзя абсолютизировать, преувеличивать, как это получилось, например, у Ч. Ломброзо (1836-1910), итальянского медика и криминалиста. Он выдвинул концепцию «врождённого преступника», по которой некоторые биологических признаки, как наследуемые отклонения от нормы, определяют предрасположенность к правонарушениям. (В переводе на русский издавалась работа Ломброзо «Гениальность и помешательство»). Успехи медицины убедительно доказывают, что наследственные нарушения биологических параметров организма не обрекают фатально такого человека на конфликт с законодательством. Нарушения наследственности поддаются корректировке, врачебному воздействию, меняя социально значимые поведенческие реакции человека в благоприятную сторону. Это лишний раз подтверждает зависимость социального (и духовного) от биологического в индивидуальном развитии и жизни человека.

Мы остановили внимание на роли биологического как предпосылке возникновения и развития человека, на зависимости биологического от социального. Не менее важны для самореализации человека, для его полнокровной творческой жизни воздействия социального на биологическое.

2)Социальное влияет на биологическое. В антропосоциогенезе, представлявшем растянувшийся на сотни тысяч лет процесс-скачок (или выделявшийся в марксизме «скачок в форме постепенности»), произошло превращение высших антропоидов в человека разумного. Трудовая деятельность, начавшаяся с использования палки и других орудий, преобразовала облик наших далёких предков. Становление человека исторически оказалось связано с переходом к прямохождению и преобразованию сигнально-знакового общения в язык и речь. Социальное возникало в ходе эволюции биологического, и оно же преобразовывало биологическое, как своё начало. В человеке биологическое очеловечивалось, опосредуясь социальными связями и духовно-душевной деятельностью как специфическими особенностями человека. Жизнь людей определяется, как предпосылками, не только генетической наследственной информацией, но различными, сформировавшимися в обществе и осваиваемыми прижизненно, факторами социальной и духовной преемственности (или широко понятой наследственности).

В понятие социального при изложении данного вопроса мы будем включать представления о духовно-душевной (психической) жизни людей, поскольку они не выделяются отдельно. Поэтому дадим также «рабочие» (для раскрытия данного вопроса) характеристики духовного и душевного, связанные с понятиями духа и души. В религии и течениях религиозной философии душа характеризуется как нематериальная, имеющая божественное происхождение субстанция, независимая от тела человека. Дух в религии понимается 70 70 как божественная сущность, в христианстве и иудаизме – одна из сущностей, или лиц (ипостасей) триединого Бога, а духовная жизнь – как «жизнь в Боге». «Святые отцы» и богословы, кажется, до сего дня не решили проблему приоритета, соподчинённости души и духа (при желании этот вопрос можно обсуждать с коллегами с теологического факультета). Некоторые мыслители Древнего мира могли считать, что Душа Мира важнее Духа. В христианстве Дух как ипостась Бога – Творец всего, в том числе и душ людей, стремящихся к воссоединению с Богом.

Более широкие, светские и научные, взгляды на мир включают в представления о духе и душе психические свойства человека, идеальные образы и обозначения действительности. Палитра мнений в истолковании этих понятий довольно широкая. Не зря основатель немецкой философской антропологии В. Дильтей отмечал, что редко с каким другим понятием обращаются так безобразно, как с понятием (принципом) духа, который дополняет принцип разумности и наиболее полно характеризует важное, специфически человеческое качество в человеке. Мы будем иметь в виду следующие содержательные характеристики научного толкования понятий души и духа. Душевное, или душа может пониматься как психическое по отношению к физиологическому, как индивидуальное сознание и самосознание личности. Понятия «дух», «духовное» характеризуют идеальное содержание общественного сознания людей, выражаемое в системе идей, взглядов, представлений и переживаний, вырабатываемых группами или сообществами людей и усваиваемых индивидами. Светское толкование духовности не ограничивается узким приравниванием духовного к религиозному мировосприятию и мировидению. В научном толковании сфера духовного включает, помимо религиозных взглядов, другие формы общественного сознания: научное, политическое, правовое, политическое, этическое, эстетическое, философское, экологическое.

Идеи и представления внеличностного сознания (групп, сообществ) воспринимаются людьми как общественные, или, верующими, – божественные по природе формы, получаемые индивидами в качестве уже имеющихся, готовых образцов мировосприятия и отношения к действительности. Отдельные люди включают воспринятые и освоенные ими идеи и представления в своё индивидуальное сознание, которое приобретает качество духовности, или индивидуального духа, выражающего ментальность (или менталитет) сообщества, в котором проходила социализация индивида. Ставшее «модным» в последние два десятилетия, понятие «ментальность» (от лат. mentalist – образ мыслей, духовный настрой человека) характеризует особенности духовного мира (духовности) сообщества и индивидов с присущими им ценностями, образом мыслей и ориентиров деятельности. Они определяют своеобразные черты восприятия действительности и отношения к ней как жизненную позицию, суждения и поступки единомышленников. Для иллюстрации различий в ментальности этнических групп достаточно сослаться на французскую живость и лёгкость характера, немецкую педантичность и основательность, крепость и широту русской натуры, включающей и подмеченную А.С. Пушкиным надежду на «русский авось».

Помимо формирования человеческого в человеке – духовности как компонента культуры, генезис социального сопровождался рядом отрицательных следствий. Переход к столь важному для становления человека прямохождению сопровождался изменением в расположении внутренних органов, не всегда благоприятном для их чёткой работы. Использование палки вело к трудовой деятельности, важнейшему компоненту социального. Но этот же фактор антропосоциогенеза снимал действие многих инстинктов, регулировавших биологические отношения особей. Понадобился новый «механизм» сдерживания природной агрессивности. Потребность вызвала появление нравственных норм и принципов, регулирующих отношения людей и блокирующих слепые, инстинктивные проявления природной агрессии, наследуемые от предков. Со временем возникли «болезни цивилизации», связанные с недостаточностью прежних, «до человеческих» способов разрешения противоречивых ситуаций и конфликтов.

Социальное оказывается необходимым для индивидуального развития ребёнка. Он появляется на свет биологически, и действует после рождения инстинктивно, по биологической программе, полученной от предков. Родившийся как биологическое существо, ребёнок должен пройти социализацию – включение в связи, отношения людей и культурных ценностей, овладевая языком, приобретая через игры навыки общения и будущей трудовой деятельности. В приобщении к миру людей велика роль родителей, особенно в первые годы жизни ребёнка. Задавая более тысячи вопросов в день и чаще всего, не вникая в ответы, маленькие «почемучки», как и большинство родителей, не подозревают, что в таком общении формируется архитектоника коры полушарий головного мозга. Отсутствие или недостаточность общения младенцев с родителями в этот период невосполнима.

Младенец, по какой-либо причине попавший в приют, будет иметь крышу над головой, пищу, некоторое внимание воспитательницы, которая при всём желании не сможет для всех детей в группе заменить родителей. Внешние признаки отсталости в развитии таких детей не столь значимы, как глубинная и внешне не заметная недоразвитость коры полушарий мозга. В последующем, даже в исключительно благоприятных условиях творческое, креативное мышление будет ограничено, или вообще не возможно без базы для его реализации. Родители, которые без должных оснований отказываются от своих детей, лишают их возможности стать людьми творческих профессий. Для младенцев-«отказников», и волею случая попавших после рождения в приюты, остаётся узкая возможность выбора специальности из нескольких рутинных приёмов, позволяющих зарабатывать на жизнь, но, - «без божества, без вдохновенья…», без творческих озарений, составляющих высшую прелесть жизни человека.

Социальное и духовное оказывают благотворное влияние на преобразование унаследованной от предков, прирождённой агрессивности в полезные, нередко – масштабные, формы деятельности, такие как олимпиады по научным знаниям, спортивные состязания, экологическое и другие массовые движения. В этом плане особенно велико «общее дело» людей, которое отечественный мыслитель Н.Ф. Фёдоров (Х1Х в.) выразил в фантастической, но глубоко нравственной и благородной задаче «воскрешения отцов». В настоящее время «общим делом» землян является решение посильных лишь для мирового сообщества задач предотвращения термоядерной катастрофы, освоения космоса, решения экологических проблем. Усилия по решению этих задач предпочтительнее, чем проявления агрессивности в войнах и других формах насилия. Задачи «общего дела» являются ступенями к сотрудничеству людей ноосферной цивилизации будущего, к созданию условий достойной жизни всех землян.

3)Непрерывные взаимодействия социального и биологического. В отличие от рассмотренных аспектов преимущественного влияния социального или биологического, определённое значение имеют результаты их непрерывных взаимодействий. Мы остановим внимание на:

а) изменении продолжительности жизни,

б) явлениях акселерации,

в) коадаптации и коэволюции природы и общества.

а)Продолжительность жизни человека за последние 5 тысяч лет значительно возросла. Не смотря на ряд неблагоприятных следствий «очеловечивания» наших предков при переходе к прямохождению и социальным отношениям («болезни цивилизации» и т.п.), По данным специалистов (напр.: Дубинин Н.П. Что такое человек? М., 1983) средняя продолжительность жизни людей составила:

в период неолита (3-5 тыс. лет назад) - 18 лет;

в период расцвета древнего Рима - 30 лет;

в Европе в 1900-е годы - 50 лет, а в конце 1970-х годов – 75 лет.

Средняя продолжительность жизни человека в России (РСФСР) к 1990 г. составляла более 70 лет (примерно 72 года у мужчин, 75 лет у женщин. Начавшаяся перестройка и последующие события (распад бывшего СССР, нестабильность экономики, различные кризисы) лишний раз показали чёткую зависимость показателей средней продолжительности жизни от благополучия и стабильности в обществе. По сообщениям средств массовой информации (СМИ), средняя продолжительность жизни россиян к 1998 году снизилась и составила у мужчин – до 58 лет, у женщин – до 72 лет. По данным, приведённым в газете «Советская Россия» 6 окт. 2001 г. со ссылкой на опубликованные исследования АП, средняя продолжительность жизни в России составляет 55,5 лет. Российская Федерация по этому показателю отстаёт от Украины (56,8 лет), Грузии (58,2 лет), Литвы (58,4 лет), Белоруссии (60,1 лет). Самые высоки показатели средней продолжительности жизни дают: Япония - 73,8 лет; Швейцария – 72,1 лет; и Сан-Марино – 72 года. В США средняя продолжительность жизни по данным АП. приведённым в газете, составила 67, 2 лет, что меньше, чем во многих развитых странах Европы.

Показатели средней продолжительности жизни не исключают наличия в стране долгожителей. Отметив столетний юбилей, в России скончались известные артисты: певица И. Юрьева, актер Малого театра Н. Анненков. Примеры массового долгожительства, традиционно связываемые с высокогорными районами Кавказа, показывают, что при определённых условиях возможна реализация генетически определённых сроков старения при общей продолжительности жизни от 90 до 120 лет. Такую продолжительность жизни, сменяемую естественным и, возможно, приятным ощущением желания смерти при наполненности прожитыми событиями, полагал возможной И.И. Мечников (1845-1916), известный отечественный медик и биолог, лауреат Нобелевской премии и один из основателей геронтологии (от гр. gerōn, gerontos – старец) – учения о старении организмов.

Последние десятилетия обсуждается возможность реализации дерзновенной мечты о реальном, научно достижимом бессмертии. Как отметил англ. ученый и популяризатор науки А. Кларк (Черты будущего. М., 1966 ) научное осуществление идеи бессмертия вполне возможно в ХХ1-ХХП веке. Ряд отечественных исследователей (Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. М., 2002 и другие, включая автора данного пособия), также считают возможным достижение научным путём реального, земного бессмертия человека. Это возможно (пока теоретически) при использовании клонирования, периодической замене субстратной основы биологических процессов организма человека, передаче сущностных параметров индивидуального, духовного «я» личности в кодированном виде новым усовершенствованным информационно – кибернетическим устройствам.

Осуществление мечты о бессмертии как научно реализуемой идее ставит ряд вопросов не только медицинских, технических, но и нравственных. Не уготована ли будущим бессмертным участь свифтовских струльдбругов - бессмертных жителей, с которыми встретился Гулливер, всем известный персонаж повествований Д. Свифта? Бессмертные жители… завидовали грехам молодости и возможности обычных людей умереть! Как изменятся критерии жизни и смерти социальной и биологической и их соотношение? Насколько возможной окажется перспектива узурпации власти и консервации принимаемых этой властью форм общественной жизни? Это лишь небольшой спектр вопросов, которые появляются при обсуждении перспектив увеличения продолжительности жизни человека.

б) Явления акселерации (акцелерации; от лат. accelerare – ускорять) остаются во многом загадочными в части «механизма» взаимовлияний биологического и социального. Словом «акселерация» стали называть ускорение срока наступления физиологической, репродуктивной зрелости индивидов по отношению к их гражданской зрелости. Внешними проявлениями акселерации являются увеличение роста и веса по сравнение с показателями сверстников предыдущих поколений. В 1980-е годы рост 14-15-летних мальчиков превы-73 73 шал на 12-14 см., а вес тела - на 10-12 кг аналогичные показатели их ровесников в 1920-е годы. Акселерация во второй половине ХХ века стала явственно выраженной. Само же это явление имеет давнюю историю. Доспехи рыцарей средних веков оказались малы для юношей и мужчин ХХ века. Но дело не только в ускорении физиологической зрелости и снижении возраста, когда может появляться потомство. Возраст девочек 12-14 лет на Востоке, да и у нас в крестьянских семьях, издавна считался подходящим для начала супружеской жизни.

Акселерация в современных условиях стала проявляться в разрыве между физиологической и гражданской зрелостью, как готовности «зарабатывать на жизнь», содержать семью и выполнять функции полноправного гражданина. Известный некрасовский шестилетний мальчик, персонаж стихотворения «Мужичок с ноготок» всерьёз считал себя работником, мужчиной, одним из кормильцев большой семьи. Вспомним: «Семья-то большая, да два человека всего мужиков то отец мой, да я». А вот позиция 20-летнего персонажа телепередачи «Окна» (зачастую фривольной и пошлой) из нынешней действительности. Молодой, не имеющий заработка студент, отстаивает своё право на совместную жизнь с любимой им женщиной (к тому же, кажется, с ребёнком от другого мужчины). Он не стесняется парировать аргументы о трудностях материального обеспечения совместной жизни с любимой и возможной будущей семье доводом: «А я скажу папе, он поможет, всё будет нормально». Папа, как оказалось, знать не знал о такой иждивенческой позиции сына, и не согласился обеспечивать его готовность пожить в своё удовольствие за счёт папиных заработков.

Процессы акселерации выражают результаты сложных, во многом не исследованных наукой, цепочек непрерывных взаимодействий социального и биологического. Но чётко выраженные эффекты акселерации делают актуальными задачи воспитания, образования и материального обеспечения новых поколений, готовых получать удовольствия, но психологически, социально не готовых при наступлении возраста гражданской ответственности к трудностям реальной жизни, к своему участию в производительном труде, обеспечению будущей семьи. Явление акселерации является одним из факторов увеличения числа разводов, нарушения этических норм, недостаточной эффективности включения акселератов в сферу производства. В пласте проблем акселерации коренятся многие сложности современного общества, новые аспекты старой проблемы «отцов и детей», включения подрастающих поколений в здоровую социальную жизнь с положительными идеалами и устремлениями, не обременёнными узко меркантильными интересами. В этой области возникает много вопросов, требующих исследований и рекомендаций медицинских, психолого-педагогических и юридических наук.

Наши рекомендации