Краткие сведения о наиболее выдающихся философах 28 страница

С 1973 г. под руководством Хайдеггера было начато издание Полного собрания его сочинений. Издание предполагает свыше 100 томов. Оно должно включить все 100 тыс. рукописных страниц архивов философа, при жизни опубликованных едва ли на одну пятую. Самое же известное произведение М. Хайдеггера, хотя, быть может, и самое трудное для понимания, – монография «Бытие и время» (1927).

Библиография литературы о М. Хайдеггере насчитывает десятки тысяч изданий.

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722–1794) – украинский философ, поэт, музыкант, педагог. Создатель первой в украинской философской мысли собственно философской системы. В центре философии Сковороды – проблема человеческого счастья, которое легко найти, ес­ли заглянуть в свое сердце и душу, найти там свою “сродность” – жизненное предназначение – и следовать ему.

краткие сведения о наиболее выдающихся философах 28 страница - student2.ru

Родился Григорий Сковорода 3 декабря 1722 года в с. Чернухах (теперь рай­центр в Полтавской области) в семье малоземельного казака. Получив начальное четырехлетнее образование у сельского дьячка в родном селе, наделенный блестящими способностями к литературе и музыке Г. Сковорода поступил в 1734 г. в под­готовительные классы Киево-Могилянской академии. В конце 1742 г. по набору императрицы Елизаветы Петровны Сковорода был направлен певчим в столичную придворную капеллу, в которой пробыл до августа 1744 г. После годичного возвращения к учебе Сковорода в качестве церковного певчего отправился с дипломатической миссией в Венгрию. На самом деле, благодаря покровительству руководителя миссии он получил возможность в течение 5 лет жить и учиться в крупнейших городах Австрии, Венгрии, Чехии, Италии и Германии. После смерти своего благодетеля Г. С. Сковорода возвратился на Родину. Один учебный год (1750/51) Сковорода читал курс поэтики в Переяславском коллегиуме. Следующие два года Сковорода провел в Киево-Могилянской академии, однако покинул ее, так и не закончив полный 12-летний курс обучения. Как один из лучших учеников Академии, Сковорода по протекции устроился домашним учителем у богатого переяславского помещика, где с некоторыми перерывами оставался до 1759 г. В этом же году он принял должность учителя Харьковского коллегиума, где также с перерывами преподавал поэтику, грамматику, греческий язык и церковное пение до 1769 г. Затем до самой ­смерти Сковорода путешествовал по многим городам и селам Украины и России, подолгу жил в монастырях и усадьбах своих друзей и знакомых, всецело посвятив себя литературному и философскому творчеству, остававшемуся в рукописном виде. Ученик и приятель Сковороды Андрей Ковалевский так описывал его образ жизни в этот период: «…переносил он нужды скромно, молчаливо, терпеливо, без­ропотно, не имея тогда, как только две худые рубашки, один камлотный кафтан, одни башмаки, одни черные гарусные чулки <…>. Часто в свободные часы от должности своей удалялся он в поля, рощи, сады для размышления. Рано поутру заря спутница ему бывала в прогулках его и дубравы – собеседниками глумлений его... Суетность и многозаботливость светская представлялись ему морем, обуреваемыми беспрестанно волнами житейскими и никогда плывущему к пристани душевного покоя не доставляющими. В монашестве, удалившемся от начала своего, видел он мрачное гнездо спершихся страстей, за неимением исхода себе задушающих бытие смертоносно и жалостно. Брачное состояние, сколько ни одобрительно природою, но препятствовало беспечному его нраву». Умер Г. С. Сковорода 9 ноября 1794 г. на Харьковщине, в селе, которое теперь носит его имя. В соответствии с завещанием, на могильном камне Г. С. Сковороды выбиты слова, подводящие итог смысложизненным по­искам выдающегося мыслителя: «Мир меня ловил, да так и не поймал».

Творческое наследие Григория Сковороды состоит из 17 диа­логов, большого числа басен, стихов, переводов, писем.

ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ –в философии Гегеля конечное звено саморазвития разума, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию.

АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость исти­ны; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Наиболее последовательный агностицизм представлен в учении Дж. Беркли.

АНТИНОМИЯ – неразрешимое противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Получило теоретическое обоснование и наиболее широкое распространение в философской мысли эпохи Возрождения.

АПРИОРИ – понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность ­апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) – условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

БЕКОНФрэнсис (1561–1626) – английский философ, ро­доначальник английского материализма и эмпиризма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода – очищение разума от заблуждений («идолов», или «признаков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой – эксперимент.

БЕРДЯЕВНиколай Александрович (1874–1948) – русский религиозный философ, с 1922 г. живший и работавший в эмиграции. От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

БРАХМАН –в древнеиндийской философии абсолютное идеальное первоначало мира.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ –совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других психоаналитических течениях.

БЫТИЕ – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уров­нями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.

ВЕДЫ – памятники древнеиндийской литературы (конец II – начало I тыс. до н. э.), состоящие из сборников гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) и теологических трактатов с комментариями к ним (Брахманы и Упанишады).

ВЕРИФИКАЦИЯ –в позитивизме способ отделения научного знания от «ненаучного». Знания в принципе должны быть верифицируемы, т. е. их истинность должна быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства.

ВЕРНАДСКИЙВладимир Иванович (1863–1945)–всемирно известный ученый, основатель ряда новых смежных дисциплин – геохимии, биогеохимии, радиогеологии, автор работ по философии естествознания и науковедению, первый президент Академии наук Украины. Философский масштаб носит учение В. И. Вернадского о ноосфере.

«ВЕЩЬ В СЕБЕ» – философское понятие, означающее в критической философии И. Канта вещи, как они существуют са­ми по себе («в себе»), в отличие от того, как они являются «для нас» в познании.

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ И НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ РЕСУРСЫ–используемые человечеством для производственных и потребительских нужд сырье и материалы, имеющиеся в природе либо в неограниченном (солнечный свет), либо в ограниченном (нефть, газ, лес, металл) количестве.

ВОЛЯ – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непо­средственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия.

ВОЛЮНТАРИЗМ (термин введен Ф. Теннисом в 1883 г.) – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформился у немецкого философа ХІХ века А. Шопенгауэра.

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ –понятие теории познания, обозначающее идеи, изначально присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта (аксиомы математики и логики, нравственные ценности, исходные философские принципы). Учение о врожденных идеях, восходящее к Платону, получило развитие в рационализме XVII–XVIII вв.

ГЕРМЕНЕВТИКА –буквально, искусство перевода, искусство толкования и объяснения. С ХІХ в. Г. превратилась в универсальный гуманитарный метод исследования, а затем и философское направление, занятое решением проблемы понимания – обнаружения смысла посредством интерпретации, т. е. рас­шифровки смысла, стоящего за очевидным смыслом, раскрытия уров­ней значения, скрывающихся в буквальном значении.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ – наиболее острые современные проблемы развития человечества в целом, связанные с возможностями его дальнейшего существования.

ГНОСЕОЛОГИЯ– раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания. В качестве синонима Г. часто употребляется термин «эпистемология».

ГОББСТомас (1588–1679) – английский философ, близкий к материализму и рационализму. Геометрия и механика для Гоб­бса – идеальные образцы научного мышления. Природа – совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением (перемещением).

ГУМАНИЗМ – в широком смысле особое мировоззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждающее благо человека как критерий оценки общественных отношений. В более узком смысле (гуманизм эпохи Возрождения) – противостоявшее схоластике и духовному господству церкви вольномыслие, связанное с изучением гуманитарных предметов, в первую очередь, вновь открытых произведений классической древности.

ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912–1992) – российский историк, географ, доктор исторических (1961) и географических (1974) наук, академик РАЕН (1991). Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях; исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза (назвал ее пассионарностью).

ДАО – основная категория китайской философии, обозначающая способ функционирования Вселенной как живого организма, достичь гармонии с которым призван каждый человек. В конфуцианстве для этого было необходимо нравственное совершенствование, высшим проявлением которого считается активная социальная позиция. В даосизме, напротив, мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, «недеяние»), достигает единства с природой и совершенства.

ДЕДУКЦИЯ – фундаментальный метод познания, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.

ДЕИЗМ –распространенная в Новое время религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой ра­зум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в дела мира и человека.

ДЕМОКРИТиз Абдер (ок. 460–ок. 371 гг. до н. э.)–древнегреческий философ. Основатель атомизма. Учил, что все происходящее представляет собой движение атомов, которые ­различаются по форме и величине, месту и расположению, находятся в пустом пространстве в вечном движении, и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и при­ходят к гибели.

«ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ» – резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Ла­тинской Америки в 50–60-х гг. ХХ в. был обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рож­даемости.

ДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

ДИАЛЕКТИКА (букв. с греч. «искусство вести беседу, спор») – философское учение о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления.

ДХАРМА –важнейшее понятие философии буддизма всех школ и направлений и религии индиузма. В буддизме – 1) синоним буддийского вероучения и 2) первичные элементы нашего сознания, сочетания которых образуют иллюзию действительного существования внешнего мира и индивидуальной человеческой души.

ДУАЛИЗМ –философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – духа и материи. Противостоит мо­низму, разновидность плюрализма. Один из крупнейших представителей – Р. Декарт.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО –понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права возникает в античном мире и получает развитие в Новое время, становясь одной из основополагающих идей Просвещения.

ЗАКОН – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы. Познание закона составляет задачу ­науки.

ЗНАНИЕ –проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в голове человека.

ИДЕАЛИЗМ –самое распространенное и влиятельное течение в западной философии, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа.

ИДЕАЛЬНОЕ – способ бытия предмета, отраженного в сознании (в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному); результат процесса идеализации – абстрактный объект, который не может быть дан в опыте (напр., «идеальный газ», «точка»).

ИДЕОЛОГИЯ – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых субъективным образом осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.

ИМПЕРАТИВ –общезначимое нравственное предписание в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного.

ИНДИВИДУУМ (индивид) – отдельный, самостоятельно существующий человек, рассматриваемый обособленно от других людей.

ИНДУКЦИЯ – фундаментальный метод познания, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

ИНТУИЦИЯ –способность постижения истины путем непо­средственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств и осознания последовательности процесса ее получения.

ИНЬ–ЯН –основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское – мужское, пассивное – активное, холодное – горячее и т. д.). Инь–ян понимаются как полярные модальности единого субстанциального начала – пневмы (ци), а этапы их зрелости соотносятся с «пятью стихиями» (дерево, огонь – ян; земля – нейтральна; металл, вода – инь).

ИСТИНА ОБЪЕКТИВНАЯ – соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и тео­ретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант).

ИСТОРИЯ – 1) процесс развития природы и общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества в его конкретности и многообразии, исследующих факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

КАРМА – одно из основных понятий индийской религии и философии. В широком смысле – общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле – влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

КАТЕГОРИИ – наиболее общие и фундаментальные философские понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики.

КОРДОЦЕНТРИЗМ – наиболее характерная черта украинской философии. Состоит в освещении человеком окружаю­щего мира не столько мышлением («головой»), сколько «сердцем» – эмоциями, чувствами, здравым смыслом.

КУЛЬТУРА – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

ЛАО-ЦЗЫ –(II пол. VI–I пол. V вв. до н. э.) – основатель философской школы даосизма, чьи философские взгляды изложены в трактате «Дао дэ цзин» (IV–III вв. до н. э.), или «Книга о дао и дэ» («Книга о Пути и потенции»), написанном последователями философа;

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646–1716) – немецкий фи­лософ, математик, физик, языковед. В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики («Новые опыты о человеческом разуме», 1704).

ЛИ –одно из ключевых понятий древнекитайской философии, в частности, конфуцианства, которое обозначает освященные традицией правила взаимоотношения между различными социальными группами.

ЛИБИДО – одно из основных понятий психоанализа З. Фрей­да, означающее преимущественно бессознательные сек­суальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (например, сублимации и т. п.).

ЛИЧНОСТЬ – 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного инди­вида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

ЛОКК Джон (1632–1704) – английский философ, общественно-политический деятель, основоположник либерализма. В «Опыте о человеческом разумении» (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта.

МАКИАВЕЛЛИНиколо (1469–1527) – итальянский политический деятель и историк, основоположник философии политики, которую он базировал на принципе «цель оправдывает средства».

МАТЕРИАЛИЗМ –влиятельное течение в западной философии, которое видит основу всей действительности в материальном начале. Наиболее известны античный материализм (Демокрит, Эпикур), механистический материализм Нового времени и эпохи Просвещения, диалектический и исторический материализм К. Маркса.

МЕТАФИЗИКА– 1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (I в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним философии; 2) противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

МЕТОД –способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ –обозначение человека и мира как двух неразрывно связанных между собой частей. Микрокосм, малый космос – человек как отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира как космоса (маркосма, большого космоса).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

МИФОЛОГИЯ –древнейшая форма мировоззрения и деятельности людей, которая основывалась не на разуме, а на чувствах и эмоциях.

МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

НАУКА – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира;

НЕОБХОДИМОСТЬ –философская категория, выражающая объективную закономерность и обусловленность явления, процесса или человеческого действия.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Николай Кребс) (1401–1464) – фи­лософ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448), в творчестве Николая Кузанского были заложены основы для пантеистического взгляда на мир и гуманистического взгляда на человека.

НИРВАНА – центральное понятие буддийской философии и религии, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего ми­ра; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте.

НООСФЕРА – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР –получившая широкое распространение в социально-политической мысли Нового вре­мени (Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) теория происхождения государства, в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.

ОБЩЕСТВО, в широком смысле – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля).

ОБЪЕКТ – философская категория, выражающая то, что про­тивостоит субъекту в его предметно-практической и позна­вательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.

ОНТОЛОГИЯ – раздел философии, учение о бытии.

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Хосе (1883–1955) – современный испанский философ и публицист, представитель «философии жизни» и философской антропологии.

ОТЧУЖДЕНИЕ – обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп. Понятие О. было теоретически обосновано К. Марксом.

ПАНТЕИЗМ – религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа».

ПАРМЕНИДиз Элеи (период расцвета 504–501 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, основатель элейской школы. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»); сформулировал идею тождества бытия и мышления, тем самым став у истоков идеализма.

ПОЗИТИВИЗМ –направление в философии и науке (со вре­мен Канта), которое исходит из «позитивного», т. е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает ими свое исследование и изложение, а абстрактные философские («метафизические») объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Система позитивизма была создана в I половине ХІХ в. О. Контом; известны «второй позитивизм» (Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (Л. Витгенштейн), постпозитивизм (К. Поппер).

ПОНЯТИЕ – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

ПОСТМОДЕРН –идейно-стилистическое направление, социокультурная ситуация и философское направление II половины ХХ ст.

ПРАКТИКА – целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Характерен для средневековой историографии, философии и теологии (Августин и др.).

ПРОГРЕСС –развитие человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному как в материальном, так и духовном смысле состоянию.

ПРОСВЕЩЕНИЕ –в узком смысле течение в культурной и общественно-политической жизни Западной Европы XVIII в., выдвигавшее требование замены мировоззрения, основывающегося на религиозном или политическом авторитете таким, которое вытекает из требований человеческого разума, и ратовавшее за преобразование всех сторон жизни современного ему общества на основе распространения знания и развития наук.

ПРОТИВОРЕЧИЕ –взаимодействие противоположных, ­взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития объективного мира и познания человеком этого мира.

ПРОТАГОР из Абдер (ок. 480–ок. 410 до н. э.) – древнегреческий философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». В Афинах Протагор обвинялся в атеизме.

ПСИХОАНАЛИЗ –медицинский метод, психологическая тео­рия и влиятельное философское направление, связанное с изучением скрытых связей и основ человеческой жизни.

РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научное (т. е. объ­ективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм – ведущее направление философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) и один из философских источников идеологии Просвещения.

РЕЛИГИЯ – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

РЕФЛЕКСИЯ– форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

РУССО Жан Жак(1712–1778) – французский писатель, фи­лософ и просветитель («Об общественном договоре», «О причине неравенства»).

САНСАРА –один из основных терминов индийской философии и религии, обозначающий бесконечную цепь все новых и новых рождений человеческой души или личности в различных образах (Бога, человека, животного) в зависимости от степени праведности текущей жизни.

САРТРЖан Поль (1905–1980) –французский философ, вли­ятельнейший представитель экзистенциализма.

СВЕРХЧЕЛОВЕК –представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения силы. Наибольшую известность получила концепция Сверхчеловека Фридриха Ницше.

Наши рекомендации