Представители неославянофильства о познании

Видными представителями неославянофильства являются А.Григорьев, Н.Я.Данилевский, Ф.М.Достоевский, К.Н.Леонтьев. Близок к ним был Л.Н.Толстой.

Аполлон Григорьев

Аполлон Александрович Григорьев (1822 — 1864 гг.) — поэт, литера­турный критик, публицист.

В качестве исходной идеи Григорьев берет положение о том, что мир есть единый живой организм. Человеческое общество — часть единого мира. В мире царят гармония и вечная красота. Высшая форма познания — искусство, имеющее своим объектом высшие начала бытия, прекрасно-гармоничные по своей сущности. Если философия — это интел­лектуальное познание истины, то искусство как эстетическое созерца­ние достигает цельного знания. Именно искусство удовлетворяет познавательную потребность цельного человека.

В искусстве есть и логическая сторона, отражающая внешнюю жи­знь, и бессознательная, идейно-внутренняя, выявляющая скрытые жиз­ненные силы явлений мира и самого художника-творца. Искусство — "цельный, непосредственный и сжатый синтез но­вых отношений мысли и жизни, который дается таинственным откровением великой художественной силы".

Народ Григорьев понимает как на единый организм, внутренне связанный духовной общностью. Истинный поэт является выразителем народного духа.

Данилевский

Николай Яковлевич Данилевский (1822 — 1885 гг.) — естествоиспыта­тель, публицист, социолог, представитель панславизма. В своей книге "Россия и Европа" развивает концепцию "ку­льтурно-исторических типов", разрабатывавшуюся ранее Рюкертом, а позд­нее — Шпенглером. Критерий культурно-исторического типа — участие народов в творении культуры, которая складывается из четырех раз­делов:
1) религиозного, 2)собственно культурного (наука, искусст­во, промышленность),
3) политического и 4) социально-экономичес­кого. Данилевский считал, что славянский тип культуры одновременно основывается на религиозной, научной, творческой в искусстве и технике, политической, экономической общинной базе.

Идея славянства, по Данилевскому, должна быть высшей иде­ей — выше свободы, выше науки, просвещения, выше всякого земного блага, "ибо ни одно из них недостижимо без ее осуществления".

Достоевский

Федор Михайлович Достоевский (1821 — 1881 гг.) — великий русский писатель. Ставил и осмысливал философские проблемы в специфически-практической, ориентированной на жизнь форме.

Достоевский подчеркивал необходимость слияния интеллигенции с народом. В "Дневнике писателя" отмечал: "Мы должны прекло­няться перед народом и ждать от него всего, и мысли, и образа, пре­клониться перед правдой народной". Первый шаг на пути сближения интеллигенции с народом Достоевс­кий видел в грамотности и образовании народа.

Религию Достоевский считал миро­созерцанием народа. Выступал против атеизма. Утратой веры в Бога объяснял многие социальные пороки. Тема критики нигилизма и атеизма, столкновение мировоззрений, противопоставления веры и разума про­ходит в романе "Братья Карамазовы".

Достоевский считает, что все политические системы создаются на убеждении в разумности человека, на возможности рационального регулирования человеческого поведения. Но он не рассматривает рассудок в качестве единственного регулятора личности: "хотение есть проявление всей жизни". Он ставит акцент на волевом начале в поведении человека.

Основная тема произведений Достоевского — человек, понимаемый как микрокосм, центр бытия. В человеке происходит столкновение рационализма и иррационализма, науки и веры, утилитаризма и свобо­ды. Достоевский ставит вопрос о том, достигает ли наука тех сущностей, которые определяют индивидуальное существование че­ловека. Так, Иван Карамазов в романе "Братья Карамазовы"говорит, что для того, чтобы правильно жить, надо знать законы жизни, а они недоступны. Законы природы и законы человеческого существования не совпадают.

Достоевский был убежден, что у человека есть неискоренимая потребность в иррациональности, в безумной свободе. Свобода — это отнюдь не господство разума. Она иррациональна и да­же безумна. Человек достигает истинной свободы, когда освобождается от низших стихий, от власти страстей, перестает быть рабом самого себя и окружающего мира. Свободным человека делает Истина. Но он должен добровольно принять Истину, а не насильственно быть к ней при­веден.

Доказательством бытия Бога Достоевский считал существование ... зла: без зла Бог был бы просто не нужен.

Леонтьев

Константин Николаевич Леонтьев (1831 — 1891 гг.) — последняя круп­ная фигура неославянофильства. Ранний Леонтьев идеализировал прос­той народ, сельскую общину. Защищал безграмотность народа, его "варварство" как источник национального своеобразия. Позднее он разочаровывается в идеале русской самобытной культуры: "Оригинален наш русский психический строй, между прочим, и тем, что до сих пор, кажется, в истории не было еще народа менее творческого, чем мы".

Продолжая линию Данилевского, Леонтьев предлагает свою концепцию трех стадий развития народа: 1) первичной простоты, 2) цветущей сложности,
3) вторичного смесительного упрощения. О прогрессе он говорит: "Правильная вера в прогресс должна быть пессимистическая, а не благодушная, все ожидающая какой-то весны". "Смешно служить такому идеалу, несообразному ни с опытом истории, ни даже со всеми законами и примерами естествознания". "Нелепо, оставаясь реалистом в геологии, физике, ботанике, внезапно перерождаться на пороге социологии в утилитарного мечтателя".

Леонтьев везде проводит идею неравенства — биологического, социального, эстетического, морального, религиозного. Он писал: "Для развития великих и сильных характеров необходимы великие обществен­ные несправедливости". "Миллионы русских людей должны были прожить под давлением тех атмосфер — чиновничьей, помещичьей и церковной, хотя бы для того, чтобы Пушкин мог написать "Онегина" и "Годунова" чтобы построить Кремль и его соборы, чтобы Суворов и Куту­зов могли одержать свои национальные победы".

Толстой

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910 гг.) — гениальный русский писа­тель, создатель религиозно-этического учения о мире, человеке, об­щественном переустройстве, о смысле жизни (толстовство). Отрицал церковное христианство, официальное богословие. Для него Христос — обыкновенный человек, религиозный проповедник. Он считал, что христианская догматика была для церкви только предлогом, в действи­тельности же она всегда преследовала свою выгоду.

Все религии, согласно Толстому, заключают в себе две части: 1) этическую (учение о жизни людей) и 2) метафизическую (учение о Боге и его атрибутах, о происхождении мира и людей, об их отношении к Богу). Метафизическая сторона разных религий неодинакова, а этическая совпадает, следовательно, этическая часть религии и составляет подлинный смысл любой религии.

Рассматриваемый в моральном плане Бог — "неограниченное сущест­во", которое сознается каждым человеком в самом себе. "Бог есть лю­бовь", "совершенное благо". Всеобщий разум, или Бог, является выс­шим законом нравственности, и познание его составляет главную зада­чу человечества, ибо от этого находятся в прямой зависимости пони­мание смысла жизни и способы ее правильного устройства.

В существующем знании Толстой искал ответов на вопросы о смысле своей жизни, деятельности, и не находил. Он фактически приходит к заключению о том, что наука бессильна, а философия (в лице Сократа, Шопенгауэра, Соломона, Будды) приходит к выводу — "все суета". Из такой ситуации Толстой видит четыре возможных выхода:
1) "неведе­ние", 2)"эпикурейство", 3) самоубийство и 4)выход слабости — "пони­мая зло и бессмысленность жизни, продолжать тянуть ее, зная вперед, что ничего из нее выйти не может" (ср. экзистенциализм). Толстой считает, что искать смысл жизни нужно у народа, который жил и живет нормальной жизнью, не мучаясь подобными вопросами. Здесь Толстой нашел, как он пишет, истину и "принял ее".

У людей помимо знания есть вера, и в ней нужно искать ответ на вопрос о смысле жизни: "Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает, а живет". Толстой считает, что то, чем занимаются светские люди, интеллигенция — искусст­во, наука и т.д. — "все это одно баловство ... искать смысла в этом нельзя".

В духе своего принципа "непротивления злу насилием" Толстой говорил о том, что для того, чтобы нейтрализовать насилие государственной власти, нужно:
"не участвовать в этом строе, в том, что поддерживает его: в военщине, в судах, ложном учении и т.д."

Толстой с сомнением высказывался о прогрессе общества. Ему свойственен своеобразный нигилизм в отношении культуры. По Толстому, все изобретения и научные открытия вредны, потому что помогают богатым укреплять свое положение и еще успешнее угнетать народ.

Наши рекомендации