Русская философия ХIХ века о познании
Чаадаев
Петр Яковлевич Чаадаев (1794 — 1856 гг.) — зачинатель западничества, участник Отечественной войны 181 2 г. Автор известных "Философических писем".
Развитие европейского общества, в частности его науки, Чаадаев связывал скатоличеством. Он призывал к сближению православия и католицизма. Считал, что, если Россия усвоит все, что есть ценного на Западе, она станет центром интеллектуальной жизни Европы,
Причину физического мира и мира духовного Радищев видел в "божественной силе". Говорил об аналогии (параллелизмt) между явлениями этих двух миров. Он утверждал, в частности, следующее: “Подобно тому как столкновение сил в природе служит продолжением этого (божественного — CХ) первого толчка, сообщенного материи, столкновение сознаний также продолжает движение духа”. То же самое можно сказать и о связях мыслей: "всякая мысль людей" связана "со всеми человеческими мыслями, предшествующими и последующими".
Чаадаев выступал за всеобщее примирение науки и религии. Наука направлена на изучение физической действительности. Знание физического мира достигается путем опыта и логического познания. Но физический мир — творение Божества, и общий закон природы открывается только "сверхъестественному озарению благочестивой жизни". В духовной области знание нравственного закона также может быть достигнуто лишь путем откровения. Между знанием и верой нет резкой границы: "знание всегда предполагает известную долю веры, точно так же вера предполагает известную долю знания".
Бог дает религиозную идею, которая воплощается во всеобщем разуме людей, считает Чаадаев. Подлинная история — это история мысли. Он пишет: "Общество шло вперед лишь силою мысли, интересы всегда следовали там (на Западе — СХ) за идеями, а не предшествовали им; убеждения никогда не возникали там из интересов, а всегда интересы рождались из убеждений". По Чаадаеву, прогресс человечества в целом осуществляется путем преемственной передачи идей, начальным историком которых является Божественный разум. В связи с этим Чаадаев писал: "Одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, в некоторых отношениях более нас отсталых". "То, что у других составляет издавна самую суть общества и жизни, для нас еще только теория и умозрение". Он пишет также о том, что "не восприняли мы и традиционных идей человеческого рода"; "мы как бы чужие для себя самих". "Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной". "Мы подобны тем детям, которых не заставляли самих рассуждать, так что, когда они вырастают, своего в них нет ничего, все их знание на поверхности, вся их душа — вне их". Нам " не хватает какой-то устойчивости, какой-то последовательности в уме, какой-то логики. Силлогизм Запада нам чужд. В лучших умах наших есть что-то еще худшее, чем легковесность. Лучшие идеи, лишенные связи и последовательности, как бесплодные вспышки, парализуются в нашем мозгу". "Я нахожу даже, что в нашем взгляде есть что-то до странности неопределенное, холодное, неуверенное, напоминающее обличив народов, стоящих на самых низших ступенях социальной лестницы". Чаадаев отмечает некое свойство, "делающее нас столь безразличными к случайностям жизни, вызывает в нас также равнодушие к добру и злу, ко всякой истине, ко всякой лжи". В России, считает Чаадаев — "незначительное меньшинство мыслит, остальная часть чувствует". Его мучает вопросы: "где наши мудрецы, где наши мыслители? Кто за нас когда-либо думал, кто за нас думает теперь?" И это при том, что назначение России "сочетать в себе две великие основы духовной природы — воображение и разум, и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара".
Но, опять же — "ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды, мы не дали себе труда ничего создать в области воображения". "Даже в области той науки, которая все охватывает, наша история ни с чем не связана, ничего не объясняет, ничего не доказывает". И вообще, "мы составляем пробел в порядке разумного существования". По всему этому, считает Чаадаев, необходимо "снова начать у нас воспитание человеческого рода". А здесь уже попахивает революциями: "Все политические революции были там в принципе переворотами нравственного порядка. Искали истины — нашли свободу и благоденствие". Что касается нас — "мы можем только завидовать судьбе народов, которые в этом столкновении убеждений, в этих кровавых схватках в защиту истины создали себе мир понятий, какого мы не можем себе даже и представить, а не то что перенестись туда телом и душою, как мы на это притязаем".
Станкевич
Николай Владимирович Станкевич (1813 — 1840 гг.) — руководитель кружка (кружок Станкевича), обсуждавшего философско-этические проблемы. Изучал немецкую философию, которую, однако, характеризовал как "мир скелетов", лишенный конкретного живого содержания. Он считал, что единство идей должно соединяться с разнообразием фактов.
Жизнь человека характеризуется тремя формами: разумом, волей и чувством.Разум осуществляет познание, воля — действие. Наиболее специфическое для человека чувство, согласно Станкевичу, "обнаруживается любовью". Он говорил: "Жизнь есть любовь. Вечные законы ее и вечное их исполнение — разум и воля".
Философия является всеобщей наукой, которая открывает человеку пути самосовершенствования и движения общественного идеала. Духовное воспитание и просвещение противостоят общественному злу, они составляют основу исторического прогресса. Движение к обществу, достойному человека, нужно начинать с умственного и нравственного самосовершенствования личности.
Станкевич признает религию. Он исходит из того, что существует органическое единство между философией как сферой разума и религией, относящейся к области верования. Философия в своем развитии наталкивается на вопросы, которые находят решения лишь в вере. Но религия, которую имеет в виду Станкевич — это не официальная религия, а некая особая религия любви. Такая религия не делит людей на католиков, протестантов или православных. Она выше внешнего культа и свободна как от грубых суеверий, так и от мистицизма. По мнению Станкевича, религия должна быть основана на разуме, в то время как мистицизм составляет прямую противоположность "строгому мышлению".
Станкевич убежден в том, что философия должна быть связана с жизнью. Такую связь он видит в исторической науке, а особенно в литературе, которая есть не только форма познания действительности, но и лучшая возможность непосредственного участия в общественной жизни.
Грановский
Тимофей Николаевич Грановский (1813 — 1855 гг.) — крупный историк. По совету Станкевича обратился к гегелевской философии с целью преодоления традиционного эмпиризма исторической науки. Метод Грановского базировался на принципе, согласно которому историческое исследование должно исходить из фактов, обобщать их и находить в них проявление мирового духа, идею, движущую массами.
Хомяков
Алексей Степанович Хомяков (1804 — 1860 гг.) — наиболее крупная личность среди славянофилов. Он — социолог, публицист, философ, экономист, изобретатель, врач, художник, поэт, драматург. Автор многотомных "Записок о современной истории",
Будущее России Хомяков связывал с православием, которое должно стать источником русского просвещения, и с общиной, которую он рассматривал с точки зрения "образа жизни", наполненного духовно-нравственным, религиозным, "соборным" содержанием.
По Хомякову, вещество и мысль не имеют никаких общих свойств — нелепо считать сознание свойством материи.
В познании участвует логическое мышление и вера. Хомяков выступает за "цельное знание" и "живую истину". Цельный разум состоит из веры, воли и рассудка. Вера дает разуму живое созерцание. Воля отделяет область фантазии от области предметного мира. Рассудок находит в содержании знания законы. Вера создает мир образов или явлений, дает содержание знанию. Рассудок, логическое мышление обрабатывает это знание.
Чтобы познать явления в их жизненной реальности, субъект должен выйти из своих пределов и перенестись вявления "нравственною силою искренней любви". Тогда, считает Хомяков, он получает живое знание ("внутреннее" и "непосредственное"), "Живая истина", в особенности истина Божия, не укладывается в границы логического познания, которое есть лишь один из видов познания. Необходима вера. Хомяков утверждает: нужно, чтобы "бесконечное богатство данных, приобретаемых ясновидением веры, анализировалось рассудком". Только там, где достигнута гармония веры и рассудка, имеется "всецелый разум".
"Живое знание" дает нам познание того, что находится в основе существования. По Хомякову, творцом и источником мира является разумная воля, "волящий разум". Воля воплощает мысли Бога в действительность. На низшем уровне реальности воля проявляет себя в форме материальных процессов. На высшем (в духовном мире) воля являет себя в виде свободной воли, соединенной с разумом.
Человек, отмечает Хомяков, создан по образу и подобию самого Бога. Смысл его жизни заключен в стремлении к Божеству путем познания и самосовершенствования.
Церковь, как органическое целое, свой основной принцип имеет не в повиновении высшей власти, а в соборности, как совместном понимании правды и отыскании пути к спасению. Она есть "организм истины и любви, или, точнее: истина и любовь как организм". Причем, "в делах веры принужденное единство есть ложь, а принужденное послушание есть смерть".
У Хомякову, истинный критерий познания заключается в церковном общении, в любви: "Общение любви не только полезно, но вполне необходимо для достижения истины, и постижение истины на ней зиждется и без нее невозможно. Недоступная для отдельного мышления истина будет доступна только совокупности мышлений, связанных любовью". Но все это характерно только православию. Протестантство, по Хомякову, блуждает "в пустынях рассудочной отвлеченности".
Единение с церковью на основе любви — необходимое условие постижения истин самой веры. Принцип соборности означает, что носителем истины является только церковь в целом, а не отдельные ее представители, даже глава церкви, патриарх.
Особое значение Хомяков придавал русской деревенской общине, или миру, с его сходками, традиционной справедливостью, совестью и внутренней истиной.
О просвещении Хомяков говорил: "Знание не есть истинное просвещение. Знание есть расширение умственного богатства, просвещение же истинное, сверхзнание, заключает в себе развитие высших начал — нравственных и духовных".
Хомяков был патриотом России, гордился ее историей: "У какого христианского народа есть Нестор? у кого из народов есть столько ума в пословицах? а пословицы не есть ли плод пышной давней народной жизни?".
Киреевский
Иван Васильевич Киреевский (1806 — 1856 гг.) — видный представитель славянофилов, хотя поначалу придерживался западной ориентации. О западной цивилизации он говорил, что она создала удобства наружной жизни, привела к выдающимся научным результатам, но что она не образует синтеза с "внутренним сознанием человека". Высоко оценивал немецкую ученость, однако, называл Германию страной "глупой", "дубовой".
Киреевский нападает на "самовластный рассудок", "холодный анализ", не оставляющие места вере. Отмечая рассудочный характер схоластики, считал, что в России христианство шло к истине не путем логических силлогизмов, а через самопознание и глубокую нравственную убежденность.
Истинное познание не может ограничиваться логическим развитием разума и неизбежно предполагает "откровение", "внутреннюю целостность" человеческого духа. По Киреевскому, человек должен стремиться к целостности своих сил, быть таким, "чтобы он не признавал своей отвлеченной логической способности за единственный орган разумения истины; чтобы голос восторженного чувства, не соглашенный с другими силами духа, он не почитал безошибочным указанием правды; чтобы внушения отдельного эстетического смысла, независимо от других понятий, он не считал верным предводителем для разумения высшего мироустройства".
Киреевский был убежден в том, что тайны бытия становятся доступны только при условии гармонического слияния мысли, чувства и веры. Благодаря объединению в одно гармоническое целое всех духовных сил человек приобретает способность к мистической интуиции и созерцанию, ему становится доступной истина о Боге и его отношении к миру. Из объединения духовных сил получается знание, способное "согласить веру и разум, наполнить пустоту, которая разделяет два мира, требующие соединения, утвердить в уме человека истину духовную видимым ее господством над истиною естественною и возвысить истину естественную ее правильным отношением к духовной и связать наконец обе истины в одну живую мысль".
Белинский
Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848 гг.) — идейный вождь революционной демократии 40-х гг. ХIХ в. Проводил в своих сочинениях антикрепостнические, просветительские идеи. Начинал как объективный идеалист, гегельянец, но пришел к демократизму и материализму.
Философия — исторически развивающаяся наука. Между философскими системами Белинский видел преемственность, то, что последующие учения опираются на предыдущие и идут дальше. Он приходит к заключению — диалектически развиваются как природа, так и общество и познание. Он выделял в качестве важнейшего требования диалектики объективное рассмотрение действительности в ее развитии.
Белинский отмечал стремление современного ему мышления к “действительности, реальности, истине”, "отвращение от фантазий и призраков". Он призывает "освободить науку от призраков трансцендентализма", отвести навсегда "человеческий разум от всего фантастического и мистического". "В науке, — считает Белинский, — отвлеченные теории, априорные построения, доверие к системам со дня на день теряют свой кредит и уступают место направлению практическому, основанному на знании фактов".
По мнению Белинского, вопрос о соотношении мышления и природы может разрешить только наука. Духовную природу человека нельзя отделять от физической природы как что-то независимое от нее: "Вы, конечно, очень цените в человеке чувство? — Прекрасно! — Так цените же и тот кусок мяса, который бьется в его груди и который вы называете сердцем и которого замедленное или ускоренное биение верно соответствует каждому движению вашей души. — Вы, конечно, очень уважаете в человеке ум? — Прекрасно! — Так останавливайтесь же в благоговейном изумлении перед массой его мозга, где происходят все умственные отправления ... Иначе вы будете удивляться в человеке следствию мимо причины или — что еще хуже — сочините свои небывалые в природе причины и удовлетворитесь ими. Психология, не опирающаяся на физиологию, так же несостоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии" (выделено мной — СХ).
Белинский считал, что естествознание его времени еще пока накапливает факты, чтобы потом перейти к более высокой ступени — философскому их осмыслению (ср. Энгельс). Но потребность в таком осмыслении уже зарождается: "Все чувствуют и осознают недостаток общих начал в науках и необходимость знания как чего-то целого, как науки о жизни, о бытии, о сущем в обширном значении этого слова, а не как науки то об этом предмете, то о том".
Белинский рассматривал искусство как одну из форм человеческого сознания и познания. Поэтому он обращается к вопросам природы познания вообще.
Белинский выступал против агностицизма, осуждал сомнение в познавательных силах человеческого разума. Стоял на позициях сенсуализма, но был против плоского эмпиризма: "Одно изучение фактов без философского взгляда на них ведет только к их знанию, но не к их разумению". С другой стороны, "философские взгляды, не основывающиеся на изучении и значении фактов или насилующие факты для своего оправдания", ведут только к "фантазиям и болтовне", которые "бесполезнее знакомства с фактами". Полное знание достигается только в единстве эмпирического и рационального, теоретического.
Человек, отмечает Белинский, — существо деятельное и мыслящее. В отношении к человеку каждый предмет существует как объект воздействия и объект познания — "практически и теоретически". Но "человек только тогда владеет предметом, когда охватывает его с обеих сторон".
Белинский высказал ряд важных соображений о роли общения, языка в развитии человеческого познания.
Белинский требовал единства убеждений и действий: если человек верно понял закономерность истории, но ничего не делает чтобы способствовать развитию общества, то такой человек безнравственен. Он отмечал при этом, что большинство людей являются "эгоистами поневоле", жертвами неразумной общественной среды.
"Письмо к Гоголю" Белинского свидетельствует о его непримиримом отношении к религии, которую он приравнивал к мистике и даже к мракобесию.
Герцен
Александр Иванович Герцен (1812 — 1870 гг.) — крупнейший представитель демократического движения своего времени. Окончил Московский университет, защитил кандидатскую работу "Аналитическое изложение солнечной системы Коперника". Он автор многочисленных сочинений: цикла статей "Дилетантизм в науке", другого цикла — "Письма об изучении природы", романа "Кто виноват?", повести "Сорока-Воровка", повести "Доктор Крупов", др. Выпускал альманах "Полярная звезда", издавал газету "Колокол".
Герцен изучал вопрос о природе философии. Характеризовал ее как науку о всеобщих законах бытия. Подчеркивал объективное значение ее законов и категорий. Он указывает на связи философии и жизни, критикует попытки отгородить философию и науку от потребностей жизненной практики. По Герцену, истинный ученый — активный участник общественной жизни, ученый-гражданин. Философское знание выступает не самоцелью, а средством общественно-преобразующей деятельности. Цель философии — дать теоретическое основание такой деятельности. Отказ от использования результатов познания — это примирение с существующей действительностью.
Философия "как наука предполагает известную степень развития самомышления, без которого нельзя подняться в ее сферу". В то же время: "Массам вовсе недоступны бестелесные умозрения; ими принимается имеющее плоть".
Герцен активно выступал против тенденции к иррационализму, в частности, у Хомякова и Киреевского.
Герцен высказывается за прочный союз философии и естествознания: "антагонизм между философией и естествознанием становится со всяким днем нелепее и невозможнее". Сила естественных наук состоит в том, что они опираются на опыт, на факты, исходят из признания объективной природы. Но естествознание имеет и слабую сторону — ему не хватает правильно метода. Необходимо, чтобы естествознание овладело методом, разработанным философией, а философия должна победить в себе "дуализм, идеализм, метафизическую отвлеченность".
Герцен высоко ценил Гегеля за то, что тот показал единство законов мышления и бытия. Но он не принял положения о природе как "прикладной логике". Он писал: нужно "понять, что разумение человека не вне природы, а есть разумение природы о себе, что ... законы мышления — осознанные законы бытия"; "сознание вовсе не постороннее для природы, а высшая степень ее развития"; "история мышления — продолжение истории природы".
Герцен приходит к выводу о познаваемости мира и объективности знания. Вред агностицизма он видит в том, что тот провоцирует на отрицание активности человека, возможности воздействия человека на ход событий в природе и в обществе.
Cсогласно Герцену, начальный акт познания — опыт. Разделяя подход сенсуалистов, он, однако, видел его недостаток в том, что опыт нередко рассматривается лишь как воздействие внешнего мира, при котором сознание оказывается пассивным, страдательным. Сознанию при этом отводится лишь деятельность по комбинированию результатов наблюдений. У Герцена опыт — это взаимодействие сознания и предмета, а активность является необходимым внутренним свойством сознания. Герцен принимает единство опыта и умозрения: "Опыт, умозрение — две необходимые, истинные, действительные степени одного и того же знания; спекуляция — больше ничего, как высшая, развитая эмпирия, взятые в противоположности, исключительно и отвлеченно, они так же не приведут к делу, как анализ без синтеза или синтез без анализа. Правильно развиваясь, эмпирия непременно должна перейти в спекуляцию, и только то умозрение не будет пустым идеализмом, которое основано на опыте".
Процесс познания — не простая последовательность чувственной и разумной ступеней, живого восприятия и разума. В познании имеет место сложное взаимодействие чувственного и логического, как на уровне живого созерцания, так и на уровне самого разума. При этом понятия и категории разума выступают теоретическим выражением законов, связей и отношений объективного мира.
Герцен отмечал односторонности в истолковании познания, присущие материализму предшествующих эпох: "материализм, точно так же односторонний (как и идеализм — СХ), шел прямо на уничтожение всего невещественного, отрицал всеобщее, видел в мысли отделение мозга, в эмпирии единый источник знаний, а истину признавал в одних частностях, в одних вещах, осязаемых и зримых; для него был разумный человек, но не было ни разума, ни человечества".
Истинная философия должна рассматривать природу в ее целостности, включая и сознание. Герцен отмечал, что мышление "так же естественно, как протяжение, так же степень развития, как механизм, химизм, органика, только высшая". Он писал с сарказмом: "Можно ли, например, меня уверить, что после смерти дух человека жив, когда так легко понять нелепость этого разделения тела и духа...?"
Предмет особых забот Герцена — наука и ее успешное развитие. В статьях "Дилетантизм в науке" он защищает науку от внешних и внутренних врагов — "мухамедан в науке". Дилетанты — плохие "друзья науки", они "оправдывают ненависть врагов ее". Но — "время для науки настало, она достигла до истинного понятия своего; духу человеческому, искусившемуся на всех степенях лестницы самопознания, начала раскрываться истина в стройном наукообразном организме, и притом в живом организме. За будущее науки нечего бояться". Это здоровый организм. А вот дилетантизм— лишь болезненный попутчик науки. Дилетанты "чувствуют потребность пофилософствовать, но пофилософствовать, между прочим, легко и приятно, в известных границах ... они, жаждавшие везде осуществления своих милых, но несбыточных фантазий, не находят их и в науке, отворачиваются от нее и, сосредоточенные в тесных сферах личных упований и надежд, бесплодно выдыхаются в какую-то туманную даль".
О судьбах науки в России Герцен говорит: "у нас не установились самые общие понятия о науке", "у нас гораздо менее развито понятие науки и путей ее". В то же время он отмечает, что "современная наука может быть понятна всякому, кто имеет живую душу, самоотвержение и подходит к ней просто". По Герцену, наука требует отречения от личных убеждений, что "значит признание истины". “Сохраняющим личные убеждения дорога не истина, а то, что они называют истиной. Они любят не науку, а именно туманное, неопределенное стремление к ней, в котором раздолье им мечтать и льстить себе. Эти искатели премудрости, каждый по своей тропинке, так высоко оценили свой подвиг, так полюбили свою умную личность, что не могут поступиться ею”. Они забывают, что "уважение к истине — начало премудрости". Наука "перешагнула за индивидуальности, за случайные и временные личности; она далеко оставила их за собою, так что они незаметны для нее. В науке царство совершеннолетия и свободы; слабые люди, предчувствуя эту свободу, трепещут; они боятся ступить без пестуна, без внешнего вселения; в науке некому оценить их подвига, похвалить, наградить; им кажется это ужасной пустотою, голова кружится, и они удаляются. Распадаясь с наукой, они начинают ссылаться на темное чувство свое, которое хоть и никогда не приходит в ясность, но не может ошибиться".
"Не сердце, а разум — судья истины. А разуму кто судья? — Он сам (выделено мной — СХ). Это одна из непреодолимейших трудностей для дилетантов; оттого они, приступая к науке, и ищут вне науки аршина, на который мерить ее; сюда принадлежит известное нелепое правило: прежде, нежели начать мыслить, исследовать орудия мышления каким-то внешним анализом" (ср. Кант). При этом, подчеркивает Герцен, "в специальных науках редко услышите такие (дилетантские — СХ) вопросы: страх показаться невеждой держит в узде. В философии дело другое: тут никто не стесняется! Предметы все знакомые — ум, разум, идея и проч. У всякого есть палата ума, разума и не одна, а много идей".
"Конечно, наука не имеет таких торжественных пропилей, как религия. Путь достижения в науке идет, по-видимому, бесплодной степью; это отталкивает некоторых". "Наука не требует ничего вперед, не дает никаких начал на веру, и какие начала у нее, которые вперед можно было бы передать? Ее начала — это конец ее, это последнее слово, итог всего движения, до них она достигает; самое развитие их есть неопровержимое доказательство". В науке "фантастическое упоение образного видения становится, по выражению Аристотеля, трезвым знанием", "наука имеет свою автономию и свой генезис; свободная, она не зависит от авторитетов; освобождающая, она не подчиняется авторитетам".
"Дело науки — возведение всего сущего в мысль". Понять "предмет — значит раскрыть необходимость его содержания, оправдать его бытие, его развитие; понятое необходимым и разумным не есть чуждое нам: оно сделалось ясною мыслью предмета"; "неразумное непонятно для нас, но его и понимать не стоит труда: оно необходимо оказывается несущественным, неистинным; оно обнаруживается таким (говоря школьным языком), чего доказать нельзя, ибо доказательство только и состоит в раскрытии необходимости предмета, указывающей на разумность его ... оправдание разумом — последняя безапелляционная инстанция".
По Герцену, "чтоб понять современное состояние мысли, вернейший путь — вспомнить, как человечество дошло до него, вспомнить всю морфологию мышления — от непосредственного, бессознательного мира с природой, предшествовавшего мышлению, до раскрывающейся возможности полного и сознательного мира с собою". Истина, "проходя рядом односторонних определений, многосторонне определяется, выражается яснее и яснее". "Фантазии, образы, представления, которыми старается человек выразить свою заповедную мысль, улетучиваются, и мысль мало-помалу находит тот глагол, который ей принадлежит". "Нет философской системы, которая имела бы началом чистую ложь или нелепость; начало каждой — действительный момент истины, сама безусловная истина, но обусловленная, ограниченная односторонним определением, не исчерпывающим ее". "Призвание мышления в том и состоит, чтоб развивать вечное из временного".
Говоря о соотношении познания, науки, образованности и власти, Герцен пишет: "Власть у нас увереннее в себе, свободнее, нежели в Турции, нежели в Персии, ее ничего не останавливает ... народность она не уважает, общечеловеческой образованности не знает, с настоящим — она борется". "Теперь не токмо площадь, но книга, кафедра — все стало невозможно в России. Остается личный труд в тиши или личный протест издали".
Чернышевский
Николай Гаврилович Чернышевский (1828 — 1889 гг.) — глава демократического движения в 60-е гг. XIX в. Защитил диссертацию: "Эстетические отношения искусства и действительности". Основная философская позиция Чернышевского выражена в работе: "Антропологический принцип в философии".
Чернышевский понимал фундаментальное значение философии для всех сфер теоретического знания: "Каждая частная теория относительно известной сферы жизни сознательно или бессознательно выводится из миросозерцания данной эпохи". "Если важно сообщить и исследовать факты, то не менее важно и стараться проникнуть в смысл их", а это возможно сделать только на основе научной философии. Применение правильного философского метода позволяет ученому избегать "субъективного мышления", не уклоняться от истины в угоду личным желаниям и предрассудкам.
Философию Чернышевский характеризовал как “теорию решения самых общих вопросов науки, обыкновенно называемых метафизическими, например, вопросов об отношении духа и материи, о свободе человеческой воли, о бессмертии души и т.д.”
О материалистической философии Чернышевский говорил: "Основаниями своих теорий она берет истины, открытые естественными науками посредством самого точного анализа фактов ... Она не принимает ничего без строжайшей всесторонней проверки и не выводит из принятого никаких заключений, кроме тех, которые сами собою неотразимо следуют из фактов и законов, отвергать которые нет никакой логической возможности".
По Чернышевскому, истина есть абсолютный принцип науки. Отсюда, однако, не следует, что наука является самоцелью. Как определенный вид деятельности, наука служит человеку. Ученый, исследователь живет и действует в обществе, и это обстоятельство оказывает на него воздействие: "Политические теории, да и всякие вообще философские учения создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, которому принадлежали...".
Важнейшей проблемой философии Чернышевский считал проблему понимания человека. Он исходил из данных, установленных естествознанием, с одной стороны, и историческими науками и политической экономией — с другой. Естествознание выработало идею о единстве человеческого организма: физиологи, медики, зоологи не допускают мысли о дуализме человека. "Философия добавляет, что если бы человек имел, кроме реальной своей натуры, другую натуру, то эта другая натура непременно обнаруживала бы себя в чем-нибудь, и так как она не обнаруживается ни в чем, так как все происходящее и проявляющееся в человеке происходит по одной реальной натуре, то другой натуры и нет".
Все явления нравственного мира в принципе причинно обусловлены внешними обстоятельствами и "проистекают одно от другого". Но не все эти процессы точно известны: "По нынешнему своему виду нравственные науки различаются от так называемых естественных, собственно, только тем, что начали разрабатываться истинно научным методом позже их, и потому разработаны еще не в таком совершенстве, как они".
Чернышевский интересовался конкретными науками, в частности, математикой. В духе своего времени он отрицал возможность четвертого измерения и реальности неевклидовых геометрий. Он даже утверждал: "Путь геометрии совершенствуется; это прекрасно; но ровно ничего несогласного с Эвклидом в ней не только теперь, но и никогда не будет. Но те дикие фантазии Гаусса во вкусе Канта — это, по-видимому, общие фантазии всех авторитетных математиков нашего времени".
Чернышевский призывал к применению диалектического метода: "Мыслитель не должен успокаиваться ни на каком положительном выводе, а должен искать, нет ли в предмете, о котором он мыслит, качеств и сил, противоположных тому, что представляется этим предметом на первый взгляд; таким образом, мыслитель был принужден обозреть предмет со всех сторон, и истина являлась ему не иначе, как следствием борьбы всевозможных противоположных мнений".
Чернышевский рассматривает познание как врожденное качество человека. Он согласен с тем, что человеческая психика обусловлена в целом внешним воздействием материальных предметов, а всякий мыслительный акт возникает на основе деятельности нервной системы: "Ощущение по самой натуре своей непременно предполагает существование двух элементов мысли, связанных в одну мысль: во-первых, тут есть внешний предмет, производящий ощущение, во-вторых, существо, чувствующее, что в нем происходит ощущение".
Познание — исторический процесс. Оно обладает относительным характером. Чернышевский выступает против абсолютизации знаний, против догматизма. Но он также против агностицизма и скептицизма. Чернышевский критикует позицию, согласно которой человек знает не сами предметы, а свои представления о них (см. Кант): "Знаем ли мы о себе, что мы люди? — Если знаем, то наше знание о существовании человеческого организма — прямое знание, такое знание, которое мы имеем и без всякой примеси каких бы то ни было соображений; оно — знание существа о самом себе". И далее: "если мы люди, то мы имеем знание неисчислимого множества предметов прямое, непосредственное знание их, их самих, оно дается нам нашею реальною жизнью"; "говорить, что мы имеем лишь знание наших представлений о предметах, а прямого знания самих предметов у нас нет, значит отрицать нашу реальную жизнь, отрицать существование нашего организма".
В своей социально-этической концепции Чернышевский выступает за "разумный эгоизм", связанный со свободным подчинением личного интереса общему делу. Он утверждает важную роль разума в регулировании поведения человека. Добро и разумность неотделимы друг от друга. Злые же поступки, по мнению Чернышевского, и вредны, и неразумны. Тот, кто хочет быть "вполне человеком", должен знать, что "отдельного счастья нет".
Писарев
Дмитрий Иванович Писарев (1840 — 1868 гг.) — учился в Петербургском университете. Рано ушел из жизни — утонул, купаясь на Рижском взморье. Автор многих статей в журналах "Русское слово", "Дело", "Отечественные записки".
Писарев отмечал необходимость соединения теории и практики, философии с общественной жизнью: "Умозрительная философия получит право участвовать в картине цивилизации настолько, насколько она содействует развитию и изменению бытовых форм и жизненных отношений". Писарев высоко оценивал Ф.Бэкона, называя его "светочем человечества", а также французских материалистов ХVIII в., которые разрабатывали "с разных сторон самые важные и глубокие вопросы миросозерцания".
Писарев одним из первых понял ценность теории Дарвина, которая дает руководящую нить всем естественным наукам. Он оказал большое влияние на формирование у российской молодежи интереса к естествознанию. По его убеждению, естественные науки являются основой научного мировоззрения, а изучение этих наук помогает установить разумные общественные отношения.
Писарев ставит акцент на чувственном познании: "Философы всех времен и народов сберегли бы много труда и времени и во многих случаях избавили бы своих усердных почитателей от бесплодных усилий понять несуществующее, если бы не выходили в своих исследованиях из круга предметов, доступных непосредственному наблюдению".
Подчеркивая значение наблюдения, опыта, индукции, Писарев в то же время отмечает важное значение теории в научном познании: "Развиваться значит постепенно прокладывать себе путь к верному пониманию той связи, которая существует между явлениями природы. Чтобы приблизиться к этому верному пониманию, надо собирать наблюдения. А такие наблюдения, которые могут пригодиться для общих выводов, возможны только тогда, когда наблюдатель смотрит на явления с какой-нибудь определенной точки зрения, то есть когда он подходит к явлению с какой-нибудь уже готовою теорией". При этом: "Каждое явление природы само по себе так сложно, что мы никак не можем охватить его разом со всех сторон; когда мы приступаем к явлению без всякой теории, то мы решительно не знаем, на какую сторону явления следует смотреть".
Писарев размышлял о природе фантазии, мечты в человеческом мышлении и деятельности. Мечта может обгонять ход событий и в то же время находиться в соприкосновении с жизнью. Мечта может поддерживать и усиливать энергию человека. Но она может уводить человека в сторону от действительной жизни. "Когда есть какое-нибудь соприкосновение между мечтою и жизнью, тогда все обстоит благополучно".