Тестовые задания для самопроверки. 1. Основоположником антропологии в античной эпохе был:

1. Основоположником антропологии в античной эпохе был:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Сократ;

г) Гераклит.

Ответ: в.

2. В конце XIX века антропологическую тему развивал:

а) И.Кант;

б) Г.Гегель;

в) Л.Фейербах;

г) И.Фихте.

Ответ: в.

3. Ценности человека не определяют ….

а) потребности;

б) биологические способности;

в) образ жизни;

г) интересы человека.

Ответ: б.

4. С точки зрения религиозного сознания смысл жизни заключается в …

а) спасении;

б) соблюдении заповедей;

в) стремлении попасть в рай или нирвану;

г) самосовершенствовании.

Ответ: а.

5. Философская дисциплина, изучающая мораль, это …

а) логика;

б) онтология;

в) этика;

г) гносеология.

Ответ: в.

Тестовые задания для самостоятельной работы

1. Согласно поздней средневековой философии, человек – это:

а) высшее творение Бога;

б) одно из божественных творений, не выделяющееся из остального мира;

в) самое несовершенное создание Бога;

г) альтернатива Богу.

2. Система норм и правил, регулирующих поведение и общение людей в обществе:

а) идеология;

б) психология;

в) философия;

г) мораль.

3. Согласно Ж.П. Сартру, свобода для человека – это:

а) завоевание цивилизации;

б) великое счастье;

в) неизбежное тяжкое бремя;

г) недостижимая мечта.

4. «Жить – значит наслаждаться», – считают сторонники...

а) гедонизма;

б) аскетизма;

в) прагматизма;

г) утилитаризма.

5. Закон – это:

а) физическое явление;

б) стихийно складывающиеся случайные отношения между людьми и явлениями;

в) объективная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями;

г) элемент правосознания.

ТЕМА 8. ВЕРА И ЗНАНИЕ. НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ

Вопросы по теме

1. Проблема соотношения веры и знания в философии.

2. Характеристики научного и вненаучного знания.

3. Проблема метода в философии и науке

Пояснения к вопросу № 1.

Вера – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом др. чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности. В истории философии и психологии различают три вида теорий веры: эмоциональные, рассматривающие веру преимущественно как чувство (Юм. Джеме и др.); интеллектуальные, в которых вера трактуется как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель и др.); волевые, признающие веры атрибутом воли (Декарт. Фихте и др.). Вера является необходимым элементом индивидуального и общественного сознания, важным моментом деятельности людей.

Объекты веры – факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности – не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, эмоционально. В качестве субъекта веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом. Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы.

Вера – важный элемент ценностного сознания наряду с такими категориями, как надежда и любовь. Особым случаем проявления феномена веры является религиозная вера, порождаемая специфическими условиями существования общества, прежде всего классового, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчужденного бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам.

Знание – продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. 3нания могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние разделяются на эмпирические и теоретические. Кроме того, в обществе наличествуют мифологические, художественные, религиозные и т. п. знания. Сущность знания не может быть понята без раскрытия общественно-исторической обусловленности человеческой деятельности. В знании кристаллизуется, преемственно накапливается и объективируется общественная сила человека. В знании осуществляется перевод разрозненных представлении в теоретически систематизированную общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры последующей человеческой деятельности.

Важно отметить, что установка на противопоставление веры и знания укрепилась в философско-религиозной мысли средневековья. Несмотря на то, что в Новое время философия в основном перестала поддерживать идею примата веры над знанием, традиция их логического противопоставления сохранилась, приняв другие формы.

В онтологическом плане вера выступает как определенная реальность, и мы задаемся вопросами: как, где, в каких формах существует вера, каковы ее свойства, функции, способы осуществления. Вера есть явление субъективной реальности. В такой форме она существует на уровне индивидуального субъекта. Однако веру можно приписывать коллективному, массовому и институциональному субъектам. В таких надличностных формах существование веры предполагает опредмечивание, объективацию ее «содержания» и распредмечивание, субъективирование последнего. В гносеологическом плане вера выступает в качестве акта «принятия» субъектом определенного «содержания», которое представляет собой чувственное отображение, какое-либо суждение или сложное образование в виде учения, теории и т.п. Здесь и возникает главный вопрос о соотношении веры и знания, об истинности или ложности «принятия» субъектом данного «содержания», об основных критериях такого «принятия», о смысле вероятностного знания, о соотношении неверия, сомнения, убеждения. Главное место при этом занимает проблема истинности знания и преодоления заблуждений, соотношения знания и незнания. Чтобы определить взаимоотношение знания и веры, необходимо различать знание как результат и знание как процесс, анализировать структуру знания, его эмпирический и теоретический уровни, их взаимодействие, учитывать многообразие видов знания, существенно различающихся по своей организации и способам «принятия» (например, научное знание, художественное знание, обыденное знание и др.). Лишь на этой основе можно выяснить место и роль веры в реальных познавательных процессах.

В аксиологическом плане вера выступает как ценность и оценка, она означает позитивную оценку определенного «содержания» в форме его «принятия» как верного, полезного, значимого, правильного, справедливого, прекрасного и т.п., но так же может иметь характер негативной оценки.

Пояснения к вопросу № 2.

Научные знания могут быть эмпирическими (на основе опыта или наблюдения) и теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей). Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе.

Теоретические знания – абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Вненаучные знания могут быть:

- паранаучными – знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом. Паранаучное знание включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

- лженаучными – сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

- квазинаучными – они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., и т.д.;

- антинаучными – как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;

- псевдонаучными – представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;

- обыденно-практическими – доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств. Другая его особенность – принципиально бесписьменный характер.

- личностными – зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.

- «народной наукой» – особой формой вненаучного, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания и выступала как этнонаука. В эпоху доминирования классической науки она потеряла статус интерсубъективности расположилась на периферии, вдали от центра официальных экспериментальных и теоретических изысканий. Как правило, народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Она также иногда проявляется в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

Девиация – значит отклонение. Девиантной наукой называют науку, предмет и объект исследования которой являются отклоняющимися от общепринятых моральных нравственных норм. Рассмотрим девиацию в науке на примере евгеники.

Евгеника возникла на основе эволюционной теории. Главное ее положение – человек является лишь одним из представителей животного мира. В начале XX в. возникла мысль о возможности рационализировать размножение человека с целью предохранения человеческого рода от возможности вырождения и путем отбора наиболее ценных производителей улучшить человеческую природу так же, как улучшаются путем искусственного отбора породы домашних животных и культурных растений.

Вульгаризация науки мотивируется и питается интересами тех или иных социальных групп, их идеологий. Когда возникла потребность в выявлении причин технической отсталости России в ХIХ – начале ХХ в., идеологи быстро дали простой и однозначный ответ: всему виной – крепостничество и царское самодержавие. Современные вульгаризаторы идут по такому же пути: корни кризиса, в котором оказалась наша страна, они предлагают искать только в социализме, тоталитаризме и административно – командной системе.

Пояснения к вопросу № 3.

Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Методология – учение о методах научного познания.

Великий отечественный философ и ученый В.И. Вернадский говорил: «В мире существует только три реальности: космоса, микромира и биосферы, поэтому у человека есть четыре научных задачи: познать космос, микромир, биосферу и человечество». В соответствии с этим, все мировые науки нацелены на решение только этих задач. Любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности, важным является умение правильного применения того или иного метола в процессе познания.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е. метод. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по степени общности и сфере действия их можно разделить на пять основных групп: философские методы (диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.); общенаучные методы; частно-научные; дисциплинарные; междисциплинарные. Различают также эмпирические (наблюдение, эксперимент, индукция, аналогия, классификация) и теоретические (восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический, анализ и синтез) методы научного исследования.

Эмпирических методов существует несколько:

1. Наблюдение – это чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира: непосредственное – наблюдатель находится в среде наблюдения или рядом с ней; опосредственное – с помощью технических средств; косвенное – когда объект наблюдения доступен и о нем мы можем судить по косвенным принципам.

2. Эксперимент – это активное, целенаправленное и контролируемое воздействие на объект. Виды эксперимента: исследовательский – чтобы найти новые свойства; проверочный – позволяет проверить какое-либо свойство; качественный; количественный. Самое главное отличие эксперимента: его можно планировать.

3. Измерение – сравнивание тех или иных особенности свойств с эталоном. Эталон – единица измерения: искусственная – выдуманная человеком; естественная – существует неизменно в природе.

Виды измерения: прямое, косвенное, динамическое, статистическое (размеры объекта)

Теоретические методы.

1. Абстрагирование – мысленное отвлечение от каких либо менее существенных свойств (растворимость вещества в воде, сколько грамм вещества раствориться в 100 граммах воды), при этом не важно, что это вещество по классу: органическое или неорганическое, кислота, щелочь или соль.

2. Идеализация. В результате идеализации полностью исключаются из рассмотрения какие либо свойства объекта (идеальный газ – это газ, между молекулами которого нет столкновения).

3. Формализация – особый подход, который заключается в использовании символов.

4. Аналогия – подобие и сходство каких-то свойств, признаков различных в целом объектов. Аналогия широко распространена при изучении живой природы (роющая конечность крота, аналогична такой же у медведки)

5. Моделирование – изучение объекта с помощью каких либо моделей.

Анализ и синтез представляют важнейший познавательный метод. Разделение (анализ), мысленное или реальное, сложного объекта на части позволяет сузить область неизвестного. Синтез – это не только реконструкция полученных в результате анализа данных, но и творческая работа по созданию целого.

Индукция и дедукция. Индукция – метод познания, исходящее из анализа отдельных фактов и синтезирующих на их основе общее правило или закон природы. Дедукция исходит из рационально обоснованной теоретической или философской идеи, предшествующей опыту. Метод дедукции позволяет находить новые объекты познания, формулировать идеи, оказывающие влияние на экспериментальный уровень познания.

Контрольные вопросы для СРС

1. Охарактеризуйте соотношение веры и знания в философии.

2. Дайте характеристики научного и вненаучного знания.

3. Каковы основные этапы развития науки?

4. В чем состоит проблема метода в философии и науке?

5. В чем особенности диалектики и метафизики как методов научного познания?

Наши рекомендации