Краткий терминологический словарь
Основные методы философии
- диалектику;
- метафизику;
- догматизм;
- эклектику;
- софистику;
- герменевтику.
Диалектика является методом философского исследования, при котором явления, а также вещи рассматриваются критически, гибко, очень последовательно. То есть при таком исследовании внимание обращается на все происходящие изменения. В расчет берутся те события, которые стали причиной произошедших изменений. Очень много внимания уделяется вопросу развития.
Метод философии, являющийся прямой противоположностью диалектики, называется метафизикой. При нем объекты рассматриваются:
- статично – то есть изменения, а также развитие не играют никакой роли во время проведения -исследования;
- обособленно, независимо от других вещей и явлений;
- однозначно – то есть при поиске абсолютной истины внимание противоречиям не уделяется.
Методы философии включают в себя также и догматизм. Суть его сводится к восприятию окружающего мира через призму своеобразных догм. Эти догмы являются принятыми убеждениями, отступать от которых нельзя ни на шаг. Носят они абсолютный характер. Отметим. Что данный метод был присущ в первую очередь средневековой теологической философии. Сегодня практически никогда не используется.
Эклектика, входящая в методы философии, основана на произвольном соединении различных, разрозненных, совершенно не имеющих общих начал фактов, концепций, понятий, в результате которого можно придти к поверхностным, но относительно правдоподобным, кажущимся достоверными выводам. Данный метод нередко используется для создания частных идей, которые помогают менять массовое сознание. С реальностью эти идеи имеют мало общего. Ранее данный метод использовался в религии, сегодня же он очень популярен среди рекламщиков.
Метод, который основан на выведении ложных, поданных под видом истинных, новых посылок, которые по логике будут истинными, но с искаженным смыслом. Мысли, запечатленные в них, не соответствуют реальности, но выгодны лицам, пользующимся данным методом. Иначе говоря, софисты изучали способы введения человека в заблуждения во время диалога. Распространена софистика была в Древней Греции. Разбирающиеся в ней были практически непобедимы в споре.
Основные методы философии завершаются герменевтикой. Данный метод основан на правильном прочтении, а также истолковании смысла текстов. Герменевтика является наукой о понимании. Широкое распространение метод получил в западной философии.
Философская и религиозная мысль Древнего Востока
1. Философия Древней Индии
2. Философия Древнего Китая
Философия Древней Индии.
Возникновение философии в Др. Индии относится к середине I тыс. до н.э. и
связано с появлением Упанишад.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках школ, и делении их на
две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные
(не признающие Веды, считая их лживыми и многословными.)
Ортодоксальных школ шесть: ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога, веданта.
Они воспроизводят этические идеи Упанишад: душа порабощена телом и претерпевает
длинный ряд перевоплощений, причина страданий незнание, путь к освобождению лежит
через знание.
К неортодоксальным школам относят: джайнизм, буддизм, локаята. Они
используют понятия Вед, но их интерпретация не совпадает с принятой.
Джайнизм возникает в VI веке до н.э. оформление этого учения связано с именем
Махавиры Джины, который считается последним из 24 тиртханов (тех, кто смог
освободиться от кармы). Цель джайнизма – освобождение души от ее подчинения
страстям и достижение мокши. Указанное освобождение достигается следованием
особому образу поведения, включающему пять обетов.
Локаята отрицает существование любого другого мира, кроме материального. Мир
состоит из первоэлементов и их сочетаний. Вещи природы состоят из воздуха, огня, воды
и земли. После гибели они разлагаются на первоэлементы. Сознание существует реально
и рассматривается как результат взаимодействия элементов, составляющих человека. Вера
в богов, душу, загробный мир ложна, т.к. предметы этой веры недоступны для
восприятия. Понятия порока и добродетели есть выдумка авторов священных книг.
Человек не может избавиться от страдания, но может свести его к минимуму, а
наслаждения сделать максимальными. Но личные удовольствия не должны причинять
страданий другим людям.
Буддизм (VI в. – V в. до н.э.)– одна из мировых религий – находится в одном ряду
с христианством и исламом. Учение Будды сосредоточено на земном страдании и
избавлении от него
Все учение Будды выстраивается вокруг Четырех Благородных Истин:
• жизнь есть страдание,
• причина страдания – жажда желания,
• существует состояние, в котором нет страдания – Нирвана,
• существует путь достижения этого состояния – восьмеричный путь спасения.
Восьмеричный путь предлагает способ покончить со всеми прошлыми
недостатками и не накапливать новые, а приобретать достоинства для благоприятного
нового рождения. Совершенство на этом пути означает окончательный выход из цикла
рождений и смертей в покой нирваны.
Карма – моральное воздаяние – сознательные поступки человека, определяющие
его дальнейшие перерождения.
Колесо Сансары – перерождение; движение по кругу от жизни к смерти, от смерти
к жизни; проживание жизнь за жизнью.
Философия Древнего Китая.
Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга Перемен»
(И Цзин), которая может рассматриваться как связующее звено между предфилософией и
собственно философией. В «Книге Перемен» представлена оригинальная система
философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная
рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но
вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название «Книги»).
Школы и течения китайской философии объединяет единый корень - культура Дао.
Различия между ними заключаются в мировоззренческой ориентации и методах
последующей реставрации Дао. Отсюда вытекают основополагающие характеристики
китайской философии.
Период складывания философских воззрений Др. Китая по времени совпадает с
аналогичным процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения
философии в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по
которым шло становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.
Философия Древнего Китая обладает рядом специфических черт:
Во–первых, она тесно связана с мифологией. Мифы – это, прежде всего
исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”. Китайские мифы
содержат сравнительно мало материала, отражающие взгляды китайцев на становление
мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не
занимали в китайской философии в китайской философии главного места. Однако учения
о “пяти первостихиях”, о “великом пределе” - тайцзи, о силах Инь и Ян и даже учения о
Дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных представлений
древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”.
Во–вторых, специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой
ролью в острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных
государствах Древнего Китая периодов “Весны и осени” и “Сражающихся Царств”.
Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер
деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда
между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую,
непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы
управления обществом, отношения между различными социальными группами, между
царствами – вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.
В–третьих, особенность развития китайской философии связана с тем, что
естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим
исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы,
как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Философия и
естествознание существовали в Китае раздельно, что нанесло вред обоим. Тем самым
китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного и
всестороннего мировоззрения, а естествознание, презираемое официальной идеологией,
испытывая трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира
бессмертия. Обособленность древнекитайской философии от естествознания и
неразработанность вопросов логики являются одной из главных причин того, что
формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Для
большинства китайских школ метод логического анализа остался фактически
неизвестным.
Философские школы.
Даосизм. Философские основания даосизма излагаются втрактате Дао дэ цзин VI в.
до н.э. Автором трактата принято считать Лао цзы.
Дао – мистическая реальность, которую нельзя охватить умом. Хотя человек не
может познать Дао, он может жить в согласии с ним. Жизнь в гармонии с Дао
предполагает следование основным принципам. Один из них – переживание
запредельного единства всех вещей, а не их разобщение. И уродливое, и прекрасное, и
малое, и великое – все едино в Дао. Второй принцип – недеяние или у-вэй, т.е.
несовершение действий идущих в разрез с природой. Результатом у-вэй является
невмешательство в естественное развитие событий. ЧЖАН 48. Зла не существует,
существует только неравновесие. Мир изначально гармоничен. Цивилизация с ее
интеллектуальными попытками улучшить мир и ее жестокими взглядами на
нравственность приводят к хаосу. Гораздо лучше, по мнению даосов свободно двигаться
во времени с изменяющейся Вселенной и не пытаться ее изменить. Третий принцип –
социальная пассивность. Даосизм придает большое значение уходу от безумия толпы к
созерцательной жизни на природе. Следуя перечисленным принципам, ты следуешь Дао.
Конфуцианство. VI в. до н.э. период духовного и интеллектуального расцвета во
многих культурах. На это же время приходится жизнь Кун Фу цзы (Конфуций – западная
транскрипция). Конфуцианство, как и даосизм, подчеркивает изменчивую природу вещей
во Вселенной. Но если даосизм выбирает пассивный путь индивидуальной жизни в
гармонии с Дао, то конфуцианство сосредотачивается на добродетелях, следуя которым,
люди могут жить в гармонии друг с другом и создавать справедливое и упорядоченное
общество.
Центральная добродетель учения Конфуция – Жэнь, которая переводится как
«человеческое начало», человеколюбие, гуманность. Человек, следующий Жэнь, тот, кем
движут не соображения личной выгоды, а только нравственность; кого больше заботит
самосовершенствование, нежели общественное признание; кто заботиться о родителях;
говорит осторожно; действует быстро. Жэнь – это принцип, которым следует
руководствоваться всю жизнь.
Исходя из понятия Жэнь, Конфуций сформулировал моральный принцип, который
в европейской традиции получил название золотого правила нравственности: не делай
другим того, чего не желаешь себе.
Конкретным воплощением Жэнь является ритуал – Ли. Ли – это правила,
церемонии, обряд, этикет. Ритуал позволяет людям различного социального значения
быть равными. Конфуцианский ритуал держится на двух основаниях: сыновней
почтительности (сяо) и исправлении имен (чжен мин).
Сыновняя почтительность – это почитание отца и предков. Конфуцианство
ориентировано на прошлое. Норму и образец достойного поведения задает древность,
жизнь предков. Новое надо выводить из старого. «Отец жив –- вникай в его волю, отец
умер – вникай в его поступки. Три года ничего не меняй в Дао отца, это и можно назвать
сыновней почтительностью».
Исправление имен выражается в следующей формуле Конфуция: «Государь
должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын - сыном». Люди
различаются между собой ролью в обществе. Человек должен соответствовать своему
социальному статусу. Взаимность в обществе связана с честным выполнением каждым
своего долга.
Третьей важней добродетелью учения Конфуция является – Вэнь. Вэнь можно
интерпретировать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность.
Воспитание, образование, культура входят в содержание категории «вэнь».
Жэнь, Ли, Вэнь – черты идеальной личности, именуемой благородным мужем
(цзюнь - цзы). Все учение Конфуция направлено на разъяснение того, как стать
благородным мужем. Благородный муж – сосредоточие всех высоких качеств, идеальная
личность. Он стремиться познать Дао; всегда во всем человеколюбив; думает о том, чтобы
во всем следовать ритуалу; быть искренним и правдивым в словах; честным и
почтительным в делах; он постоянно учится.
Благородному мужу противостоит низкий человек (сяо жэнь). Он думает о выгоде,
не умеет переносить трудности, склонен к раздорам. Низкий человек это результат
незаботы человека о самом себе. Никто не предопределен быть благородным мужем или
низким человеком. Все зависит от труда индивида над самим собой.
Философия Нового времени
1. Специфические черты философии Нового времени
2. Проблема метода и субстанции в философских воззрениях Ф. Бэкона
и Р. Декарта..
1. Специфические черты философии Нового времени. Философия Нового
времени зарождается в XVII веке в двух наиболее развитых странах Западной Европы:
Англии и Франции.
Предпосылками возникновения философии Нового времени являются: Великие
географические открытия XVI века, стимулировавшие развитие торговли и товарно-
денежных отношений и, соответственно, бурное развитие капитализма; серия буржуазных
революций, прокатившихся по Европе; развитие науки и техники, появление и развитие
математического естествознания; процессы секуляризации, выразившиеся в движении
Реформации и распространении протестантизма. Естествознание и протестантизм
выражали насущные потребности нового буржуазного общества, с его культом пользы и
материальных благ. Естествознание способствовало развитию науки и технических
средств производства, протестантизм сформировал новый тип религии и этики, которые
признавали и поощряли земные блага и достижения.
Основными особенностями философии Нового времени являются гносеологизм,
методологизм, наукоцентризм. Гносеологизмзаключается в том, что центральной темой
философии Нового времени является теория познания; методологизм заключается в
поиске адекватных методов постижения природы и человеческого общества;
наукоцентризм– философия видит своим идеалом и образцом для подражания
естественные науки, в частности математику и механику.
Основными направлениями философии Нового времени являются эмпиризм и
рационализм.
Эмпиризм – направление в теории познания, которое отдает приоритет
чувственному познанию, полагая, что истинное знание о мире можно получить только с
помощью опыта. Представители эмпиризма XVII века: Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас
Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704).
Рационализм – направление в теории познания, согласно которому подлинное
знание о мире можно получить только при помощи разума. Представители рационализма:
Рене Декарт (1596-1650), Бенедикт Спиноза (1632-1677), Готфрид Лейбниц (1646-
1716).
2. Проблема метода и субстанции в философских воззрениях Ф. Бэконаи
Р. Декарта. Родоначальник эмпиризма Фрэнсис Бэкон (1561-1626) занимает
промежуточное положение между Возрождением и Новым Временем. Крупнейший
политик, писатель и философ, он, с одной стороны является разносторонней личностью
Ренессанса, а с другой – стремится к утверждению новоевропейского типа мышления. Эта
двойственность придает его философии противоречивый характер. Основные
произведения Ф. Бэкона «Новый Органон» и «Новая Атлантида» показывают внутреннюю
связь философии английского мыслителя с античной традицией, особенно, с философией
Аристотеля.
Ф. Бэкон выступает против схоластической философии средневековья, полагая, что
философия и наука должны служить жизни и практике. Именно в этом они находят свое
оправдание. Цель научного знания – приносить пользу и увеличивать власть человека над
природой. Знание сила, если оно истинно и основывается на выяснении истинных причин
происходящих в природе явлений. Наука является средством, а не целью самой по себе.
Она должна познать причинную связь природных явлений, чтобы затем использовать эти
знания для блага людей. Знание, не приносящее практических плодов – ненужная
роскошь.
Философию Ф. Бэкона можно разделить на две части: критическую, в которой он
пытается «очистить», реформировать существующую науку, и позитивную, где
разрабатывается истинный научный метод для анализа природы и систематизируются
науки.
По мнению Ф. Бэкона вся предшествующая наука должна быть реформирована.
Первым направлением реформы науки, прогресса знания является усовершенствование
методов обобщения, образования понятий. Обобщение – индукция, т.е. необходима новая
теория индукции.
Вторым направлением реформирования науки должно быть очищение разума от
заблуждений. Ф. Бэкон выделил четыре вида заблуждений (идолов): «идолы рода»,
«идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра».
«Идолы рода» – заблуждения, обусловленные общей для всех людей природой
(несовершенство человеческих чувств, влияние желаний, влечений). «Идолы пещеры» –
индивидуальные предрассудки. «Идолы площади» – препятствия, возникающие
вследствие общения между людьми посредством слов (слова не всегда точны, а в
большинстве случаев случайны). «Идолы театра» – возникают вследствие подчинения
ума каким-либо воззрениям (философским, научным, религиозным).
Положительная сторона учения Ф. Бэкона связана с учением о методе
исследования. Изучая историю науки, Ф. Бэкон пришел к выводу, что в ней преобладают
два пути: догматический и эмпирический. Догматик начинает работу с общих
умозрительных положений и из них выводит все частные случаи (как паук ткет паутину из
себя). Эмпирик стремится к max накоплению фактов (как муравей). Истинный метод
состоит в умственной переработке опытного материала (как пчела собирает нектар,
выдает мед).
Классификация наук, предложенная Ф. Бэконом, исходит из различия между
способностями человеческого познания: память (история), воображение (поэзия),
рассудок (философия, математика, естествознание).
Философия по Бэкону – это система всех опытно–рациональных познаний,
доступных разуму как особой способности человека. В узком смысле слова философия –
учение о видах знания и их соотношении, учение о методе познания.
В отличие от эмпиризма Ф. Бэкона, родоначальник рационализма Рене Декарт
(1596-1650) стоит у истоков дедуктивного метода.
Лозунг философии Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Основной
принцип философии – cogito (сомнение). Сомнению подлежит все. Прежде, чем познавать
мир необходимо удостовериться в его существовании. Гарантом мира является Бог. Бог
всесовершеннейший, этим исключается возможность того, что он нас обманывает.
Поэтому существование чувственно воспринимаемого мира достоверно. Правдивостью
Бога обусловлена сама возможность познания: при правильном употреблении
познавательной способности мы бы никогда не заблуждались. Заблуждение – это
результат неправильного употребления этой способности и особенно следствие того, что
воля свободна и выбирает, руководствуясь не истиной, а предпочтениями.
Истина должна быть абсолютной, полной, вечной и неизменной, ей присущ
всеобщий и общеобязательный характер. Поэтому истина не может быть получена из
опыта, на основе чувственного познания, которое часто ошибается и обманывает
человека. Истина может быть выведена только из разума, им проверена и подтверждена.
Только обладая истинным методом, можно постичь истину. Рационально-
дедуктивный метод познания опирается на четыре правила:
• Правило очевидности – истинным является только то, что очевидно,
то есть не вызывает сомнений. Очевидность является свойством особого акта
мышления – интуиции, которая постигает высшие истины без помощи понятий и
логических приемов.
• Правило анализа – в познании необходимо каждую сложную вещь,
ради успеха ее изучения, делить на более простые составляющие, далее не
поддающиеся разделению. В процессе деления желательно дойти до самых
простых, то есть очевидных вещей, соответствующих первому правилу.
• Правило синтеза – в познании необходимо идти от простого к
сложному, а не наоборот. Оно вступает в силу после проведения анализа и
предполагает восстановление целостного облика изучаемой проблемы.
• Правило перечисления – необходимо осуществлять полные перечни,
обзоры, ничего не упускать из внимания. Это правило ориентирует на достижение
полноты знания. Оно применяется в процессе анализа и синтеза.
Помимо духовной субстанции, которая проявляет себя в мышлении человека,
существует еще и материальная субстанция, которая образует мир природы, физические
объекты. Главным свойством духовной субстанции является мышление, главным
свойством материальной субстанции – протяженность или трехмерность. Между
духовной и материальной субстанцией нет ничего общего, поэтому их взаимодействие в
человеке (душа и тело) обеспечивается высшей субстанцией – Богом. Материальная
субстанция пронизана геометрическими отношениями (длина, ширина, высота, присущие
любому предмету), поэтому природа может быть познана и изучена с помощью
математики.
Противопоставление двух субстанций является выражением одного из главных
принципов философии Нового времени – противопоставления человека и природы,
мышления и бытия, субъекта и объекта. Человек как мыслящий и познающий субъект
приобретает в философии Декарта особое привилегированное положение. Приписывая
природе исключительно количественные, математические характеристики, Декарт
становится основателем механицизма – позиции, рассматривающей природу как
неодушевленный механизм. Механицизм противостоит органическому пониманию
природы, характерному для античности, средневековья и Возрождения. Идеи
механицизма, сформировавшиеся в работах Галилея и Декарта, получили свое развитие в
творчестве Ньютона.
Краткий терминологический словарь
Агностицизм – представление о том, что истинное знание невозможно и,
соответственно, мир абсолютно непознаваем.
Аксиология– философская дисциплина, занимающаяся исследованием природы
ценностей, их иерархии, структуры, взаимосвязи, а также их места в человеческом бытии.
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и
цель всех свершающихся в мире событий.
Биосфера– (греч. bios – жизнь и shaira – сфера, область) – земная оболочка,
охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-
химической организованностью.
Бытие – философская категория, которая объединяет самые различные предметы,
явления, состояния, процессы объективной и субъективной реальности по признаку
существования.
Верификация – понятие, обозначающее процесс установления истинности
научных положений в результате их эмпирической проверки.
Время– это объективная форма существования материи, выражающая
длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний
объектов, систем и процессов.
Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на
основе ряда фактов, истинное значение которого неопределено и нуждается в
доказательстве.
Глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем человечества,
от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху.
Гносеологический оптимизм – направление философии, которое признает
безграничные возможности человеческого разума в постижении объективной реальности.
Гносеология– раздел философского знания, в котором изучаются особенности
процесса познания человеком внешнего мира, проблемы природы познавательного
процесса и его возможностей, проблема соотношения знания и реальности, выявляются
условия достоверности и истинности знания.
Гуманизм – система воззрений, признающих ценность человека как личности, его
право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающих благо
человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства,
справедливости, человечности желанной нормой отношений между людьми.
Движение – философская категория, охватывающая все типы изменений и
взаимодействий.
Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и
мышления.
Диалектический материализм – философия марксизма.
Диалог культур – процесс взаимного обмена и совершенствования культурных
программ разных сообществ. Активизация взаимодействия различных обществ, начиная с
19 в. привела к формированию единого пространства диалога культур, затрагивающего
практически все общества.
Западники– направление русской антифеодальной общественной мысли 40-х гг.
XIX в. Западники считали, что России, отставшей от мировой цивилизации, предстоит
освоить западные ценности и осуществить социально-экономические реформы по
западному образцу.
Идеология – система теоретических взглядов класса, нации или государства в
которых выражены их коренные интересы и цели.
Категорический императив – вечный моральный закон, который определяет
форму моральных поступков и характеризует основанное на разуме волевое действие.
Концептуальное пространство и время – выражает теоретический уровень
отражения пространственно-временной организации мира; учения, концепции, теории о
пространстве и времени, существующие в обществе в конкретную историческую эпоху.
Космизм– религиозно-философское и естественнонаучное учение, базирующееся
на распространении учения эволюции на весь космос.
Коэволюция– со-развитие (т.е. совместное развитие) элементов одной системы,
сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития.
Применительно к природе и обществу коэволюция предполагает такое их развитие,
которое не разрушает стабильности окружающей среды (биосферы) и создает
необходимые условия для развития общества, в рамках определенной системы
экологических запретов и императивов.
Креационизм – это принцип, согласно которому, все существующее сотворено
Богом из ничего по Его благой воле.
Культура – особая форма духовности общества, совокупность значимых для него
смыслов, воплощаемых в программах поведения, ценностях и знаниях, а также коды,
посредством которых они передаются и трансформируется. Иногда термин культура
относится к деятельности формирования, кодирования, передачи и реализации данных
смыслов.
Марксизм– система философских, экономических и социально-политических
взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса.
Материалистическое понимание истории – рассмотрение общественной жизни с
позиций материализма.
Материя – философская категория, обозначающая объективную реальность,
существующую независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
Метафизика – противоположный диалектике метод мышления, отрицающий
развитие и связь явлений материальной действительности. В современной философской
науке под метафизикой понимается онтология, т.е. учение о бытии в отвлечении от
гносеологии и логики.
Методология науки – это учение о методах, формах и внутренних механизмах
научного познания.
Мировоззрение– это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов
человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также
вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения,
идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода
схема мира и места человека в нем.
Мифология (от греч. mythos – повествование, сказание) – это исторически первый
тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности
в виде чувственно-наглядных представлений.
Наука– это особая форма познавательной деятельности, направленная на
выработку новых системно организованных объективных и аргументированных знаний о
мире.
Научная картина мира – это идеальная знаковая модель исследуемой реальности,
построенная на основе совокупного научного знания.
Неомарксизм – неоднородное и противоречивое течение западной общественной
мысли, рассматривающее события общественной жизни с позиций мелкобуржуазной
революционности, прикрываясь марксистской фразой.
Новация– процесс создания или спонтанного формирования новых культурных
программ. Часто термином "новация" называются сами новые культурные программы.
Ноосфера– (греч. nous – разум и shaira – сфера, область; сфера разума) – область
планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.
Общественное сознание – это совокупность идей, теорий, взглядов, традиций, а
также привычек и настроений людей, в которых отражается жизнь общества.
Объективная реальность – все то, что существует вне и независимо от сознания
человека.
Онтология(от греч. ontos – сущее, logos – слово, учение) – учение о бытии,
основных формах существования природной, социальной и духовной реальности.
Отражение– результат взаимодействия, в котором фиксируется то, что
принадлежит отражаемому телу.
Отчуждение – объективный процесс, характеризующийся превращением
созданных трудом человека материальных и духовных благ в независящие от его воли и
противостоящие ему силы.
Пантеизм – философское учение, отождествляющее бога и мир.
Парадигма – совокупность идей, ценностей и технических средств, принятых
научным сообществом и обеспечивающих существование и поддержание традиций.
Патристика – направление богословско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с
деятельностью раннехристианских авторов – Отцов церкви.
Перцептуальное пространство и время – характеризуют психическое,
индивидуальное восприятие человеком реальных пространственно-временных свойств
предметов и процессов мира.
Познание – форма духовной деятельности, в процессе которой разрабатываются
цели и идеально–теоретические преобразования природного и социального мира.
Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между классами,
нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема
завоевания, удержания и использования государственной власти.
Политическая система – система государственных и негосударственных
институтов, осуществляющих определенные политические функции.
Право – система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.
Природа – в широком смысле слова – это вся окружающая действительность во
всем многообразии ее проявлений. В узком смысле под природой понимается
совокупность естественных условий существования человеческого общества.
Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано
человеком.
Провиденциализм– принцип средневековой философии, согласно которому воля
Бога предназначила миру определенную цель и ведет к ней мир, действуя скрытым
образом.
Прогнозирование– предвидение, предсказание, вероятностное суждение о
состоянии какого-либо явления в будущем, специальное научное исследование
перспектив развития какого-либо явления.
Пространство – это объективная форма существования материи, которая
характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать
определенный объем и иметь определенную форму, структуру.
Психика – способность живых существ создавать чувственные и обобщенные
образы внешней действительности и реагировать на них своеобразно своим потребностям.
Раздражимость – такое свойство жизни организма, которое заключается в
отражении воздействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и
избирательной реакции.
Рационализм – направление в теории познания, согласно которому подлинное
знание о мире можно получить только при помощи разума.
Реальное пространство и время – характеризует объективные пространственно-
временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих
независимо от человека в пространственно-временной организации мира.
Религия(от лат relegio – благочестие, святыня, предмет культа) – такая форма
мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и
сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют
главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.
Реляционная концепция – рассматривает пространство и время как особого рода
отношения между объектами и процессами, и которые вне них существовать не могут.
Ренессанс – Возрождение, а именно эпоха Возрождения классической древности,
возникновение нового ощущения, чувства жизни, которое рассматривалось как
родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому
отношению к жизни с его отрешением от мира.
Самосознание– это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей,
мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Синергетика (греч. synergeia – содействие, сотрудничество) – междисциплинарное
научное направление, изучающее закономерности самоорганизации сложных, далеких от
равновесного состояния, открытых саморазвивающихся систем.
Славянофилы – представители одного из направлений русской общественной и
философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выступавшие с обоснованием самобытного пути
исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского.
Сознание– функция особым образом организованного материального субстрата
человеческого мозга; высшая форма целесообразного отражения действительности.
Социальная философия – это система наиболее общих теоретических знаний о
закономерностях бытия, развития и познания общества.
Софистика– сознательное применение в споре или доказательстве неправильных
доводов, так называемых софизмов, т.е. разного рода уловок внешне кажущимися
правильными, а на деле являющимися ложными.
Социальная философия – это система наиболее общих теоретических знаний о
закономерностях бытия, развития и познания общества.
Стиль научного мышления – это обобщенная характеристика конкретного
исторического типа методологических средств и норм научного познания.
Субстанциональная концепция – рассматривает пространство и время как
особые сущности, как самостоятельные субстанции, которые существуют сами по себе,
независимо от материальных объектов.
Субстанция(лат. Substantia – сущность, нечто лежащее в основе) – философская
категория, которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей,
явлений и процессов, основу и сущность всего существующего, то, что существует в себе
самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.
Субъективная реальность – это все то, что принадлежит человеку и вне его
существовать не может (это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир
человека).
Схоластика – направление религиозно-философской мысли IX-XIV вв.,
характеризующееся стремлением к систематизации и рационально-логическому
обоснованию христианского вероучения.
Теория – целостная, непротиворечивая, обобщенная система знаний,
раскрывающая существенные связи и отношения между элементами исследуемой
реальности и описывающая их посредством системы законов. На основе теории
достигается объяснение и предсказание новых явлений.
Теоцентризм– основной принцип философии средних веков, согласно которому
центром и началом всего существующего является Бог.
Традиция – процесс сохранения и передачи значимых культурных программ от
поколения к поколению, а также между различными сообществами. Зачастую термин
«традиция» используется для описания самих сохраняемых и передаваемых программ.
Фальсификация – принцип, согласно которому опровергаемость является
критерием отличия подлинно научного знания от ненаучного.
Философия– особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма
духовной деятельности, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих принципах
бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об
отношении человека к миру и его месте в этом мире.
Философия положительного всеединства – философская концепция В.
Соловьева, гносеологическим аспектом которой является теория цельного знания,
противостоящая как рационализму западников, так и иррационализму славянофилов.
Философская антропология – философское учение о человеке в многомерности
его существования.
Цивилизация – многозначный философский термин, который используется в
деятельностном подходе для обозначения материального аспекта жизни общества. В
некоторых концепциях цивилизация обозначает этап развития общества, следующий за
варварством (Л.Г.Морган, Ф.Энгельс). О.Шпенглер определяет цивилизацию как стадию
омертвения и деградации живого организма культуры. В ряде социально-философских
концепций цивилизация предстает как совокупность культур, связанных едиными
теоретико-мировоззренческими основаниями (например, православная, западная и
мусульманская цивилизации). Иногда цивилизация предстает как синоним культуры.
Человек– высшая ступень развития живых существ; субъект культуры и активной
деятельности, осуществляемой на основе таких важнейших признаков и свойств, как труд,
сознание, язык, творчество, свобода.
Чувствительность– способность иметь ощущения, отражающие свойства
предметов, воздействующих на организм.
Эвтаназия – право, предоставленное человеку законом на добровольный уход из
жизни при условии наличия неизлечимого заболевания.
Экзистенция– это глубинная мистическая сущность человека, его ядро, тайна,
которую нельзя описать или рационально определить в понятиях.
Эклектика– (греч. ehlego – выбираю) – механическое соединение различных,
диаметрально противоположных взглядов, идей, принципов, теорий и философских
направлений.
Экология(греч. oihos – дом, жилище и logos – учение) – наука, изучающая
взаимоотношения живых организмов и образуемыми ими сообществ между собой и
окружающей средой.
Эмпиризм – направление в теории познания, которое отдает приоритет
чувственному познанию, полагая, что истинное знание о мире можно получить только с
помощью опыта.
Реальность:
Объекти́вная реа́льность — существование мира независимо от сознания человека (то есть субъекта). Понимание мира не с позиции субъекта, то есть реальности окружающего мира вне зависимости от представлений человека о нем, а с позиции того, что все существует вне нашего сознания и того, что отражается им (сознанием).
«Движение, пространство, время, жизнь и т. д. — всё это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю Объективную реальность (Бытие)».[1]
Субъективная реальность — в философии диалектического материализма: реальность идеального, то есть содержания мыслительных процессов. Представление о субъективной реальности возникло на основе ленинского определения материи как объективной реальности. Если есть объективная реальность, то логичным ходом стало предположение существования субъективной реальности. Однако в советской философии возник ряд проблем, связанных с существованием субъективной реальности. Так, например, дискуссионным стал вопрос о существовании подобной реальности у животных, внутри кибернетических систем, а также структура субъективной реальности.