Материя – объективная реальность
Диалектический материализм отказывается от понимания материи как абсолютного субстрата, субстанции. Еще до революции в естествознании Энгельс говорил о неэффективности поисков «материи как таковой». Материи как особого субстрата, начала, которое служит материалом для построения всех конкретных вещей, предметов, – нет. Материю как таковую, указывал Энгельс, в отличие от конкретных вещей, явлений никто не видел, не испытывал каким-либо чувственным образом.
В диалектическом материализме определение материи, во-первых, дается на базе решения основного вопроса философии. Материалистическое решение первой стороны основного вопроса философии указывает на первичность материи по отношению к сознанию, решение второй стороны основного вопроса философии указывает на познаваемость материи. Имея это в виду, В. И. Ленин определял материю как объективную реальность,существующую вне и независимо от сознания и отображаемую им.
Во-вторых, диалектический материализм указывает на бесперспективность какого-либо усовершенствования субстратно-субстанционального понимания материи. Дело в том, что это понимание в принципе предполагает допущение о существовании абсолютно элементарных, неизменных «атомов». Но это допущение приводит к неразрешимым трудностям, в частности, к выводу о бесструктурности таких «атомов», об отсутствии у них внутренней активности и т. п. Но тогда остается совершенно непонятным, как могут образовываться и развиваться материальные объекты, состоящие из таких «атомов». Вольно или невольно тогда придется апеллировать к внешним по отношению к материи силам со всеми вытекающими отсюда следствиями.
Нет абсолютной субстанции; материя – это многообразная и изменчивая объективная реальность. В диалектическом материализме вместо субстратно-субстанционального понимания развивается атрибутивное понимание материи.
Материальный мир представляет собой бесконечное множество структурно организованных, разнокачественных отдельных материальных объектов, находящихся в многообразных взаимосвязях и изменениях.
В своем практическом взаимодействии с материальным миром человек имеет дело именно с отдельными материальными объектами[5]. Эти объекты воспринимаются как нечто специфически индивидуальное. В результате сравнения различных отдельных материальных объектов улавливается их сходство, общность в определенных отношениях. Есть разные классы сходных объектов, меньшие и большие по количеству их членов. Для обозначения того, что присуще всем материальным объектам, употребляется термин «всеобщее», или «атрибут».
Атрибуты материи отражаются в философских категориях.В обычном словоупотреблении термин «категория» употребляется как синоним для обозначения какого-нибудь множества объектов. В философии же под категориями понимаются понятия, отражающее всеобщее.Категории, обозначающие и отражающие атрибуты материи, называются онтологическими категориями.
Не следует отождествлять атрибуты материи и онтологические категории. Ведь атрибуты материи существуют объективно, а категории – в познании и сознании.Смешение атрибутов и категорий происходит часто оттого, что и то и другое может обозначать одним словом. Возьмем, к примеру, слово «время». Оно может обозначать само реальное время (атрибут материи) и понятие о времени (категорию). В таких случаях нужно уточнить смысл употребления такого слова в различных контекстах.
Поскольку всеобщее (атрибуты) в отдельных объектах существует в связи с единичным, то понятия о содержании атрибутов материи имеют тот же источник, что и понятия о единичном, – из опыта, общественной, исторической практики. Содержание атрибутов материи выявляется не путем схоластических, умозрительных операций, а на основании изучения конкретных видов материи (различных неорганических, органических и социальных объектов).
Атрибуты материи взаимосвязаны друг с другом. Диалектическое понятие материи не только указывает на отдельные атрибуты, но и раскрывает их содержательные взаимосвязи. Для построения системы атрибутов необходимо и целесообразно применить диалектический метод (прежде всего диалектический анализ и диалектический синтез).
2. Явление и сущность
Диалектический анализ материального объекта предполагает раздвоение единого на противоположности. Диалектический анализ как последовательный переход от «конкретного к абстрактному» (К. Маркс) должен начинаться с наиболее «конкретных» (т. е. самых сложных, самых богатых содержанием) атрибутов. При этом во избежание субъективизма при исследовании атрибутов материального объекта необходимо постоянно учитывать принцип единства теории и практики. Диалектический анализ объекта должен опираться на историю практической деятельности (в частности, историю техники), историю всех наук (в частности, естествознание) и историю философии. Начнем с последней.
Уже мыслители Древнего мира «раздваивали» мир на нечто внешнее, чувственно-данное и нечто такое, что находится за ним и его определяет. У Платона в духе идеализма такое раздвоение лежит в основе его учения о «мире вещей» и «мире идей». Через всю историю философии проходит фундаментальное разделение мира на внешнее, являющееся и внутреннее, его сущность.
Научное познание, направленное на изучение материального мира, руководствуется важной методологической установкой: переходить от описания изучаемого объекта к его объяснению.Описание имеет дело с явлениями, а объяснение предполагает обращение к сущности изучаемых объектов.
Наконец, история техники дает богатый материал, показывающий глубокий смысл разграничения явлений и их сущности. Яркий пример этому – обнаружение сущности засекреченных технологических процессов (китайского фарфора, дамасской стали и т. п.).
Все сказанное дает достаточные основания для вывода о том, что материальный объект в ходе диалектического анализа, прежде всего должен быть «расчленен» на явление и сущность.
Понятие явления не представляет особых трудностей. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, свойства, отношения, множества, состояния, процесса и т. д. Явлениевсегда нечто индивидуальное: конкретная вещь, конкретное свойство и т. д. Что касается понятия сущности, то вокруг этого понятия исторически было много споров, различных трактовок; идеалисты построили вокруг этого понятия множество схоластических и даже умозрительных мистических схем.
Для характеристики содержания сущности следует исходить из практики изучения различных явлений. Из обобщения результатов таких исследований прежде всего следует, что сущность выступает как внутренняя сторона объекта, а явление – как внешнее.Но «внутреннее» здесь надо понимать не в геометрическом смысле. Например, детали механического устройства часов в геометрическом смысле «внутри» их корпуса, но сущность часов – не в этих деталях. Сущность – это основание явлений. В часах внутреннее, основание – не механические детали, а то, что делает их часами, закономерный колебательный процесс. Сущность – это внутренние, глубинные связи и отношения, определяющие явления. Приведем еще несколько иллюстраций. Сущностью воды является соединение водорода и кислорода; сущностью движения небесных тел – закон всемирного тяготения; сущность прибыли – производство прибавочной стоимости и т. д.
Сущность в сопоставлении с явлениями выступает как общее;одна и та же сущность является основанием множества явлений. (Так, сущность воды одинакова и в реке, и в озере, и в дожде и т. д.) Сущность в сопоставлении с ее проявлениями относительно более устойчива. Своеобразие сущности в гносеологическом плане заключается в том, что в отличие от наблюдаемых, наглядных явлений, сущность ненаблюдаема и ненаглядна; она познается мышлением.
Итак, сущность – это внутреннее, общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений.
После «расчленения» материального объекта на явление и сущность возникает задача дальнейшего анализа явления и сущности. Обобщение практики научных исследований и данных истории философии показывает, что для описания явления нужно использовать категории качества и количества, пространства и времени и др., а для раскрытия содержания сущности необходимо использовать категории закона, возможности и действительности и др. Эти онтологические категории не имеют самостоятельного значения наряду с категориями «явление» и «сущность», а отражают отдельные стороны содержания явления и сущности как наиболее сложных атрибутов материального объекта. Последующая задача – подвергнуть анализу явление, а затем сущность объекта.
3. Атрибуты явления
· Качество и Количество
Всякое явление содержит в себе два взаимосвязанных атрибута – качествои количество.
Изучение качестваначинается с того, что отражается и фиксируется определенностьматериального объекта, его отличие от других, специфичность. Изучение объекта показывает, что он имеет границу.Каждый объект отличается от других объектов и в то же время взаимосвязан с ними. Всякое отличие, всякая взаимосвязь предполагает границу: если у объектов нет границы, то они неотличимы друг от друга и тем более не могут быть взаимосвязаны (если нет общей границы). Далее, поскольку объект имеет границу, он конечен.
В конечности объекта проявляется противоречивый характер его существования. Граница одновременно отделяет объекты друг от друга и связывает их друг с другом; граница характеризует бытие объекта, его существование и, с другой стороны, его небытие, его отрицание. Дело в том, что конечный объект нельзя понимать как нечто абсолютно неизменное. Всякое конечное имеет внутреннее и внешнее основание для перехода в другое, для выхода за границу.
Объект как определенное, ограниченное, конечное, с одной стороны, существует как нечто самостоятельное, а с другой – он существует во взаимосвязи с другими объектами. При взаимодействии объекта с другими объектами проявляется его внутреннее содержание. Следующим аспектом качественной определенности объекта проявляется свойство.
Свойство – это способность объекта при взаимодействии с другими объектами порождать в них какие-то изменения и изменяться самому под их воздействиями. Свойство имеет двоякую обусловленность: внутренним содержанием объекта и характером тех объектов, с которыми он взаимодействует. У объекта проявляется множество свойств в его различных взаимодействиях с другими объектами.
Если сначала качество объекта выглядит как совокупность его свойств, то при более глубоком подходе обнаруживается, что объект является системой, имеющей определенное содержание и форму, т. е. состоит из некоторой совокупности элементов и имеет некоторую структуру.
Понятие элемента обозначает некоторые предельные в определенном отношении части, из которых состоит объект. Об элементе можно говорить лишь в определенном отношении, так как в другом отношении элемент сам будет представлять собой систему, состоящую из элементов другого уровня. Понятие структуры отражает и означает способ связи элементов материального объекта, их отношения в рамках данного целого.
Содержание атрибута «качество» включает в себя две стороны: определенность и системность. Системность – как внутренняя сторона, основание определенности. В свою очередь, определенностьхарактеризуется моментами «граница», «конечность», «свойство», а системность – моментами «элемент» и «структура».
Подобно тому как категория качества отражает ряд сторон материального объекта, категория количества также отражает «свои» моменты, которые следует выявить и охарактеризовать. Опыт истории философии и математики дает достаточное основание выделить число (множество)и величинукак моменты количества.
Число как момент категории количества был, по-видимому, выделен раньше, чем величина. В основе понятия числа лежит практическая деятельность: счет, операции над числами (сложение, вычитание и т. д.). В ходе счета происходит отождествление пересчитываемых объектов, отвлечение от ряда их качественных моментов. Однако это отвлечение относительно, поскольку результат счета обычно выражается именованным числом (например, семь деревьев, девять тысяч рублей и т. п.). На основе операции счета сначала возникли порядковые числа (первый, второй и т. д.), а затем количественные (один, два и т. д.). Сформировалось понятие натурального ряда чисел. Натуральные числа были исходным видом чисел. Затем в результате использования операций вычитания, деления и других возникают новые виды чисел: кольцо целых чисел, далее – поле рациональных чисел, затем поле вещественных чисел, наконец, поле комплексных чисел.
Второй момент количества – величина. Каждое свойство, каждый элемент объекта имеет величину. Величина характеризуется аддитивностью (величина некоторого целого равна сумме величин его составляющих). Если число характеризуется дискретностью, то величина – непрерывностью. И числа и величины находятся в отношениях равенства и неравенства.
Число и величина взаимосвязаны. С одной стороны, в материальных объектах нет «чистых» величин, которые нельзя было бы представить в виде какой-то числовой характеристики, а с другой – нет и «чистого» числа, которое не было бы связано с какой-то величиной или с каким-нибудь отношением величин.
Итак, материальный объект с качественной стороны характеризуется определенностью и системностью, с количественной – величинами и числами.
· Пространство и время
Объект со стороны явления кроме качественных и количественных характеризуется пространственно-временными моментами.
В истории философии и науки продолжительное время ведущей была метафизическая концепция пространства и времени, в которой пространство рассматривалось как некое вместилище материальных тел, а время как некоторая длительность, существующая независимо от материи и пространства. Метафизическая концепция пространства и времени преодолевается в диалектико-материалистической философии и науке XIX–XX вв.
Диалектико-материалистическое понимание пространства и времени утверждает их атрибутивный, всеобщий характер. Не существуют материальные объекты без пространственно-временных характеристик.
Основными моментами атрибута пространства являются место и положение.Место есть некоторый объем объекта (совокупность его протяженностей), охватываемый пространственной границей (место квартиры – это ее «кубатура» – не площадь!). Положение – это координация места одного объекта относительно места другого (других) объекта (положение квартиры – это город, в котором она находится, дом, расположение относительно других квартир).
Каждый объект и каждый элемент объекта имеет свое определенное место и положение. Благодаря этому в явлениях возникает определенная система пространственных отношений сосуществования и совместности, т. е. пространственная структура. Отношение сосуществования – такое пространственное отношение, когда различные элементы (или объекты) занимают различные места, а под совместностью понимается такое отношение, когда они полностью или частично занимают одно и то же место.
Основными моментами времени являются длительность и мгновение.Длительность – это интервал существования какого-либо явления, мгновение – это некоторый, далее не расчленяемый «атом» длительности. Длительность – продолжительность существования объекта или его элементов, сохранение их существования.
Длительность каждого материального объекта (или элемента) имеет определенную координацию по отношению к длительностям других объектов (элементов). Эта координация заключается в отношениях одновременности или последовательности. В силу существования между объектами (элементами) отношений одновременности и последовательности в материальных объектах имеется хронологическая структура.
В материальном объекте пространство и время находятся в единстве. Единое пространство – время внутренне связанно с движением.
· Движение
В метафизическом материализме движение понимается, как правило, в узком смысле, как пространственное перемещение объекта,и при этом объект качественно не изменяется; в диалектическом материализме движение понимается в широком смысле, как любое изменение объекта. Механическое движениеявляется одной из форм движения, а кроме него существуют физические(оптические, электрические и др.), химические, биологические, социальные изменения.В метафизическом материализме абсолютизировались некоторые специально-научные концепции, главным образом механика. Преимущественное развитие механики в XVII–XVIII вв. порождали преувеличенные надежды на возможность объяснения всех явлений природы с позиций механики. Эти надежды оказались неоправданными, а тем самым выявилась неправильность понимания движения только в смысле механических процессов.
В противоположность механической концепции, в которой движение противопоставлялось покою (объект может двигаться или покоиться), а тем самым движение понималось как частное свойство материи, диалектический материализм рассматривает движение (изменение) как способ существования материи, атрибут.Материя не теряет и не приобретает способности к изменению.
Если в метафизическом материализме движение понималось в основном как «вынужденное», как результат внешнего воздействия, то в диалектическом материализме утверждается двоякая обусловленность движения: как внешними воздействиями, так и внутренней активностью материальных объектов.
Понимание движения как изменения вообще предостерегает от сведения многообразия видов движения к какому-нибудь одному, как это было в метафизическом, механическом материализме. Утверждение, что движение – атрибут материи, не означает, что существует какое-то движение «в чистом виде»; движение как атрибут материи – то универсальное, что присуще всем конкретным видам движения.
Движение противоречиво прежде всего как единство относительного и абсолютного.Движение относительно в том смысле, что изменение места или состояния объекта всегда происходит относительно другого объекта. Движение абсолютно в том смысле, что движение универсально, несотвори-мо и неуничтожимо; нет абсолютно покоящегося.
Противоречивость движения заключается также в единстве моментов устойчивости и изменчивости.В метафизическом материализме движение и покой (устойчивость) были противопоставлены друг другу. На самом деле устойчивость и изменчивость – это стороны самого движения.
· Развитие
Метафизическая абсолютизация момента устойчивости в движении приводила к отрицанию развития. В XVIII в. господствовала идея неизменности природы. Но с конца этого века в естествознании формируется идея развития (кантовская космогоническая гипотеза, эволюционная палеонтология, теория Дарвина и т. д.).
В настоящее время вряд ли встретишь человека, отрицающего развитие вообще. Но понимание его различно. В частности, остается дискуссионным вопрос о соотношении категорий движения и развития: какая из них более широкая, а может быть, они тождественны?
Анализ фактического материала показывает, что развитие не тождественно движению. Так, не всякое качественное изменение является развитием; вряд ли можно считать развитием такое качественное изменение, как таяние или замерзание воды, уничтожение леса пожаром и т. п. Развитие – некоторое особое движение, особое изменение.
Используем предлагаемую в нашей философской литературе модель развивающегося объекта (системы). В ходе его развития выделяются четыре стадии:возникновение (становление), восходящая ветвь (достижение зрелого состояния), нисходящая ветвь и исчезновение.
На первом этапе – формирование системы из элементов. Естественно, что материальный объект не возникает «из ничего». Процесс возникновения обычно идет как «самоконструирование», спонтанное соединение элементов в систему. Способ соединения определяется свойствами элементов. С возникновением системы появляется нечто новое, то, чего нет в ее элементах и что может быть представлено как неаддитивная сумма свойств элементов.
После становления системы она вступает в восходящую стадию. Для этой стадии характерно усложнение организации, возрастание множества возможностей.
Материальная система проходит через некоторую высшую точку развития и вступает в нисходящую ветвь. На этой стадии происходит относительное упрощение структуры, сокращение множества возможностей, возрастание степени неупорядоченности.
Конкретная отдельная материальная система не может существовать и развиваться вечно. Рано или поздно она исчерпывает свои возможности, идет процесс дезорганизации внутренних связей, система становится неустойчивой и под влиянием внутренних и внешних факторов она прекращает свое существование, переходя в нечто иное.
Для последующей конкретизации понятия развития используются понятия прогрессаи регресса.Иногда восходящую ветвь характеризуют как прогрессивное, а нисходящую – как регрессивное изменение. С нашей точки зрения, такое понимание неправомерно. Факты показывают, что на обоих этих стадиях есть и прогресс и регресс, но дело в их различном соотношении: на восходящей ветви доминирует прогресс, на нисходящей – регресс. Понимание восходящей и нисходящей ветви как единства прогрессивных и регрессивных изменений является важной методологической идеей, поскольку снимает возможность метафизического огрубления в понимание развития.
Для определения понятия прогресса (регресса) можно использовать понятие уровня организации. В общем плане прогресс можно определить как форму изменения системы, связанную с повышением уровня организации, а регресс – как форму изменения системы, связанную с понижением уровня организации.
Предложенное понимание предполагает указание на критерии уровня организации.Выделяют три группы критериев: системные, энергетическиеи информационные. Системныехарактеризуют уровень организации с точки зрения сложности системы, разнообразия элементов и структурных связей, степени устойчивости и т. д.Энергетическиекритерии показывают степень эффективности функционирования системы (затраты вещества и энергии для достижения определенной цели). Информационныекритерии характеризуют системы по числу каналов связи и объемам получаемой информации от окружающей среды, состояния систем управления.
Для адекватной оценки уровня развития отдельных материальных систем нужно учитывать все эти критерии. Но думается, что особое внимание при этом нужно уделить системным критериям, поскольку другие так или иначе зависят от них.
В наши дни проблема развития часто рассматривается с точки зрения синергетических идей. Центральная проблема здесь – взаимоотношение порядка и хаоса. В этих понятиях можно интерпретировать уровень организации материальных систем. В материальных системах существуют две тенденции: стремление к неупорядоченному состоянию (понижение уровня организации) – в замкнутых системах; стремление к упорядоченности (повышение уровня организации) – в открытых системах. Синергетика переводит на свой язык фундаментальные вопросы развития.
Среди проблем теории развития на первом плане вопросы: почему оно происходит, как оно происходит, куда оно направлено? В диалектической философии предложены ответы на эти вопросы в законах диалектики.