Ф. Бэкон и Р. Декарт: эмпиризм и рационализм Нового времени.
Эмпиризм критикует схоластику. Главная категория – опыт. Представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Беркли, Дж. Локк, Д. Юм. Главный метод познания – индукция. Главная наука (идеал научного знания) – механика. Плюсы: опытное происхождение знания. минусы: нет ответа на вопрос о том, каким образом знание становится всеобщим.
Рационализм критикует схоластику. Главная категория – разум. Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Главный метод познания – дедукция. Главная наука – математика. Плюсы: всеобщность формы знаний. Минусы: нет ответа на вопрос: от куда это всеобщее берётся, возникает. И те, и другие ошибки возникают из-за активности человеческого разума.
Ф. Бэкон (1561-1626) красной нитью проходит идея создания огромной энциклопедии. Залог познания – внедрение в практику научных достижений. "ЗНАНИЕ – СИЛА". Дело не в силе ума, а в эффективности его применения. "Новый органом" в нём он формулирует принцип экспериментального метода познания. Классификация науки: все науки должны отличаться на основе 3-х человеческих способностей: память, воображение, рассудок. Философия – универсальная наука, предметом которой является бог, природа и человек. Дерево: ствол состоит из мудрости, включающей аксиомы; крона состоит из 3-х ветвей (бог, природа, человек); ветвь-бог делится на богооткровенную теологию (озарения) и естественную теологию (бога изучают косвенно, через его земные творения; остальные две ветви являются основными пунктами философии. Преобразование фундамента человеческого знания – основная задача. Главный путь преобразования Бэкон видит в эксперименте. Эксперимент – посредник между разумом и природой. На пути к познанию у человека возникают препятствия – идолы. Учение об идолах. Идолы рода – врождённые идолы рода свойственны всем людям, в зависимости от распределения идолов пещеры. Идолы рода возникают тогда, когда мы судим по природе по аналогии с человеком. Склонность к переносам. "Человек больше верит в то, во что он верит" Идолы пещеры происходят из индивидуальных особенностей людей, их характера, воспитания, привычек, субъективных интересов и склонностей, которые зависят от разных обстоятельств. Идолы рынка – наиболее опасные, возникают из-за неправильного употребления слов. Существует два вида идолов рынка: 1) когда имена даются несуществующим вещам; 2) когда имена не содержат в себе надлежащих определений. Идолы театра – заблуждения, связанные с философскими системами прошлого и ошибочными доказательствами.
Р. Декарт (1596-1650) Главное произведение – "Рассуждение о методе". Стремится использовать сильные стороны скептицизма. Принцип методического сомнения является эффективным приёмом научных исследований. "Человек может сомневаться во всём, в чём может сомневаться. Единственное в чём человек не может сомневаться это в том, что он мыслит. Я мыслю следовательно я существую". В отличии от Бэкона, Декарт ищет основания достоверности знания не в эксперименте, а в области человеческого интеллекта, в разуме. Наличие размышляющего субъекта – начало философии нового времени. В самом субъекте основанием достоверности знания является ум, который не склонен попадать в сети беспорядочных рассуждений. Речь идёт о ясном, чётком, внимательном, умеющим проходить все ступени непрерывной дедукции, замыкаемой на экспериментальный факты. Начало дедукции – интеллектуальная интуиция, как прямое непосредственное достижение сути дела. Учение о врождённых идеях: одни идеи человека получаются из чувственного опыта, другие в результате интеллектуальной интуиции, проясняющей то, что есть в нас от рождения. Теоретические идеи являются врождёнными, их основание невозможно обнаружить в эксперименте. Декарт стремится объяснить существование теоретических идей исходя из реальности обособленного от опытно-экспериментального мира субъекта. Декарта называют дуалистом, он признаёт наличие двух субстанций: материальной (телесной) и духовной. Главным атрибутом первой является протяжённость, второй – мышление. Соответствие субстанций друг другу объясняется наличием бога. "Если я с меня, дающий м омневаюсь, следовательно, я не совершенен, следовательно, есть кто-то другой, совершеннее не знания о не совершенности и это есть бог".
Б. Спиноза (1632-1677) любимый ученик Декарта. Метафизика Спинозы принадлежит к тому типу, начало которого положил Парменид. Главный вопрос: Что такое душа и какое место она занимает во вселенной? В качестве главного метода познания Спиноза использует метафизику и логику. “Существует только одна субстанция – бог или природа”. Субстанция как причина самой себя, само существующая и само познающая. Пантеизм Спинозы служил основанием для материализма последующих философских концепций. Спинозе принадлежит логическое доказательство тезиса о том, что “свобода – есть осознанная необходимость”. Все в мире управляются абсолютной необходимостью. Весь мировой процесс совершается в силу необходимости. Человеческая воля не способна что-либо изменить. Спиноза не признает свободу воли, ибо душа человека не является самостоятельной, не есть субстанция. Человек может лишь познать ход мирового процесса, чтобы сообразовывать с ним свою жизнь. Идеал Спинозы – это мудрец, который разумно регулирует дает человеку возможность познать великое целое (субстанцию) в его непреложных и вечных аффекты (чувственные предположения) и это продлевает ему жизнь, смягчает негативные эмоции, законах. Главное произведение – “Этика”, построена на принципах Евклидовой геометрии.
63.Механистический материализм и Просвящение.
механистический материализм 18в (Дидро, Гольбах, Гельвеций)
Предвестниками буржуазной революции в 1789 г. являются два идейных течения, образующие органическое единство, которые характеризуют духовную жизнь Франции XVIII столетия. Это французский механистический материализм и Просвещение. В духовной жизни Франции этого периода господствуют материалистически ориентированный эмпиризм английской философии и философские идеи французских материалистов.
Французское Просвещение представляет собой широкое и мощное движение, которое сформировалось во второй четверти XVIII в. Оно не было лишь политическим или лишь философским явлением, хотя философия, в частности материалистическая, играла в нем исключительную роль. Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей формирующегося «третьего сословия»: естествоиспытателей, представителей культурной жизни, политических деятелей рождающейся буржуазии, юристов и философов и т. д. Оно было широко ориентировано на критику всего, что было связано с существовавшим тогда во Франции феодальным устройством общества. Его сторонники во Франции, как и в Англии, возвышали роль разума по отношению к вере, боролись против религиозных предрассудков и суеверий, выступали за свободу научного и философского мышления, художественного творчества и гражданских мнений. Органически соединяются в нем как идейное, так и политическое самосознание нового класса — буржуазии.
Французское Просвещение весьма решительно вело радикальную критику церкви; эта критика в ряде случаев связана с не менее радикальной критикой самих принципов религии как таковой. Политическое острие французского Просвещения направлено прежде всего против французского абсолютизма и всего, что с ним было связано. Эту критику часто пытались опровергнуть с помощью концепции идеализированного государства английского типа.
В философской же области Просвещение, преимущественно с материалистических позиций, выступало против метафизики. «Выражаясь точно и прозаически, французское Просвещение XVIII века и в особенности французский материализм были борьбой не только против существующих политических учреждений, а вместе с тем против существующей религии и теологии, но и открытой, ясно выраженной борьбой против метафизики XVII века и против всякой метафизики…».
В работах представителей французского материализма второй половины XVIII в. своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии вообще. Их философский материализм тесно связан с радикальными социально-политическими воззрениями.
Материалистическая философия этого периода черпает как из предшествующего французского философского мышления, так и из материалистических элементов философии Декарта и английской сенсуалист-ской философии Бэкона и Локка. «…Существуют два направления французского материализма: одно ведет свое происхождение от Декарта, другое — от Локка. Последнее направление материализма составляет, по преимуществу, французский образовательный элемент и ведет прямо к социализму. Первый, механистический материализм, вливается во французское естествознание в собственном смысле слова. В ходе развития оба направления перекрещиваются» — так характеризуют французский материализм XVIII в. основатели марксистской философии.
Просвещение - общ-ое движение, представители кот.стремились установить недостатки современного общ-ва, изменить его нравы, политику, быт, установить идеи добра, справедливости, познания. В основе просвещения - идеалистические представления о определенности знания, объясняющие пороки людей непониманием ими своей природы. Боролись против церкви, религиозной догматики, схоластических методов мышления. Человек, его свобода, свобода человеческой воли, устройство общ-ва - это те вопросы, кот.в то время обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практической каждодневной политике. Философия просвещения выступала против всякой метафизики. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-эконом.жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Последнее представляет собой понятие, разработка кот.является главной заслугой просвещения. Представители: Вольтер, Руссо. Вольтер: высиупал сторонником механики и физики Ньютона, признавал сущ-ие Бога-творца (деизм).
64. Критическая философия И.Канта
Кант (1724-1804). Выделяют 2 периода философии Канта: 1) докритический (до 1780), в этот период он выступает как физик, астроном, геолог; 2) критический период. Три основные работы "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения". "Трансцидентальный идеализм" - система Канта. Главная задача провести критический анализ философии, противопоставив свой критический подход догматическому. Докантовская философия центрирует внимание на анализе объекта познания. Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта. "Две вещи интересуют меня – звёздное небо над головой и моральный закон во мне". Основой понятия кантовской философии выразили сверхиндивидуальный характер всех человеческих свойств и отношений. Кант ставит вопрос о всеобщности субъекта. Выделяет 2 уровня познания: 1) эмпирический (опытный) – индивидуально-психологические особенности человека; 2) транцидентальный – некое надындивидуальное начало, всеобщие качества человека как такового, как представителя человечества. "Достоверные знания – объективные знания", объективность знания Кант отождествляет со всеобщностью и необходимостью. Объективность знания обусловлена структурой трансцидентального субъекта. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врождённые формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: пространство, время и формы рассудка. Пространство и время это не формы бытия вещей существующих независимо от нашего познания, а наоборот субъективные формы чувственности изначально ему присущие. Пространство – врождённая доопытная форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время - врождённая доопытная форма внутреннего чувства (внутреннего созерцания). Рассудок – мышление, оперирующее понятиями и категориями, которые могут быть проверены на опыте. Вывод: не предмет является источником знаний о нём в виде понятий и категорий, а напротив – формы рассудка (понятие и категории) конструируют предмет, поэтому и согласуются с нашими знаниями о них. Понятия и категории имеют независимый от индивидуального сознания, необходимый и всеобщий, а, следовательно, объективный характер. "Что создаёт возможность для деятельности рассудка? Что объединяет все понятия и категории в целостности? Ответ: это связано с особенностями субъекта – трансцидентальное единство чистой апперцепции (объединение восприятий за пределом опыта)".
65. Система абсолютного идеализма Г. В. Ф. Гегеля
Гегель видит структуру философии, состоящую из трех частей: логики, философии природы и философии духа. При формировании самостоятельных отраслей научного знания философия утратила функция единства формы теоретического освоения действительности, но обнаружила свою специфику, как универсальной формы познания.
Основу бытия Гегель видит в мышлении, преодолевшем противоречие субъективного и объективного. Такое абсолютное объективное мышление Гегель назвал абсолютной идеей (абсолютный разум). Абсолютная идея - это эволюционирующая в своих принципах и законах, которые она сама себе дает и сама для себя определяет, тотальность. Эта абсолютная идея фактически становится главным предметом исследования философии Ф.Гегел
Гегель делит философское теоретическое знание на три части в " Энциклопедии философских наук ", которые в совокупности составляют природу Гегелевской философии:
- Логика - наука об абсолютной идее в себе и для себя.
- Философия природы - наука об абсолютной идее в её инобытии.
- Философия духа - наука об абсолютной идее, преодолевшей своё инобытие и возвращающейся в самоё себя.
Онтологической характеристикой философии и Гегеля является абсолютный идеализм, с методологической точки зрения - это спекулятивная философия. Это объясняется тем, что в методологической концепции Гегель определил три ступени " логического ":
- рассудочная ступень логического, или по другому она называется метафизической, где рассудок абсолютно разделяет и абсолютно противопоставляет противоположности друг другу;
- отрицательно-разумная ступень или, по-другому, диалектическая ступень, где разум уже преодолевает это абсолютное разделение рассудком противоположности и показывает переход противоположностей друг в друга.
- положительно-разумная ступень или спекулятивная, на которой разум объединяет противоположности, рассматривает их в единстве.
Философская система Гегеля - это система объективного идеализма, которую еще называют: системой абсолютного идеализма и системой диалектического идеализма.