Что такое аксиология и что она изучает?
С середины XX в. и по сию пору подвержены стремительным изменениям и наука, и философия, и естествознание. Стремительно меняется мир и вслед за ним преображается его «духовное сопровождение». В нем появились совершенно новые, наряду с традиционными, составные части, учения и доктрины. Такие разделы, которых еще не было в 1959–2000 гг., сегодня уже признанные научные дисциплины. К их числу принадлежит и философия науки, и аксиология, и вернулась из небытия проблема онтологии, и т.д.
Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – наука, или учение о ценностях духовно-практической жизни индивидов
и человеческих сообществ.
Проблема ценностей ставилась И. Кантом, Э. фон Гартманом, М. Вебером, а также неокантианцами Баденской школы философии. Эти и ряд других философов считали, что проблема ценностей не поддается строгому научному анализу и относится к области вненаучного, точнее – социально-гуманитарного знания.
Однако в XX в. целесообразность ценностной ориентации становится насущной проблемой не только социально-гуманитарного знания, а всей системы наук, в том числе и естественнонаучных. Дело в том, что аксиологизация – процесс проникновения субъективных элементов в систему объективного знания – стала насущной проблемой особенно после середины прошлого века, когда обнаружилось проникновение, а иногда и сильнейшее влияние гуманитарных знаний на естественно-научные дисциплины. К тому времени исторически сложившиеся методы привели к тому, что стало необходимо ориентировать научное познание на выявление адекватной, отвечающей реальности картины мира.
Сущность данного принципа сводится к необходимости заострять внимание ученых как на объективности процесса естественно-научного познания, так и на необходимости учета субъективного содержания науки, ибо ее «делают» не безликие существа, а индивиды, имеющие определенное мировоззрение, усвоившие философские категории и принципы, которые в принципе не лишены аксиологических, ценностных аспектов.
Аксиологизация естественнонаучных дисциплин, не говоря уже о социогуманитарных науках, проходит под влиянием социальных институтов, политических систем и партий, государственных деятелей, оказывающих поддержку научных проектов, оценивающих вклад ученого данной страны в общемировое развитие науки.
Безусловно, все это, а также система взглядов, норм и правил познавательной деятельности накладывает печать на характер и результаты научной деятельности.
Одним из важных факторов работы исследователей является нравственный фактор как определенное средство и побудительный мотив, направляемый на достижение успехов в научной деятельности. Нравственные (аксиологические) ценности поэтому неустранимы в науке.
Повышение степени аксиологичности науки включает в себя несколько аспектов.
Во-первых, объективная логика развития науки рождает большое разнообразие направлений познавательного процесса, что приводит к постановке вопросов о реальности и даже необходимости
и ценности их осуществления. Это создаст особую интеллектуальную проблему выбора приоритетных (и ценных с позиции общемирового уровня развития науки) областей в познавательно-практической сфере.
Во-вторых, глубина, степень и масштабы воздействия науки требуют возможного (вероятного) прогнозирования отдельных результатов научных исследований, их последствий.
В-третьих, естественнонаучное познание все более ориентировано не только на познание и выявление сугубо природных закономерностей, но и на изучение человека, основ его бытия, коммуникативных взаимоотношений с природой. Это вызывает процесс взаимосвязанного, современного развития природы и общества,
в котором не только человек переделывает природу, приспосабливается к ней, но и природа приспосабливается к человеку. Этот процесс называется коэволюция, сущность которого состоит в том, чтобы определить согласованные с фундаментальными законами природы параметры и механизмы развития человеческой культуры.
Однако здесь возникает у ряда ученых сомнение относительно того, что любой научный процесс при элиминации в нем человеческого фактора лишается по существу ценностного содержания. Поэтому экологический закон, выходящий, правда, за пределы развития «чистого» естествознания, гласит: «Мы должны стабилизировать экосистему путем взаимного ограничения роста, потому что экосистема стабилизируется лишь при ограниченной нагрузке или же разрушается, и каждый из нас должен сохранить жизнь другого человека». (См.: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 264.)
Как видим, здесь глобальная (масштабная) реализация современных технологических способов взаимодействия в социально-культурной среде может привести к негативным последствиям,
и привести к ним только в том случае, если не будет учитываться субъективная составляющая научного прогресса.
Далее, несмотря на утверждения, что фундаментальные естественнонаучные исследования, изучающие объективные природные процессы, якобы в основе своей лишены ценностных аспектов, не вполне корректны и не выдерживают критики, ибо в конечном счете имеют аксиолого-прагматический, точнее – нравственный смысл. На практике (и это истина) все фундаментальные естественные науки содержат в себе имплицитно ценностные элементы. Что касается гуманитарных наук, то у них самая высокая степень аксиологической направленности, так как они имеют дело с человеком, его бытием и условиями его существования.
На базе научных норм складываются различные социальные технологии, способы рационализации жизненного мира человека. Нормативность и творчество – две взаимодополняющие стороны культуры. В своем историческом бытии нормы наук неотрывны от существующих в настоящее время в культуре ценностей, ибо переводят их в практическую плоскость, когда возникает потребность не только воспользоваться научными нормами, но и создавать на их основе новые научные концепции.
В последние десятилетия XX века в науковедении была проделана аналитическая работа по выявлению ценностных форм
и компонентов в структуре научного знания; в частности, были указаны основания, нормы и идеалы научных исследований, выделено то общее, что движет ученым, создающим научные концепции, теории или выдвигающем различные гипотезы. Таким общим, по сути дела регулятивным принципом в науке называют «предпосылочное знание» (см.: Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М., 2006. С. 500), считая этот принцип одной из форм его функционирования.