Основные проблемы философии. 4 страница
Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека это другой человек- «Ты».
Антропологический материализм Фейербаха возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. Фейербах встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от последнего неотъемлемо. Учение Фейербаха, несмотря на его односторонность, сыграло важную роль в формировании философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса.
30. РУССКИЙ КОСМИЗМ: Федоров, Вернадскому
Николай Федорович Федоров (1828—1903) — обладал огромной эрудицией во всех областях знаний и каждый, кто сталкивался с Федоровым, поражался точности и многообразию его знаний.
Н. Ф. Федоров жил напряженной духовной жизнью, близкой к аскетизму. Он всецело посвятил себя служению обществу и свел до минимума свои материальные потребности. Федоров считал славу и популярность проявлениями бесстыдства и печатал свои статьи только под псевдонимом, а многие не публиковал совсем.
Федорова можно поставить в ряд с теми учеными-естествоиспытателями, которые признавали внутреннюю направленность природной эволюции к порождению сознания.
Федоров не только утверждает факт восхождения сознания в мире, но и делает из этого радикально новый вывод о необходимости сознательного управления эволюцией, преобразования всей природы, исходя из глубинных потребностей нравственного чувства и разума человека. Человек у Федорова не только венец развития природы, но и сам должен стать субъектом обратного воздействия на породившую его природу для ее преобразования и одухотворения.
Само возникновение сознания, как и жизни, считает Федоров, могло быть случайным процессом, но коль скоро это «чудо» произошло, человечество должно поставить себе главной задачей переделать мир согласно высшим, доступным только Богу нравственным нормам.
Регуляция природы, с проектом которой выступил Федоров, мыслилась им как принципиально новая ступень эволюции, сознательный этап развития мира. Если эволюция — прогресс невольный, страдательный, пассивный, то регуляция природы должна стать сознательно-волевым преобразовательным действием.
По мнению Федорова, идеальный социальный строй должен основываться на единстве сознания и действия. При этом строе не должно быть ни классовых различий, ни военного или полицейского принуждения, ни даже промышленной деятельности, ибо Федоров был ярым противником индустриального производства, которое, как он считал, лишает человека индивидуальности и превращает его в винтик, а саму природу губит и калечит. При утопическом же идеальном режиме, который Федоров называл «психократией», каждый будет исполнять свой долг, вполне сознавая задачи, которые стоят перед ним.
При «психократии» особой миссией научной деятельности будет изучение слепых и смертоносных сил природы с целью их превращения в силы жизнедеятельные. Вся общественная работа будет связываться с изучением определенного района мира.
Когда человечество научится управлять силами природы и покончит с голодом, и сможет удовлетворить другие потребности человечества, то, тем самым, по мнению Федорова, оно покончили с источниками человеческой вражды. Человечество тогда сосредоточит все свои силы на общей задаче по управлению природой на земном шаре и даже в пределах всей Вселенной.
Центральным стержнем философии Н. Ф. Федорова является идея воскрешения всех умерших на земле, добавленная им к традиционному христианскому учению о воскрешении. В христианстве воскресение трактуется пассивно: оно произойдет в день Страшного суда, чудесною волею божией, как последний акт сценария исторической драмы человечества. В «философии общего дела» воскрешение мыслится как реальной дело объединенного человечества во всеоружии научного знания всего мира. Разложение тела и распад составляющих его частиц не являются абсолютным препятствием к их воссозданию, так как частицы тела не исчезают полностью и не могут выйти за пределы пространства. Здесь в учении Федорова наблюдается своеобразное сочетание религиозной метафизики с натуралистическим реализмом.
В вопросе о восстановлении сознания погибших поколений Федоров, что организм есть машина и сознание относится к нему как желчь к печени; стоит лишь заново собрать машину, и сознание непременно вернется к ней. Федоров ставит перед человечеством задачу не только воскрешения предков, но и преодоления смерти ныне живущих, путем раскрытия тайн наследственности. Отсюда возникает вопрос об источниках пропитания и о заселении других планет.
Учение Федорова глубоко гуманистично, его идеи о регуляции природы и освоении космоса имеют огромное значение для развития науки ХХ-го века, однако ядро его философии — воскрешение мертвых и обретение бессмертия, — не может не вызвать у нас ряд серьезных возражений против федоровской утопии.
Организм есть саморазрушающаяся система, и смерть генетически вложена в его структуру. Этот закон особенно применим к человеческому роду, ибо чем сложнее и динамичнее система, тем она менее устойчива и стабильна. Следовательно, прогресс науки и медицины заключается в том, чтобы увеличить продолжительность жизни и устранить болезни.
Обретение людьми индивидуально-личностного бессмертия означает остановку развития и «конец истории». Человек, как органическая саморазвивающаяся система, имеет определенный предел интеллектуального потенциала и творческой деятельности. Сделать такую систему бессмертной, значит обречь ее на существование даже тогда, когда все интеллектуальные и физические силы уже исчерпаны (даже если они и искусственно поддерживаются), все желания, мечты и страсти угасли, когда любое творчество и любая деятельность потеряли всякий смысл.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод; самым страшным проклятьем для рода человеческого было бы дарование ему бессмертия. Большей трагедии для человека, чем обретение индивидуально-личностного бессмертия, не в состоянии выдумать или помыслить человеческий разум. Именно сознание быстротечности своего бытия и рождает ценность индивидуальной человеческой жизни и делает таким значимым для человека его страдания, стремления, мечты и страсти. Раз смерть и последующее личностное небытие неизбежны, нам остается как можно лучше использовать отпущенный нам Природой короткий срок жизни, а тогда обретают смысл и богатство, и любовь, и мудрость, и творческий труд. Человеческая жизнь так ценна и желанна, именно потому, что она конечна, и сознание своего закономерного конца есть главное отличие человека от животного, и неизбежный переход в будущее небытие создает смысл и ценность сегодняшнего бытия. «Сократ», — грустно потупив очи, сказал философу его любимый ученик, — афиняне приговорили тебя к смерти». — «Да ну, — усмехнулся Сократ, — а их к смерти приговорила Природа».
Учение о ноосфере принадлежит замечательному философу, русскому ученому-энциклопедисту академику Владимиру Ивановичу Вернадскому (1867—1945). Оно является логическим завершением разработанного им учения о биосфере, которое было одним из крупнейших достижений науки 1-й пол, ХХ-го века. Основы учения о ноосфере были заложены Вернадским в начале 20-х годов и суть его в следующем. Биосфера Земли (живое вещество), войдя во взаимодействие с атмосферой, гидросферой и литосферой, а проще говоря, — с воздухом, водой и почвой, коренным образом преобразовала их и придала им новые свойства и качества. Оценив роль живого вещества (жизни) в развитии нашей планеты, Вернадский явственно увидел, что на ее судьбу все более начинает влиять новый фактор — энергия преобразующей деятельности человеческого общества, создающая новую сферу жизнедеятельности планеты — сферуРазума. Вернадский назвал ее энергией человеческой культуры. Ее рост связан с ростом самого разума — с его, в первую очередь, качественным ростом, с уточнением и углублением возможностей его использования, связанным с сознательным изменением социальной обстановки, и, в частности, с ростом научного знания.
Колоссальное влияние, которое человечество начало оказывать на природу, требует — ради сохранения этой природы, а следовательно и самой человеческой цивилизации — принципиально нового типа взаимодействия общества с естественной средой, необходимости научного предвидения последствий деятельности человека, выработки новых форм существования человечества в глобальных масштабах. Охрана мировой среды, сохранение чистоты мирового океана (а не его испарение), поддержание экологического равновесия и сохранение исчезающих видов животных, играющих большую роль в поддержании этого равновесия (а не их безболезненная и милосердная ликвидация, чтоб зря не мучились), — вот первостепенные задачи всего человечества, решение которых и обусловит образование ноосферы. На первый план выдвигается «экологический императив»—ответственность человека, и прежде всего ученых, за свою деятельность по преобразованию той природы, которая его породила и явилась естественной основой его существования.
Отрицая позитивистскую позицию о необходимости развития прежде всего техники и производства, Вернадский отверг термин «тсхносфера», а также не принял определение «антропогенная эра». В конце концов Вернадский остановился на термине «ноосфера», предложенным французским математиком и философомЭ. Леруа. Вернадский придал понятию ноосферы совершенно иное содержание. Что касается мировоззрения Вернадского, то он сам выразил его в таких словах: «Я философский скептик. Вместе с тем он очень высоко ценил роль философии в научном предвидении. Принципиально разграничивая философию и науку, а также науку и религию, он, вместе с тем, рассматривает их как вечные и непреходящие сферы духовной жизни человечества, наряду с искусством и нравственностью.
Вернадский считает Вселенную одухотворенной и насыщенной многообразными проявлениями форм жизни, среди которых биологическая форма жизни есть лишь отдельный частный случай. «Возможно даже допустить.,. что земная и даже планетная жизнь есть частный случай проявления жизни, как частным случаем проявления электрических явлений будут северные сияния или грозы земной атмосферы».
Теперь подведем некоторые итоги и выскажем свое собственное отношение к философии космизма и проблеме возникновения жизни во Вселенной. Жизнь во Вселенной так же многообразна, как и сама Вселенная, а наше человеческое существование является лишь одной из многочисленных форм проявления жизни вообще. В современной космологии проблема возникновения жизни и разума во Вселенной нашла свое выражение в двойном антропном принципе —сильном и слабом. Слабый антропный принцип гласит, что наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием как наблюдателей. Сильный же антропный принцип определяет необходимость таких исходных, характеристик Вселенной, чтобы на определенном этапе ее эволюции в ней допускалось существование наблюдателей.
31. Русская философия: В. Соловьев(!)
Философия Вл. Соловьева (1853—1900) впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX века и закономерно оказалась ее завершающим синтезом. В славянофильской традиции противостояния западному «рационализму» он начинает с критики «отвлеченных начал», выдвигая идеал «свободной теософии», совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Вл. Соловьева — «свободная теократия» или «вселенская церковь», чуждая какого-либо национализма и объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает «свободную теургию», созидающую конечную стадию истории — «Вогочеловечество». Основной пафос соловьевской «философии всеединства» — «оправдание добра», вытекающее из понимания «сущего» как блага.
Последней работой Соловьева стали «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории...», посвященные развернутой критике религиозно-философского учения Л. Толстого. Присущий этой работе активный полемический пафос заставляет усомниться в правильности распространенной трактовки этого произведения как отразившего кризисно-пессимистический перелом в мировоззрении Соловьева. Его обращение к проблеме «мирового зла», предстает как закономерное, ибо без ее всестороннего исследования «оправдание добра» оказывается неполным. «Есть ли зло только естественный недостаток, несовершенство, само собою исчезающее с ростом добра, или оно есть действительная сила, посредством соблазнов владеющая нашим миром, так что для успешной борьбы с нею нужно иметь точку опоры в ином порядке бытия?» - таков центральный вопрос «Трех разговоров».
Отвечая на него, Соловьев последовательно опровергает тезис о непротивлении злу силой, показывая необходимость войны в обреченном на несовершенство мире: отстаивает значимость для человечества европейской цивилизации, отвергаемой Толстым. И. наконец, он противопоставляет толстовскому принципу имманентного изживания зла путем самосовершенствования новозаветно-апокалиптический взгляд на неизбежность временного торжества мирового зла (пришествие Антихриста) и победу над ним в конце истории. Не личный пессимизм, а христианский эсхатологизм отразился в таком провидении грядущих человеческих судеб: «Историческим силам, царящим над массой человечества, еще предстоит столкнуться и перемешаться, прежде чем на этом раздирающем себя звере вырастет новая голова — всемирно-объединяющая власть антихриста», который «набросит блестящий покров добра и правды на тайну крайнего беззакония в пору ее конечного проявления...». Не унывать и отчаиваться призывал в своей последней работе Соловьев, а распознать «заранее эту обманчивую личину, под которой скрывается злая бездна» и мужественно противостоять ей.
Русская философская мысль развивалась в тесной связи и взаимодействии с развитием философской мысли других народов нашей страны.
36. Философия нового времени: Ф. Бэкон
Фрэнсис Бэкон(1561 — 1626) «Новая Атлантида» — утопия, спроецированная в будущее, «История Генриха VII» является идеализацией прошлого. Бэкон отвергает философию как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, основанную на опытном познании. Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания. В мире науки он видел основное средство решения социальных проблем и противоречий тогдашнего общества. Смысл, призвание и задачи науки Бэкон характеризует весьма четко во введении к «Великому Восстановлению Наук»: «И наконец, я хотел бы призвать всех людей к тому, чтобы они помнили истинные цели науки, чтобы они не занимались ею ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь».
Материализм Бэкона отмечен, определенным компромиссом, проявляющимся в теории принятия двух истин, а также и в его взглядах на «двойственную» душу человека. Общая тенденция философского мышления Бэкона является однозначно материалистической. Однако материализм Бэкона ограничен исторически и гносеологически. Творчество Бэкона характеризуется определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Эмпирия — опыт, опирающийся на эксперимент - является для него исходным пунктом нового научного метода.
Предполагает раскрытие причин, которые вели к тому, что человеческое познание было и есть неадекватно по отношению к практическим потребностям. Значительным препятствием в развитии действительного познания служат предрассудки, вжившиеся. Бэкон называет эти представления идолами. Бэкон вводит четыре основных типа идолов. Аллегорически он называет их идолами рода, пещеры, рынка, театра. Идолов рода и пещеры он считает «врожденными», опирающимися на естественные свойства разума, тогда как идолы рынка и театра приобретаются в ходе индивидуального развития.
Он подчеркивает большое значение математики при исследовании природы. «Исследование природы происходит лучше всего тогда, когда физика завершается математикой».
Собственный метод Бэкона опирается на его концепцию новой индукции, которая выступает средством, в частности, для познания формы. Познание форм образует, собственно, предмет метафизики (философии), тогда как исследование движущей и материальной причины, так же как скрытого процесса и скрытой структуры, образует предмет физики.
Значение философии Бэкона не определяется его социальными воззрениями, которые, несмотря на относительную прогрессивность, не переступают рамок эпохи; оно состоит прежде всего в критике спекулятивного созерцательного подхода к миру, характерного для поздней средневековой философии. Этим Бэкон существенно способствовал формированию философского мышления Нового времени.
Бэкон был первым из целого ряда интересующихся наукой философов, который подчеркивал важность индукции в противоположность дедукции. Как и большинство его последователей, он попытался найти некий лучший вид индукции, чем то, что называется "индукция через простое перечисление". Индукция через простое перечисление может быть проиллюстрирована такой притчей. Жил однажды чиновник по переписи, который должен был переписать фамилии всех домовладельцев в каком-то уэльсском селе. Первый, которого он спросил, назвался Уильямом Уильямсом, то же было со вторым, третьим, четвертым... Наконец он сказал себе: "Это утомительно, очевидно, все они Уильямы Уильямсы. Так я и запишу их всех и буду свободен". Но он ошибся, так как все же был один человек по имени Джон Джонс. Это показывает, что мы можем прийти к неправильным выводам, если слишком безоговорочно поверим в индукцию через простое перечисление.
Бэкон верил, что он имеет метод, при помощи которого индукция сможет сделать нечто большее, чем это. Он, например, хотел раскрыть природу теплоты, которая, как он предполагал, (и это правильно) состоит из быстрых и беспорядочных движений мельчайших частиц тел. Его метод должен был привести к созданию таблиц горячих тел, холодных тел и тел различной степени тепла. Он надеялся, что эти таблицы покажут, что некоторые качества всегда присущи только горячим телам и отсутствуют в холодных, а в телах с различной степенью тепла они присутствуют в различной степени. Применяя этот метод, он надеялся установить общие законы, имеющие на первой ступени самую малую степень общности. Из ряда таких законов он надеялся вывести закон второй степени общности и т. д. Предполагаемый закон должен быть испытан применением в новых условиях; если бы он действовал и в этих условиях, он был бы подтвержден. Некоторые примеры особенно ценны потому, что они дают нам возможность выбрать между двумя теориями, каждая из которых возможна в той мере, в какой это касается предыдущих наблюдений. Такие примеры называются "преимущественными примерами".
Философия Р. Декарт
Во Франции в период, когда складывалось философское мышление Декарта, происходит усиление центральной власти. Достижения в развитии естественных наук сильно повлияли на формирование воззрений Декарта.
Наиболее выдающиеся из его философских трудов — это работы, посвященные (как и у Бэкона) методологической проблематике.
Декарт интенсивно занимается и экспериментальными науками, например в связи с диоптрикой он изучает анатомию человеческого глаза. Одна из его выдающихся заслуг относится к психологии (он первым выдвигает идею условного рефлекса). Как создатель аналитической геометрии, он внес большой вклад в развитие математики и математического мышления.
В философии Декарта уже закладываются основания (достаточно общие) новой теории света, в которой не только обобщены, но и философски разработаны и оценены все полученные к тому времени результаты нового естествознания.
Гегель характеризует: «Декарт направил философию в совершенно новое направление, которым начинается новый период философии... Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все предшествующее философствование, в частности то, которое исходило из авторитета церкви, было начиная с этого времени отвергнуто».
Принцип Декарта, согласно которому во всем следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство.
«Если мы отбросим и провозгласим-ложпым все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом - мыслим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует. А поэтому факт, выраженный словами: «я мыслю, значит, существую», является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут».
Гегель: у Декарта «философия лишается религиозных предпосылок, ищет лишь доказательности, а не абсолютного содержания».
Напротив, «субстанция, которая является непосредственным субъектом распространенности по месту и акциденцией, предполагающей распространенность (форма, положение, движение на месте и т. д.), именуется телом».
В концепции Декарта функция бога заключается в гарантии истинности познания. Познание, которое человек считает достоверным, возможно, лишь кажется достоверным, но не является таковым в смысле согласия с вещами, которые в нем отражены. И лишь бог является гарантом истинности достоверных фактов. Декартов дуализм — признание вещей мыслящих и вещей распространенных— своеобразно выливается в идеализм, в признание существования бога.
Основным атрибутом материи для Декарта является распространенность. По Декарту, сущность тела полностью определяется его распространенностью и лишь мышление касается сути материального мира.
С Декартовым понятием движения и распространенности связано и его отрицание атомистической теории. Декарт на основе понятия распространенности как основного атрибута телесности (материи) однозначно отвергает существование наименьшего и неделимого бытия.
Источник движения в принципе он видит вне тел (материи). Тело приводится в движение, и если оно движется, то приводится в состояние покоя чем-то, что находится вне его. Декарт основным методом получения истинных фактов считает рациональную дедукцию.
Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики, геометрии, физики, оптики.