Методы и формы научного познания
Как отмечалось нами выше, научному познанию присущи методы,т.е. специальные правила и приемы познавательной деятельности. Что же они собой представляют?
Метод— это способ достижения определенных результатов в познании и на практике.Научный метод включает в себя систему правил, приемов и процедур, применяемых для получения достоверного знания. Метод — это способ познания или «путь к чему либо» (греч.). Говоря о роли метода в науке, И.П.Павлов писал следующее: «От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе.
При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных». Ф.Бэконсравнивал метод со светильником, который освещал дорогу бредущему в темноте путнику.
В Древней Греции одним из наиболее распространенных методов познания было наблюдение. Демокрит призывал наблюдать природу и выявлять ее законы, строить свою жизнь в согласии с природой. Сократ активно применял метод дискуссии и диалога со своими слушателями. Платон диалог использовал как способ соединения противоположных точек зрения. Аристотель разработал логику как науку о формах и способах правильного мышления и поиска истины.
В средние века в философии широко практиковался метод логического доказательства как способ обоснования своей точки зрения. Применялись также методы самонаблюдения и самоанализа как приемы постижения собственного духовного мира.
В Новое время Ф.Бэкон разработал индуктивный, а Р.Декарт — дедуктивный методы. В философии же преобладал метафизический метод, полагавший бытие как нечто неизменное, неподвижное. В XIX в. в немецкой классической философии стали активно разрабатываться и применяться генетический, исторический, актуалистический методы исследования (И.Гердер, Г.Гегель). В философии активно заявил о себе диалектический метод познания.
Методы познания принято делить на общие(применяются во всех видах познавательной деятельности человека), и сугубо научные(общенаучные), применяемые прежде всего в научном исследовании.
К общим методам познания относят такие, как наблюдение (получение первичного материала), анализ и синтез (разложение на части и их соединение), абстрагирование (выделение в предметах важнейших свойств и признаков). Это также и такие методы, как обобщение (выделение общих свойств предметов), индукция и дедукция. Сюда следует отнести также аналогию (поиск сходства между предметами), моделирование, эксперимент и другие методы.
К методам научного познания относят те из них, которые применяются в эмпирическом и теоретическом исследовании.
Методы эмпирическогонаучного познания — это прежде всего наблюдение, описание, аналогия. Они весьма активно применяются во многих науках, и особенно в биологии, астрономии.
Методы теоретическогоисследования весьма разнообразны. Так, формализацияпредставляет собой оперирование знаками и символами, формулами. Они как бы заменяют реальный предмет или процесс. Данный метод активно применяется в математике, химии, физике.
Аксиоматическийметод основан на использовании аксиом, т.е. положений, истинность которых не подлежит сомнению в силу их многократной доказанности и даже очевидности.
Генетическийметод позволяет проследить возникновение тех или иных явлений и процессов. Например, выявить генезис жизни на Земле, изучить происхождение человека.
Исторический методвоспроизводит всю историю предмета, взятую во всех ее подробностях и формах проявления.
В отличие от исторического логический методотслеживает лишь общую логику (направленность) развития предмета, важнейшие тенденции pi противоречия этого процесса. Этот метод тоже воспроизводит историю предмета, но как бы «очищает» ее от случайного и несущественного в ней, от мелких деталей и выделяет в ней законы развития.
Моделированиекак метод есть создание идеальных (мысленных) моделей (заменителей) предметов. Это позволяет как бы воспроизвести изучаемые процессы и проанализировать их. Можно, например, создать теоретическую модель перехода общества к рыночным отношениям и проследить все возможные проявления этого процесса.
С помощью метода восхожденияот абстрактного к конкретномудостигается переход от неполного (абстрактного) знания к полному (конкретному) знанию. Ярким примером применения этого метода является работа К.Маркса «Капитал». В ней ее автор начал исследование буржуазного общества с товаракак его простейшей «клеточки» и закончил выводом о необходимости революционного преобразования этого общества как социально несправедливого. Сам процесс познания общества как очень сложного организма также осуществляется в соответствии со схемой «от абстрактного — к конкретному». Это относится также к исследованию природы и самого человека.
Названный метод можно изобразить графически в виде образа перевернутой пирамиды. Ее вершина, опрокинутая вниз, и есть абстрактное знание как исходная «клеточка» познания на уровне всего общества или же отдельного человека. Основание пирамиды в нашей схеме находится вверху и символизирует собой конкретное знание как «венец» и завершение познания на данный момент времени. Вместе с тем это основание является началом дальнейшего восхождения знания. Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть путь и закономерность развития всех без исключения наук, всей истории познавательной деятельности человека.
Научное знание имеет различные формысвоего существования. Назовем и кратко охарактеризуем их.
Научный фактпредставляет собой зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление как объективно существующее или же существовавшее. Известно, например, что А.С.Пушкин погиб на дуэли, а В.В.Маяковский ушел из жизни добровольно. Фактом является освоение нынешней Россией культуры многопартийности. И т.д. и т.п. Факты есть, говоря словами И.П.Павлова, «воздух науки», ее эмпирическая основа.
Гипотеза— это научно обоснованное предположение или же система предположений о причинах фактов и явлений. Имеются, например, гипотезы о возникновении жизни на Земле, о природе тунгусского метеорита и др. Гипотезы подталкивают поиск истины, но они, говоря словами И.Гете, «еще не факт». Они представляют собой лишь вероятностное знание о чем-то. В случае же аргументированного доказательства гипотеза становится достоверным знанием.
Идея является обобщенным знанием, которое объясняет сущность (суть) предметов, процессов и явлений. Это, например, идея развития всего сущего в диалектической философии, идея классовой борьбы в марксизме и другие идеи.
Теория — это система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте. Она описывает, объясняет и предсказывает его развитие и функционирование. Существует, например, теория человека, теория атомного ядра, теория естественного отбора и другие.
Научная картина мира есть картина того, как мир устроен и как он движется и развивается. Она является весьма сложным синтезом знаний, целостный образ мира, получаемый с помощью различных наук. Существуют также понятия философской, религиозной картины мира. Научная картина мира — это не только система знания, но и тот идеал, к которому стремится научное познание.