Человек как уникальное явление мира
Философия рассматривает человека как уникальное (в пределах известного нам мира) живое существо. Тема человека является сквозной для всей истории философской мысли. Вопросы о сущности и природе человека, смысле и целях его существования являются наиболее острыми и сложными мировоззренческими проблемами. В объяснении феномена человека и его происхождения наиболее распространенными являются следующие мировоззренческие позиции.
Естественнонаучнаяточка зрения основывается на предположении о том, что человек есть следствие, итогэволюции материи на планете Земля. Он возник, говоря словами Ф.Энгельса, в силу «железной необходимости» как «высший цвет природы». Человек — это результат земных причин, а вовсе не случайная «искра» во Вселенной. Наука доказывает, что основными факторами его формирования как специфического живого существа явились труди речь.Привычка трудиться, т. е. использовать специальные инструменты для обработки природы позволила человеку выжить и тем самым закрепила одну из ветвей в эволюции живых существ на нашей планете. Трудовая теория антропогенеза утверждает, что человек в современном его облике сформировался примерно 30 — 40 тысяч лет назад. В целом же история человека как вида насчитывает около 3 млн. лет. Возникнув вначале в Центральной Африке, он распространился по всем континентам. Для сравнения заметим, что возраст Земли равен примерно 5 — 7 млрд. лет.
Отечественный ученый, академик Н.Н.Моисеев разработал концепцию так называемого «универсального эволюционизма». Истоки этой теории восходят к работам русских мыслителей В.И.Вернадского и Н.Ф.Федорова. Явление человека Моисеев рассматривает как результат пересечения совокупностиземных и космических факторов. В лице человека материя обрела способность осознавать саму себя и ставить свое развитие под контроль знания. Возникновение жизни и человека стало самой крупной революцией в известной науке истории мира. Появился разум, и развитие мира (в рамках Земли) стало носить сознательный характер. Развился и усовершенствовался мозг как носитель мыслительных способностей человека. Возникла воля, т.е. способность вмешиваться в ход событий и направлять их. Сформировалась и память как способ сохранения информации и опыта, механизм их накопления и передачи. Так сформировался духовный мирчеловека как самая тонкая ткань социального организма, источник созидания нового, человеческого мира— мира Культуры.
В последующей эволюции человека выявились две противоположные тенденции. Первая — к нарастанию степени его свободы на основе знаний о внешнем мире и о самом себе, развития орудий труда и культуры. Вторая — это рост несвободы в связи с усложнением создаваемой человеком так называемой «второй природы» (искусственная среда в различных ее формах), а также вечной зависимостью от «первой» природы как естественного условия своего существования.
Мифологическая и религиознаяточки зрения диаметрально отличаются от изложенного нами выше. Так, в древнегреческой мифологии утверждалось, что вначале существовал лишь вечный, безграничный и темный Хаос. В нем заключались в свернутом виде все источники жизни мира. Из Хаоса якобы возникло все:весь мир и бессмертные боги. Из него произошла богиня Земли — Гея. Под Землей родился мрачный Тартар — бездна, полная тьмы. Родилась также и Любовь как могучая и всеоживляющая сила. Так начал создаваться Мир — Ночь и День, Горы и Небо, Океан, Солнце и т.д. Появились многочисленные боги как всемогущие и бессмертные существа, и весь возникший мир стал ареной их деятельности и соперничества. Боги — это сверхлюди, хотя и наделенные человеческими качествами. Первые появившиеся люди были созданы богами и вначале жили, не зная ни забот, ни тяжкого труда, ни печалей. То был «золотой век», первый век человечества. На смену ему пришли «серебряный», «медный», «железный» и т.д. Так и стала, с точки зрения древней мифологии, происходить история человеческого рода и общества
В основном письменном источнике христианской религии Библииутверждается, что Бог как Творец на пятый и шестой дни сотворения мира создал весь животный мир планеты. На шестой день появился Человек, созданный по образу и подобию Божьему в виде первого мужчины Адама и первой женщины Евы. Но, вкусив запретный плод в райском саду, первородители людей совершили грех и были изгнаны Богом из Рая. Началась история человечества как история грехопадения.
В фольклоре народов мира можно встретить разные версии появления мира и человека. Например, эскимосы считают, что человек был вылеплен из земли и распространился по свету с помощью птиц. Некоторые племена верят, что человек был создан из камня или же из глины — белой, красной или коричневой. Все эти миры объединяет одно - идея Творца как внешней силы, создавшей мир.
Концепция так называемого «эволюционного финализма» Тейяра де Шардена была попыткой соединить и как бы примирить науку и религию, разум и мистику проблемы происхождения мира и человека. По мнению Тейяра, история мира есть история его постоянного усложнения и восхождения к сознанию. В ходе этого сложилась некая единая линия развития мира, «космическая магистраль». В ее рамках сформировались основы жизни и элементы сознания, появился некий Дух Земли. Возникший на этой основе человек стремится в ходе эволюции к некоему конечному состоянию, называемом Тейяром «точкой Омега». Она и есть, но мнению философа, завершениеэволюции, начало всеобщего объединения и мировой гармонии под воздействием любви. Здесь все фрагменты мира ищут друг друга и соединяются в гармонию. Точка Омега есть будущее Мира и Человечества, высший полюс эволюции. В ней будет достигнуто примирение всех индивидов и народов, частей и целого. Все сольется посредством любви. По оценке православного проповедника А.Меня,тейярдизм как учение о месте человека во Вселенной может быть назван «оптимистическим финализмом». Точка Омега это «светлый конец», некое царство, где Бог будет во всем.
Идеи, близкие к тейярдизму, имеются и в творчестве выдающегося русского художника и философа Н.К.Рериха. Что есть человек во Вселенной? Человек является точкой, в которой происходит своеобразная стыковка Земли с Космосом, где земной мир соприкасается с высшим сознанием. Будучи вселенским существом, человек обладает практически неисчерпаемыми запасами космической энергии, еще не освоенной им в полной мере. Эта энергия и придает ему высокую духовность, сообщает силы для борьбы со Злом и Тьмой мира.
Итак,для философии мир представляет собой единое и многогранное целое, объект научного и ненаучного познания, практической деятельности человека. Усилиями человеческого разума в итоге формируется целостная картина мира как единства многообразного, как самоорганизующегося в глобальной эволюции универсума.