Философия русских революционных демократов
Представителями революционно-демократической идеологии, первоначально формирующейся в рамках западничества, были хорошо известные мыслители и общественные деятели: Белинский, Герцен, Огарев. В отличие от либерального западничества они рассматривали философию как средство для обоснования своих политических идеалов, для преобразования российской действительности не только на основе просвещения и развития науки, но и революционными методами.
Во имя освобождения личности от крепостного гнета и ее полноценного развития они становятся проводниками идей социализма. Социалистический идеал первоначально с моральной точки зрения рассматривался как идеал справедливого общества. Под влиянием философии Гегеля они стали логически его обосновывать как идеал наиболее разумного общества.
Белинский считал, что переустройство общества можно совершить только силой народного движения, народной революцией. Говоря о том, каким образом может быть установлен справедливый строй, он писал: путем насильственного переворота.
В 60-е гг. на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была разночинная интеллигенция. Признанными лидерами российской интеллигенции в этот период Чернышевский, Добролюбов. Их мировоззрение, идеалы носили ярко выраженный революционно-демократический характер. Они находились в резкой оппозиции к правительству, боролись за освобождение личности против власти общества, опираясь при этом на материализм и науку.
Чернышевский. Сторонник антропологического материализма Фейербаха, он считал его учение лучшим изложением научно-философских представлений «о так называемых вопросах человеческой любознательности». Только материалистическая философия, считал он, может быть истинной, поскольку она опирается на научное знание.
Ч. рассматривает философию как «теорию решения самых общих вопросов науки, например, вопросов об отношении духа к материи, о свободе человеческой воли, о бессмертии души и т.д. При решении этих вопросов он вслед за Фейербахом стремился понимать действительный мир таким, каким он дается всякому, кто подойдет к нему без всяких заранее принятых гипотез.
Ч. пытался также последовательно провести точку зрения антропологического материализма на жизнь общества и его историю. Выработанное представление о жизни общества должно было служить, по его мнению, обоснованию социальному идеалу. Таким идеалом для него было социалистическое общество. Он приходит к убеждению, что единственный путь улучшения отношений между людьми (сделать человека добрым и порядочным) — это путь социальных преобразований, т. е. изменения хозяйственных отношений.
Основой, на которой станет возможным переход к социализму, Ч. считал общину. В отличие от славянофилов он рассматривал общину не как уникальную принадлежность России, а как общечеловеческую принадлежность известного периода в жизни каждого народа. Но община может стать основой перехода к социализму, если в ней будут развиты промышленность, наука, культура.
Осуществление социалистических преобразований в России Чернышевский связывал с революционной борьбой крестьянских масс.
№27 Русская религиозная философия (Соловьев, Флоренский, Бердяев)
Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившим всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка.
Возникли новые течения в философии. Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад. В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как:
· природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;
· гуманизм и его кризис;
· смысл человеческой истории;
· ряд важных социальных вопросов.
В своих исходных позициях религ. ф-ия опиралась на учение Соловьева. Своим основным принципа ф-ия С. избрала принцип всеединства. С. связывает низший и высший уровень бытии. Понимает мировой процесс как восхождение к единству: от минерального царства к растительному, от него – к животному, затем к природно-человеческому, и, наконец, к духовно-человеческому – «царству Божьему».Бессмертная душа чел. неотъемлема от творца. Единение с богом есть преображение реальности, просветление хаоса на принципах истины, добра, красоты. Это путь постижения Софии, вечной божественной идеи, основы миропорядка и мировой души. Познание миропорядка возможно только цельным знанием, представляющем неразрывную связь знаний эмпирического (научного) рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозног). Тот, кто просветлен божественным знанием, становится богочеловеком.
Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была фигура Бердяева. Философию он считает чистым творчеством в отличие от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия. Исходя из творческой природы философии, он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека. В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу. Всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло - это испытание, посланное людям благим Богом). В итоге - Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром. Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение. Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу. Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд. В результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие. Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма.
Флоренский также разрабатывал религиозно- философскую проблематику, в центре которой - идущая от В. Соловьева концепция о всеединстве и учение о Софии, учение об интуитивном образносимволическом постижении мира основывающееся на нравственном учении личности.
№28 Русский космизм 19–20 вв. (Федоров, Соловьев, Циолковский, Вернадский, Чижевский)
Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В Др.Гр. ф. почти не была выражена идея о необх-сти превр. ч-ка в акт. косм. силу. Космизм антропол. хар-ра оформл. со 2й пол. 19в. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский).
Основ. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др.
Основатель — Федоров. Осн. труд - “Фил-я общего дела”. В основе лежит специфич. поним-е ч-ка. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осознавать, что он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к победит зло. Частая смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею активной эволюции, в кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум ч-ка. Воскрешение - победа над простр. и временем.
Циолковский. Поднял вопрос о месте разума в мировом целом, о его ответственности за Землю и Вселенную.
Вернадский. Чел., по В., — это «исключительный успех жизни», но отнюдь не ее предел, он служит лишь промежуточным звеном в длинной цепи существ. Человек в результате своей практической деятельности образует новую специфическую оболочку земли — ноосферу (сферу разума), как бы наложенную на биосферу, но не слитую с ней и оказывающую на последнюю все больше преобразующее воздействие. В. говорил о необходимости культивирования сознания нравственной ответственности ученых за использование научных открытий. Вместе с Чижевским и Циолковским сформулировал основы планетарной этики — ответственности отдельной личности, государства, всего человечества за все живое на Земле.
Чижевский создал концепцию взаимодействия космоса и исторического развития на Земле, между циклами солнечной активности и явлениями жизни. Задача философии — отыскание путей гармонизации жизни людей и космических процессов.
№ ? Становление социальной и религиозной мысли в Беларуси (Туровский, Смолятич)
История формирования философской и общественно-политической мысли белорусского народа уходит своими корнями в глубокую древность. Ее зарождение связано с образованием древнерусского государства — Киевской Руси. К этому времени на белорусских землях уже возникли Полоцк, Туров, Заславль и другие города, ставшие экономическими и политическими центрами местных княжеств. В период правления князя Владимира Святославовича (конец Х в.) Полоцкое княжество было включено в состав Киевской Руси. В последующем, на протяжении двух веков, политическая организация и культура белорусских земель были тесно связаны с этим общим государственным объединением всех восточнославянских племен, в рамках которого формировались древнерусская народность и ее своеобразная культура.
Важное значение для духовной жизни Древней Руси имело христианство, ставшее в 988 г. государственной религией. Принятие христианства способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию литературы и письменности, становлению определенной системы философской, общественно-политической, этической и эстетической мысли. Однако официальная культура, основанная на христианском мировоззрении, не была единственной культурой Древней Руси. Задолго до нее существовала глубинная народная культура — фольклор, для которого было характерно генетически связанное с мифологией образное представление о природе и человеческой жизни, о единстве истины, блага и красоты. Отразившееся в фольклоре народное мировоззрение оказало существенное и плодотворное влияние на духовную жизнь людей, а позднее — на процесс формирования и развития белорусского, украинского и русского этносов. В фольклоре содержались нравственные убеждения народа, начала прикладных наук.
В Х—XI вв. на белорусских землях появляются первые литературные памятники, содержавшие фрагменты трудов античных авторов и мыслителей более позднего времени. Наряду с ними распространяются произведения, общие для трех братских культур, — "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", "Слово о законе и благодати" и др.
Кирилл Туровский (ок. 1130— ок. 1182). Его "Поучения", "Слова" и религиозные стихи были широко известны в древнерусском обществе. Вопрос о взаимоотношении души и тела Кирилл Туровский решал в теологическом плане, заявляя, что душа нетленна, бессмертна и свободна. Высказал суждение о взаимозависимости души и тела, суть которого заключается в том, что душа постоянно нуждается в помощи тела, как и тело в свою очередь — в поддержке души; сила разума и тела — в их взаимопомощи. Разум для Т. — высшая ценность человеческой жизни. Он призывал к просвещению и "книжному почитанию", приводящему человека к душевному равновесию и счастью. В литературном и философском наследии К. Т. содержатся также высказывания, свидетельствующие о его интересе к логике и ораторскому искусству. Лишь в процессе постоянного чтения и приобретения теоретического навыка, считал он, человек постигает искусство доказательства.
Идеал красоты у него — "божественные ангелы". Плотские вожделения "отражают красоту образа". Высшее украшение человека — добродетельная жизнь.
Смолятич часто обращался для изложения своих идей к Платону и Аристотелю. Он высоко ценил разум, который черпает материал для рассуждения из данных наших чувств. Хотя деятельность органов чувств — обязат. Предпосылки для разума — он должен управлять чувствами.
Именно у С. мы находим предпосылки позднейшей схоластики 15–17 вв. он попытался соединить философию с теологией.