Тематика лекционных и семинарских занятий.
№ разд., тем | Лекции | Семинарские занятия |
1.1. - 2.1 | Предмет и основные концепции современной философии и методологии науки. Наука в культуре современной цивилизации. | |
2.1. | Роль науки в культуре современной цивилизации. | |
2.2. | Наука как социальный институт. | |
3.1. | Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. | |
4.1. – 4.2. | Структура научного знания. | |
4.2. | Проблема оснований науки. | |
5.1. | Проблема механизмов развития науки. | |
6.1.- 6.2. | Понятие и сущность научных революций. Предпосылки научных революций. | |
6.2. | Научные революции и их роль в развитии науки. | |
7.1.- 7.3. | Особенности современной науки. Перспективы научно-технического прогресса. | |
7.2. | Наука и социальные ценности. | |
7.3. | Наука в культуре техногенной цивилизации. | |
8.1. | Философско-культурные основания социально-гуманитарного знания. | |
8.2. | Проблема взаимосвязи естественно-научного и социально-гуманитарного знания. | |
8.3. | Субъекты социально-гуманитарного познания. | |
9.1. | Проблема ценностей в СГН. | |
9.2. | Важнейшие категории в социально-гуманитарном познании. | |
10.1. | Коммуникативность в социально-гуманитарных науках. | |
10.2. | Проблема истины в социально-гуманитарных науках (1). | |
10.2 | Проблема истины в социально-гуманитарных науках(2). | |
11.1. | Проблема объяснения, понимания и интерпретации в СГН. | |
11.1. | Взаимосвязь веры, сомнения и знания в СГН. | |
12.1. | Взаимосвязь социальных и гуманитарных наук. | |
12.2. | Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания. | |
Ито- го: |
Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№ | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение |
Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. | |
Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). | |
Подготовка научных кадров. | |
Преднаука в странах Древнего Востока. | |
Случайные и систематические наблюдения. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. | |
Философские идеи как эвристика научного поиска. | |
Роль аналогий в теоретическом поиске. | |
Внутридисциплинарные механизмы научных революций. | |
Проблема потенциально возможных историй науки. | |
Связь дисциплинарных и проблемно ориентированных исследований. | |
Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. | |
Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. | |
Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). | |
Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. | |
Философия науки Нового времени как теоретическая база формирования социально-гуманитарных наук. | |
Структурализм как теоретико-методологическое основание социально-гуманитарных наук. | |
Экзистенциальная концепция истины. | |
Теоретико-концептуальная оценка взаимосвязи социально-гуманитарных теорий. | |
Ненаучное знание в социально-гуманитарном исследовании. | |
Проблема адекватности современной социально-гуманитарной методологии целям социальной практики. | |
Соотношение социально-гуманитарной теории, философии и философии науки. | |
Социальная философия, социология, философия науки. | |
Иерархия принципов социально-гуманитарного познания. | |
Проблема социально-гуманитарной теории и научного факта. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Требования к уровню содержания курса. Умение студентов понимать сущность и специфику философско-научных и научно-методологических проблем, месте и роли науки в жизни человека и общества, выработать у себя научное мировоззрение, способность философского анализа наиболее важных проблем современной науки.
Формы текущего и промежуточного контроля: проверка домашних заданий и ответы на тесты, эссе, устный опрос, защита рефератов и творческих заданий, выполнение кейс-заданий, защита портфолио, защита учебных проектов. Форма итогового контроля: экзамен – 2 семестр.