Право средневекового Китая

Право средневекового Китая характеризуется развитием Уголовного и Налогового права, которое учитывали сословное различие населения средневекового Китая. Значительно меньше внимания уделялось регулированию имущественных, брачно-семейных отношений и наследованию имущества. Из памятников права Китая наиболее значимым является свод уголовных законов ( УК) действовавший во время правления династия Тан ( 618 -917г) – Тай Люй Шу И( уголовные установления тан). Он составлен в 653г. и состоял из 2х частей.

Первая часть – Шу И содержала положения, разъясняющие отдельные термины и вопросы второй части.

Вторая часть включала 12 разделов, которые содержали 502 конкретные статьи.

Кодекс основан на моральных предписаниях, разработанных Конфуцием – китайским философом, жившим в 6 в. до. Н. э. Основой его концепции является знание человеком меры во всем. Если человек нарушает эту установку, он должен нести тяжкое наказание.

По уголовному уложению Тан преступление – зло, посягающее на устои государства, порядок, личность, им-во, брак и семью. Классификация преступлений основывалась на концепции Конфуция о 10ти злах. Каждое из них представляло отдельную группу преступлений. Концепция 10 зол не охватывала всех преступлений и не делила преступления на соотв. Виды с учетом их тяжести.

К первому злу относился заговор о мятеже против императора – сына неба. К 7му злу относилось не хорошее отношение сыновей к родителям, к дедушке или бабушке, неподчинение им. К 9му злу относились преступления, совершенные людьми, находящимися в официальных отношениях: убийство подчиненного, убийство воином своего командира, различные формы выражения женой непочтения мужу. 10 зло – кровосмешение с прямыми/боковыми родственниками.

Уголовные установления Тан знали формы вины – умысел, неосторожность, предусматривали смягчающие обстоятельства, закрепляли след. Виды наказаний:

Смертная казнь, каторжные работы, ссылку, тюремное заключение, избиение тяжелыми палками ( 60 -100), избиение легкими палками( 10 -50), штраф.

Ответственность была индивидуальной и коллективной. За совершение преступления к ответственности привлекался не только конкретный виновный но и иные близкие родственники, соседи, местные власти. Танское законодательство не знало института необходимой обороны, но освобождало от ответственности близких родственников – сына, внука и др., которые защищали от нападения мать, отца, дедушку, бабушку.

Некоторая специфика присуща также регулированию имущественных отношений в феодальном Китае. Основным видом собственности была земля. В мерио развитого феодализма ( 6-10в) существовали гос. Земли, частные земли знати, собственность храмов, коллективная собственность. Коллективная собственность представляло крестьянское землевладение, заменившее общинное землепользование. Коллективная собственность существовала в форме неразделенной семейной собственности, а также родовой собственности, выделено на поддержание культа предков и на устройства кладбищ. Гражданское право регулировало правовой статус каждого вида землевладений. В феодальном Китае были известны различные виды договоров: купле-продажи, займа, мены и тд

Брачно – семейные отношения основывались на соблюдении сословных различий, браки между сословиями порицались и преследовались в уголовном порядке. Брак устраивали родители без согласия брачующихся. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей. Брак расторгался по обоюдному согласию. Поводом служило непочтение к мужу и родителям, болтливость жены, склонность к воровству, зависть, подозрительность, распутство, отсутствие одного из супругов более 3 месяцев. Имущество наследовалось только по закону. имущество делилось на равные доли между сыновьями, замужние дочери к наследству не допускались, незамужние получали половину доли брата. По наследству передавались и долги. Наследователи по мужской линии наследовали также титулы и должности умершего, Если законы разрешали передавать им по наследству.

Право средневековой индии

До завоевания Индия источниками были Дхармошастры и законы Ману. Осле завоевания Индии произошли и некоторые изменения в ее правовой системе. Уголовные дела рассматривались только по нормам шариата ( мусульманского права), которые действовали в Индии до 1832 г. что касается брачно – семейных отношений и наследования имущества, здесь учитывалась религиозная принадлежность. В отношении мусульман применялись нормы мусульманского права. а в отношении индусов – нормы индусского права, которые были подвергнуты изменению в целях приспособления к новым условиям. Появились новые Дхармошастры – Даябхага и Митакшара – нормы которых регулировали личный статус отдельных каст ( варны) имущественные, брачно – семейные и наследственные отношения индусов. По индусскому праву основой имущественных и брачно семейных отношений была большая ( нераздельная) семья, которая совместно владела собственностью ( землей) и вела совместное хозяйство. Из этой установки вытекало, что отдельные члены семьи не признавались собственниками. Непосредственным распорядителем собственности являлся глава семьи, власть которого основывалась на авторитете старшего, на соблюдении обрядов предков. С культом предков был связан и культ брака. Который рассматривался как священный союз двух больших семей – семьи жениха жениха и семьи невесты). Основным институтом вещного права. была неделимая семейная собственность – раджья. Ней относились земля, строения, орудия труда, скот. Еделимая собственность передавалась по наследству только старшему сыну.

Индусское право знало вид собственности бенам – собственность, приобретенная конкретным членом большой семьи за свои деньги. Эту собственность тот кто ее приобрел мог передавать во временное пользования других лиц. Специфической формой собственности была собственность богов, храмов, благотворительных учреждений, создаваемая за счет пожертвований. Эта собственность именовалась деваттарам . Собственниками были боги, но они реализовывали свои права через своих представителей. В качестве которых выступали лица, пожертвовавшие имущество храмам. Эти лица именовались Шебаитами. Он мог закладывать собственность, сдавать в арену, распоряжаться полученными доходами в интересах богов.

Еще одним видом религиозной собственности была матха. То есть собственность. Пожертвованная индусской кастовой или религиозной школе. Распоряжался такой собственностью махат – глава школы

Наши рекомендации