Вехи жизни и творчества М. Хайдеггера
Мартин Хайдеггер родился в 1889 г. в небольшом городке Месскирхе в Швабских землях Германии. Посещал гимназию в Констанце, потом - гимназию во Фрайбурге (и в том, и в другом случае благодаря поддержке церкви). Также при поддержке церкви он в 1909 - 1913 гг. обучался во Фрайбургском университете, где изучал теологию, естественные науки, философию. На его становление как философа оказали влияние такие мыслители, как Августин, Лютер, Кьеркегор, Гегель, Ницше, Гуссерль. Во Фрайбургском университете, где Хайдеггер начал свою преподавательскую деятельность под руководством Гуссерля, он защитил диссертацию по философии Дунса Скотта, стал доцентом. В 1915-1918 гг. - проходил воинскую службу. В 1917 г. состоялся его брак с Эльфридой Петри, в котором родилось два сына. В 1922 г. Хайдеггер купил домик в Тоднаумберге. Это немецкие Альпы. Здесь, в этом доме, он находил самые лучшие условия для своих философских занятий. С 1923 по 1928 гг. Хайдеггер работает в Марбургском университете. Именно здесь он заявил о себе как талантливый преподаватель. О его лекциях и семинарских занятиях с восторгом отзывались студенты. В 1927 г. Хайдеггер был утвержден в должности профессора Марбургского университета, но в 1928 г. он возвращается во Фрайбургский университет и возглавляет кафедру философии, заменив на этой должности ушедшего в отставку Гуссерля. Годом раньше выходит в свет, пожалуй, самая главная для творчества Хайдеггера и самая важная для понимания его философии работа – «Бытие и время». Работа посвящена Э. Гуссерлю. Но к тому времени (а уже в пределах 10 лет Хайдеггер и Гуссерль были знакомы друг с другом, более того, Гуссерль высоко ценил Хайдеггера, и даже говорил, что «феноменология – это я и Хайдеггер»), у Хайдеггера сложилась собственное, во многом неожиданное для учителя видение дальнейших путей развития феноменологического философствования. Когда Гуссерль прочитал посвященную ему работу, он не смог принять то, что в ней написано, потому что увидел – здесь не та феноменология, о которой он говорил, и которую, как он думал, будет развивать Хайдеггер. Отношения этих двух философов после выхода в свет «Бытия и времени» разладились, а потом и вовсе сошли на нет. Работа «Бытие и время» явилась плодом долгих раздумий и поисков. Идеи, которые там высказывались, обкатывались в лекционных курсах, которые Хайдеггер читал в 1923-1928 гг.
Следующая, очень важная веха в жизни Хайдеггера – это его избрание на должность ректора Фрайбургского университета, в которой он был чуть меньше года – 1933-1934 гг. Это рядовое событие происходило в условиях прихода к власти фашизма в Германии. Начались гонения на преподавателей еврейской национальности. И Хайдеггер, во-первых, вступил в Национал-социалистическую партию, а во-вторых, был избран не без влияния национал-социалистов ректором университета. Более того, его речь при вступлении в должность и то, как он действовал в качестве ректора университета, свидетельствовали о его бесспорных симпатиях к национал-социализму. В 1934 г. он подал в отставку с должности ректора, но продолжал вести занятия, продолжал много работать, не издаваясь. Когда в 1945 г. фашизм пал, как и многие другие, Хайдеггер предстал перед специальной комиссией, которая интересовалась его сотрудничеством с нацистами. Решением этой комиссии Хайдеггеру запретили преподавать. Он сам не признавал себя виновным, постоянно говорил о том, что это был небольшой эпизод, что его принятие ректорской должности не было связано с гонениями, которым подвергались преподаватели университета. Однако до конца 1940-х годов Хайдеггер не имел возможности преподавать. К концу 40-х годов многие видные философы, прежде всего, К. Ясперс, Г. Х. Гадамер и другие, стали ходатайствовать о возвращение Хайдеггера в философию, в преподавательскую деятельность. Они указывали на то, что Хайдеггер заметная величина в философии, что без него философия много теряет. В конечном итоге, в 50-х годах запрет на преподавательскую деятельность с Хайдеггера был снят. Тем не менее, многие философы не простили связи Хайдеггера с фашизмом, остро писали об этом и продолжают писать по сегодняшний день, связывая этот выбор немецкого философа с его философией. Таким образом, проблема «Хайдеггер и фашизм» переросла в проблему соотношения философа и власти. И здесь возможны, по сути дела, два варианта: или мы отделяем философскую позицию и философские достижения от политического выбора их автора, философа, или рассматриваем их во взаимной обусловленности. Эти два варианта и определяют отношение к Хайдеггеру вплоть до сегодняшнего дня, в том числе и у нас, среди отечественных философов. Умер Хайдеггер в 1976 г. Похоронен там, где родился.
Полное собрание сочинений Хайдеггера насчитывает более 100 томов. Перечислим здесь наиболее известные произведения философа. Одно уже было названо – это «Бытие и время», написанное в 1927 г. Кстати говоря, в 1998 г. эта работа была впервые переведена на русский язык, издана в России. В 1929 г. выходит в свет работа «Что такое метафизика». Далее – «Время картины мира» (1938 г.). С этой работы, как отмечал сам философ, он осуществил поворот в своей философии. Дальше следует назвать работы: «Слова Ницше «Бог мертв» (1943г.), «Поворот» (1949г.), «Вещь» (1950г.), «Вопрос о технике» (1953г.), а также работы позднего Хайдеггера – «На пути к языку» (сборник статей и выступлений), «Земля и небо Гёльдерлина» (1959 г.) и, наконец, «Время и бытие» (1962г.).