Тема 8. социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология

Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе

Всякое познание гуманитарно, т.е. связано с человеком, а социальное познание – это познание общества, т.е. социальных процессов и явлений. Внутри социального познания различают познание социально-философское, экономическое, историческое, социологическое. Социальное и естественнонаучное познание выступают как целое. Социальное познание исторически первоначально развивалось в рамках философии.

Философия истории, как целостная система знаний, разрабатывалась, начиная с 17 века, в трудах Вико, Сен-Симона, Гердера.

Французский философ Сен-Симон утверждал взгляд на человеческое общество как на закономерно развивающийся целостный организм. Созданная им «наука о человеке» (социальная физиология) построена на принципе историзма, который Сен-Симон рассматривал как принцип теоретической и практической деятельности. Он рассматривал поступательный ход развития человечества от низшей формы к высшей. Большое значение философ уделял развитию «индустрии». Именно «индустрия», т.е. трудовая деятельность в сфере промышленности, с/х, является естественной необходимостью и обязанностью человека и создает материальные связи между людьми. В своей социальной концепции он не избежал механицизма. По мнению Сен-Симона, закон всемирного тяготения должен стать основой новой философии, а она станет фундаментом новой холистической науки.

Социально-теоретическая концепция Гегеля опиралась на диалектический метод, он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном развитии и пытался раскрыть законы этого развития.

Понимая всемирную историю как «прогресс в сознании свободы», Гегель пытался представить ее как единый объективный закономерный поступательный процесс. Каждая эпоха – это закономерная ступень в общем развитии человечества.

Классическая философия истории выдвинула и разработала ряд важных идей: идея развития, теория прогресса, проблемы целостности исторического процесса, многообразия его форм, исторической закономерности и причинности, свободы и необходимости. Открыв материалистическое понимание истории, Маркс и Энгельс впервые показали, что люди сами творят свою историю.

Согласно Шпенглеру (гл. труд. 1922 г. «Закат Европы»), жизнь человечества – бесконечный процесс самозарождения и столь же естественного умирания культуры. Исходная методологическая идея Шпенглера – идея круговорота исторического развития приводит его к выводу: а) «культурные миры» развиваются, но они разрознены в пространстве и во времени;

б) при одновременном существовании эти миры не сообщаются между собой;

в) нужно уделить внимание исключительно внутреннему единству и эволюции «культурных миров».

У А. Тойнби методологическая установка – культурологический плюрализм, убеждение в многообразии форм организации человечества, каждая из них имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которых складывается повседневная жизнь.

Неогегельянскую философию тождества исторического бытия и сознания представляет Коллингвуд (британский философ): история должна быть наукой или ответом на вопросы, заниматься действиями людей в прошлом, основываться на интерпретации источников, служить самопознанию человека. Он ставил вопрос о сближении истории и философии и создании философии истории. "Мы изучаем историю для того, чтобы стала нам ясна ситуация, в которой нам предстоит действовать. История – есть наука о людских делах».

Во второй половине 19 в. проблемы, стоявшие в центре внимания философии истории, в значительной мере отходят к частным социально-гуманитарным наукам.

Наши рекомендации