Тема 6 Личность. Свобода. Ответственность.
Цель: 1) уяснение будущими специалистами научных представлений о человеческой деятельности и её структуре;
2) понимание студентами природы и сущности ценностей, знакомство с основными ценностными системами.
План:
1. Проблема человеческого становления. Человек. Индивид. Личность. Э. Фромм о проблеме человеческой деструктивности.
2. Ценностно – мировоззренческие ориентации человека: «быть» и «иметь».
3. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека.
а) Смысл жизни как сверхсмысл; как особая жизненная задача; как абсурд.
б) Смерть как естественная неизбежность; как табуированная неприемлемость; как «атрибут» смысла жизни и итог жизненного проекта.
4. Проблема судьбы, свободы и счастья человека.
а) Судьба как метафора и экзистенциальная категория, определяющая отношение человека к факторам детерминирующим его жизнедеятельность. Судьбоносные вопросы: где мне выпало родиться? От кого мне выпало родиться? В каком обществе и в какое время мне выпало родиться? Возможен ли мой индивидуальный жизненный проект?
б) Смысл свободы как определение диапазона возможностей самореализации человека. Социальные аспекты свободы.
в) Счастье как стремление человека определить и квалифицировать в обобщенно-итоговой форме свое жизненное состояние, этап или жизнь в целом. Обыденные и теоретические концепции счастья (гедонизм, эвдемонизм, самоактуализация).
Ключевые понятия: судьба, жизнь, смерть, бессмертие, смысл жизни, свобода, выбор, зрелый возраст, личность, социальная зрелость, характер, темперамент, аксиология, ценность, мораль, нравственность, альтруизм, благо, прекрасное, гармония, добродетель, счастье, красота, долг, справедливость, долженствовать, оценка, потребность, нормы, идеал, основание оценивания, гедонизм, эгоизм, перфекционизм.
Доклады:
1. Мифология бессмертия.
2. Личность на Востоке и Западе: культурные модели и возможности диалога.
Вопросы для обсуждения:
1. Как соотносятся биологические и социальные детерминанты в становлении личности?
2. Какие личностные качества формируются в сфере деятельности (общения)?
3. Как влияет массовая культура на становление личности?
4. Как влияют средства массовой информации на формирование нравственной ориентации человека?
Деловая игра:
1. Жизнь.
2. Познай самого себя.
Эссе:
1. Идеальные образы бытия человека в культуре: «деятель», «творец», «игрок», «фантаст».
2. Виртуальные миры: способы ухода от реальности или инструмент самопознания?
3. Гуманитарное образование современного инженера: необходимость или излишество?
Литература:
1. Бэкхерст Д. Еще раз о «Загадке человеческого «Я» // Вопросы философии. – 2010. - № 8. – С. 88 – 97.
2. Валеева М.А. Самоактуализация личности как компонента профессиональной подготовки будущего специалиста // Социально – гуманитарные знания. – 2010. - № 1. – С. 137 – 145.
3. Волынская Л.Б. Социальные детерминанты жизненных выборов / Л.Б. Волынская // Человек, 2003. - № 1. – с. 58-67.
4. Ермаков С.А. Постжизнь человека / С.А. Ермаков // Социально-гуманитарные знания, 2006. - № 2. – с. 327-335.
5. Иванченко Г.В. Самоопределение личности как открытый проект / Г.В. Иванченко // Человек, 2005. - № 3. – с. 5-17.
6. Королев С.А. Параллельная жизнь: человек в Интернете // Философские науки. – 2010. - № 9. - С.112 – 129.
7. Латыпова З.И. Ценностные ориентации личности в условиях общества потребления в современной России // Социальная политика и социалогия. – 2010. - № 8. – С. 334 – 339.
8. Липский Б.И. Что значит быть? Жить и быть // Философские науки. – 2010. - № 9. – С. 129 - 138.
9. Липский Б.И. Философия : учебник для вузов / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – М. : Юрайт, 2011. – С. 407 – 426, 437 - 460.
10. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. – СПб.: «Лань», 1997. – 381 с.
11. Минюшев Ф.И. Социальная антропология: Уч. пособие / Ф.И. Минюшев. – М., 2004. – 283 с.
12. Мир философии: Книга для чтения в 2-х ч. - М.: Политиздат, 1991. - Ч. 2.
13. Моторина Л.Е. Философская антропология: Учеб. пособие для вузов / Л.Е. Моторина. – М.: Высш. шк., 2003. – 256 с.
14. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс) : учебник для вузов / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – 2-е изд. – М. : Дашков и К , 2010. – С. 211 - 228.
15. Тульчинский Г.Л. Человек как личность. Самореализация личности // Философские науки. – 2011. - № 3. – С. 133 – 142.
16. Философия : учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь [и др.] ; под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 713 – 734.
17. Философия : учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров. Ч. 1 : Учебник / Ф.Д. Демидов, К.Х. Делокаров, О.А. Митрошенков [и др.] ; под ред. Ф.Д. Демидова ; Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М. : ИНФРА-М, 2010. – С. 277 - 321.
Контрольная точка
Цель: выяснение уровня освоения и особенностей подготовки студентов к семинарским занятиям, их возможности и способности.
Выполнение заданий из «Рабочей тетради по философии» по темам 4 – 6.