Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации. Человек и техносфера.
Техника (от греч. τέχνη = искусство, умение, средство) — совокупность средств, а также навыков и приемов, применяемых в человеческой деятельности. В технике воплощены опыт и знания, накопленные в процессе развития человечества.
Возникновение техники и появление человека происходило одновременно. В древнем мире техника нередко была тесно связана с магией: технические действия служили магическим целям, сопровождались магическими действиями и заклинаниями.
С появлением протонауки в древневосточных цивилизациях и теоретического знания в Древней Греции техника, тем не менее, продолжала развиваться независимо от науки. Наука и техника рассматривались как принципиально разные виды деятельности.
В средние века под влиянием христианского мировоззрения сложились предпосылки для преодоления разрыва между наукой и техникой. Догмат о творении мира Богом позволил рассматривать всё в мире как искусственное, а не естественное.
В Новое время произошло сближение науки и техники. Появилась экспериментально-математическая наука, прежде всего механика, которая рассматривает естественные вещи по аналогии с техническими устройствами. Механика стала теоретической основой для конструирования технических устройств, в том числе машин, благодаря которым произошел промышленный переворот в конце XVIII– и в XIX веке.
В середине XX века началась научно-техническая революция.
В XX веке оформился особый раздел философии — философия техники, который посвящен вопросам о сущности техники, о тенденциях и закономерностях ее развития, о влиянии техники на структуру и динамику общества.
Исходной методологической основой философии техники явился технологический детерминизм. Это — воззрение, полагающее, что техника развивается автономно, по своим собственным закономерностям, и обусловливает изменения общества и культуры. В современной философии техники технологическому детерминизму противостоит позиция, основанная на тезисе, что исторический процесс обусловлен не только техникой, но и социально-политическими, экономическими и экологическими факторами, а сама техника в своем развитии испытывает влияние со стороны социально-экономических структур.
Видное место в философии техники занимают концепции технократии, обосновывающие необходимость и неизбежность возрастания роли технической интеллигенции в обществе. Под технократией понимают: 1) технических специалистов, носителей научно-технических знаний; 2) тип государственного устройства, при котором экономическая и политическая власть находится под контролем технических специалистов.
Одну из первых концепций технократизма разработал Т. Веблен (1857–1929). Он утверждал, что для технократии приоритетом являются развитие производства, науки и техники, общий рост благосостояния, тогда как для бизнесменов на первом месте стоит частный интерес. Поэтому ключевая роль в обществе должна принадлежать технократии.
Согласно О. Тоффлеру (р. 1928), решающее влияние на архитектонику общества и его динамику оказывает «техносфера», которая производит и распределяет блага. По мере ее изменений меняются социо- и инфосферы, в свою очередь, влияющие на сферу власти и психосферу.
В 80-е годы XX века концепция технократии сменяется концепцией экспертократии. Она опирается на понятие «нового класса» высокообразованных специалистов, чей доход зависит не от размеров их собственности, а от их интеллектуально-творческого потенциала. Основной фигурой в концепции экспертократии является не обязательно технический специалист или менеджер, но эксперт, ученый.
На базе технократизма и экспертократизма сложилось направление неотехнократизма, утверждающее, что необходима не только техническая, но и гуманитарная экспертиза любых инноваций, нужна стратегия не только технической, но и «системной рациональности» (В. Бюль) и «гуманизация техники» (Дж. Уайнстейн).
В оценке роли техники имеются две противоположные установки: техницизм и антитехницизм. Техницизм — выражение некритической веры в благотворность развития техники для человечества. Антитехницизм — выражение технофобии, страха перед опасностями новых технологий, перед угрозой порабощения человека техникой. Так, по мнению Ж. Эллюля (р. 1912), техника превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая человека в объект «калькуляций и манипуляций». Необходима гуманизация техники и ее ориентация на освобождение человека от всех форм социальной зависимости.