Экуменическое движение как предтеча Вселенской Церкви
Однако, предложенный Д.С.Мережковским проект созидания Церкви Святого Иоанна при всех своих очевидных издержках, эклектизме и вторичности, вполне помещается в русло одной из основных тенденций ХХ века — экуменического движения в самом широком смысле этого слова. Мережковский не принимал участия в организациях экуменического толка, он не числится среди прародителей и участников экуменических движений. Однако, на протяжении более сорока лет он по сути дела развивал именно эти идеи, оформляя их в концепте будущей Церкви Трех, Вселенской Церкви. Например, в “Маленькой Терезе” Мережковский писал: “Жизнью св. Терезы Лизьеской в девятнадцатом веке, как и в шестнадцатом жизнью св. Иоанна Креста и св. Терезы Испанской, во внешней реформе, поставлен вопрос, от которого зависят судьбы человечества: как относится нынешняя Русская Церковь к будущей Церкви Вселенской? Этого вопроса не поняла бы св. Тереза Лизьеская так же, как не поняли бы его св. Тереза Испанская и св. Иоанн Креста. Но, сами того не желая и не сознавая, каждым движением и каждым биением сердца ставили они все трое этот вопрос и отвечали на него: будущее — Церковь Вселенская — всемирно-историческое действие Трех, Отца, Сына и Духа, начнется только тогда, когда кончится настоящая Римская Церковь — всемирно-историческая действие Двух, Отца и Сына. Здесь на земле, эти трое — св. Иоанн Креста, св. Тереза Испанская и св. Тереза Лизьеская — только потому, что там, на небе, те Трое — Отец, Сын и Дух. Путь от настоящей Русской Церкви к будущей Вселенской церкви проходит только через этих трех на земле так же, как через этих Трех на небе”.
Показательно, что именно в период эмиграции во Франции в русских религиозно-философских кругах экуменические идеи получили распространение и актуализировались как в интеллектуальном дискурсе, так и в различных общественно ориентированных жестах. В 1925 году Н.А.Бердяев, председательствовавший в парижской Религиозно-Философской Академии, организовал “Кружок интерконфессиональных исследований” (интерконфессиональные собрания) с целью сближения церквей, на которых присутствовали католики (о. Л.Жиле, о. Л.Лабертоньер, Ж.Маритен), протестанты (пастор Бергнер, В.Моно) и православные (о.С.Булгаков, Г.Федотов, Г.Флоровский и др.). Кружок открыто функционировал до 1928 г.
О.С.Булгаков, о.Г.Флоровский, Н.М.Зернов активно сотрудничали с Братством св. Албания и Преподобного Сергия в Лондоне — обществом, созданном для взаимного обмена информацией православных и англикан.
Г.П.Федотов, В.Н.Ильин, о. Иоанн (Шаховской), А.В.Карташев (член епархиального Совета Русского экзархата Вселенского престола), о. С.Булгаков (декан Русского Богословского православного института) входили в состав русских делегаций на экуменических конференциях в Оксфорде и в Эдинбурге.
В.Н.Лосский с 1931 по 1940 г. возглавлял Православное Братство им св. патриарха Фотия при Трехсвятительском Подворье, в которое входили также М.Е. и Е.Е.Ковалевские, Л.Успенский и др. Братство организовывало в Париже франкоязычные православные богослужения с целью раскрытия сущности православия в западных странах. В храме Братства, освященном во имя Богородицы Всех Скорбящих Радости и св. Женевьевы, покровительницы Парижа, в певческий обиход были введены древние григорианские (западной церкви) песнопения. В знак братства христианских церквей литургия раз в неделю служилась по-французски. Экуменическая деятельность В.Н.Лосского, помимо диспутов и проповедничества, была отмечена вкладом в создание во Франции в 1937 г. общины “православных западного обряда”, ныне существующей под названием “Eglise Orthodoxe de France”.
Почти все крупные русские философы и богословы эмиграции (за исключением, пожалуй, Л.И.Шестова) принимали активное участие в акциях Русского Студенческого Христианского Движения.
Поразительно, что существуя в таком широком экуменическом действенном поле, Д.С.Мережковский остался в стороне от него, избегая декларативных действенных манифестаций. При этом, столь же очевидно, что и проблемно, и “декоративно”, и культурно, и тематически Мережковский объективно существовал именно в контексте экуменических идей. Однако, экуменизм его носил принципиально иной, по отношению к развивающемуся и институционно регламентируемому движению, характер. Можно сказать, что экуменизм Д.С.Мережковского был провиденциальным, порожденным добровольно взятой на себя миссией пророчествования о Новом, Апокалипсическом Христианстве.