Учение субъективного идеализма |
| основной принцип | |
«Существовать — значит быть воспринимаемым» |
Духовное бытие (сознание) |
«Идеи» | | «Души» |
«Идеи», воспринимаемые человеком, — субъективные качества -пассивны и совершенно не зависят от человека | | «Души» деятельны, активны, обладают способностью воспринимать «идеи» |
|
| Все «идеи» существуют только в душе (как мысли, ощущения) |
▫ «Идеи» — не копии вещей ▫ «Идея» сходна только с «идеей» Все наши «идеи» являются либо ощущениями, либо воздействиями разума на ощущения ▫ «Идеи» извне — ощущения «Идеи» изнутри - мысли | | | | |
| | Бог «вкладывает» в сознание субъектов содержание ощущений, возникающих у. них при созерцании мира и отдельных вещей |
Вещи всегда существуют как сумма «идей» в уме Бога | | Объективный идеализм |
Философия Д. Юма
ДЭВИД ЮМ (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма; предшественник позитивизма. Основное сочинение: «Трактат о человеческой природе» (1739) |
|
Общая характеристика философии Д. Юма |
▫ В центре теории познания Д. Юма — проблема соотношения элементов чувственного опыта (восприятий - perceptions). Первичными восприятиями он считал впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). На основе внешнего и внутреннего опыта возникают простые идеи, т. е. образы памяти и воображения, основанные на прошлом опыте. Проблемой зависимости простых идей от внешних впечатлений Д. Юм заменил проблему отношения бытия и духа, которую считал теоретически неразрешимой. ▫ Действительность - это поток «впечатлений». Причины, порождающие в нас эти «впечатления», принципиально непознаваемы. Мы не можем также знать, существует ли внешний мир. Человек не в силах выйти за пределы своих ощущений и понять что-либо вне себя. Нам доступны лишь ощущения, упорядочивать и систематизировать которые призвана наука. Что стоит за нашими ощущениями, по мнению Д. Юма, - неизвестно. ▫ Предметы, по мнению Д. Юма, есть совокупность восприятий ума (у Дж. Беркли — «совокупность ощущений»). Ум людей активен и имеет способность «рассматривать» явления мира через призму причинно-следственных связей. Однако, хотя наш ум формирует причинно-следственные связи, в реальности их нет и они нам неизвестны. Все вышеизложенное и составляет суть агностицизма Д. Юма. ▫ В онтологии (учении о бытии) он отрицает существование категории субстанции и сводит идею субстанции к идее совокупности отдельных качеств. В космологии Д. Юм критикует все космологические теории. Психическую жизнь Д. Юм сводит к непрерывной смене представлений, или перцепций. В этике, или учении о морали, он развивает теорию утилитаризма, усматривая в полезности критерий нравственных поступков. Д. Юм отвергает всякое богословие, а также философское учение о Боге. В социологии он противник буржуазных договорных концепций происхождения государства и считает, что общество возникло от разрастания семей, а политическая власть — позднее, из института военных вождей. |
Наши рекомендации