Жизненный путь, стиль и основные этапы творчества М. Фуко
Поль Мишель Фуко - один из наиболее ярких и влиятельных мыслителей второй половины XX-го века, творчество которого во многом определило проблематику и стиль европейской постклассической философии. Он родился в семье потомственных врачей 15 октября 1926 года в провинциальном городке Пуатье на юго-западе Франции. Последние годы его учебы в лицее пришлись на время фашистской оккупации. После окончания войны в 1946 г. Мишель Фуко поступает в Париже в Эколь Нормаль Супериор (Высшую нормальную школу), одно из наиболее престижных высших учебных заведений Франции. В атмосфере острого интеллектуального соперничества юный Фуко выделялся эрудицией, недюжинной работоспособностью и злой ироничностью. Его отношения с сокурсниками складывались не лучшим образом, он ощущал себя непонятым и одиноким, что привело к попытке самоубийства в 1948 г. Эта попытка, возможно, была спровоцирована и гомосексуальностью Фуко, тяжело переживаемой в юности.
Получив в 1948 г. в Сорбонне степень лиценциата по философии, Фуко в 1949 г. получил такую же степень по психологии и одновременно диплом Парижского института психологии, а в 1952 г. и патопсихологии. Левые настроения, доминирующие среди интеллектуалов послевоенной Франции, захватили и Фуко. В 1950 г. он вслед за своим преподавателем и другом Л. Альтюссером вступил в компартию, но пробыл в ней недолго. В 1951- 1955 гг. работал психологом в госпитале, преподавал психологию в университете г. Лилля и в Эколь Нормаль, где среди его слушателей был и Ж. Деррида. В своей первой работе «Душевная болезнь и личность» (1954) Фуко рассматривает психологию сумасшествия с позиций экзистенциального психоанализа Л. Бинсвангера и физиологии И.П. Павлова.
С конца 50-х и по начало 60-х годоа Фуко работает в культурных представительствах Франции в Упсала (Швеция), в Варшаве и в Гамбурге. Именно в эти годы были написаны работы «История безумия в классическую эпоху» (1961) и «Рождение клиники: археология взгляда медика» (1963). Выход в свет работы «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» (1966) делает Фуко знаменитым и востребованным автором.
В 1966 – 1968 гг. Фуко преподавал в Тунисском университете, читая там курс «Человек в западной мысли»; неоднократно бывал с лекциями в Бразилии, Японии, Канаде, США. В 1966-1967гг. Фуко вместе с Ж. Делезом отвечал за подготовку к печати французского перевода критического полного собрания сочинений Ницше, а в 1968 г. был одним из создателей экспериментального университета в Венсене, а также первой во Франции кафедры психоанализа, куда были приглашены психоаналитики лаканавского направления. В это время в Фуко видят «жреца структурализма», он же соглашается считать себя лишь «певчим в хоре» структуралистского движения, которому он уделяет значительное место в своих текстах и интервью, различая структурализм как метод, используемый в частных областях, и «общий структурализм», являющийся способом философской диагностики современности, исходя из реконструкции формирующей ее совокупности практических и теоретических отношений. Но уже в «Археологии знания» (1969) он заявляет, что всей этой книгой пытается снять с себя ярлык структурализма.
На рубеже 60-70-ых гг. ярко проявился общественно-политический темперамент Фуко. Вместе с другими представителями французской интеллектуальной элиты он принял активное участие в майских (1968 г.) выступлениях студенческой молодежи, а в 1971 г. стал инициатором создания «Группы информации о тюрьмах» (активным членом этого общественного объединения был и Ж. Делез), которая ставила перед собой задачу сделать достоянием гласности информацию о положении заключенных. Группа самораспустилась только тогда, когда была создана первая во Франции организация заключенных со своим собственным печатным органом. В 1975 г. Фуко принял участие в акции протеста против смертного приговора одиннадцати испанцам, боровшимся с режимом Франко. Текст петиции был подписан виднейшими представителями французской интеллигенции (Ж.-П. Сартр, Л. Арагон и др.), опубликован в прессе, а также зачитан в Мадриде во время пресс-конференции. Пресс-конференцию разогнали, десант выдворили из Испании, а приговор привели в исполнение. Акция имела очевидные последствия. По всей Европе прокатилась волна демонстраций в поддержку испанской оппозиции, изменилась и официальная позиция Франции по отношению к режиму Франко.
В 1970 г., выиграв конкурс у П. Рикёра, Фуко становится заведующим кафедрой истории систем мысли в Коллеж де Франс. Здесь он читал в 1971-1975-х гг. курсы лекций с выразительными названиями: «Теории и институты уголовного права», «Наказующее общество», «Психиатрическая власть», «Анормальные». Выходят в свет и его новые работы: «Порядок дискурса» (1970), «Ницше, генеалогия, история» (1971), «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» (1975), «Игра власти» (1976) и др., которые свидетельствовали о повороте в философском творчестве их автора.
Фуко настойчиво заявляет о своем «неструктурализме», указывая на то, что общее, которое можно обнаружить у него с Леви-Строссом, Альтюссером и Лаканом, - это не метод, а общий противник: классическая рефлексивная философия и философия субъекта, лишь усиленная в экзистенциализме и феноменологии. Кроме того, он подчеркивает, что поставить под вопрос теорию субъекта ему помогли не только структуралисты, а в гораздо большей степени Ф. Ницше, Ж. Батай, М. Бланшо, далекие от структурализма. Заявленное размежевание со структурализмом определялось расширением исследовательской тематики: анализ систем языка и знания дополняется анализом систем власти.
Популярность Фуко достигает апогея. Его оценки социально-политических процессов, отклики на европейские и мировые события, высказываемые в книгах, статьях, и многочисленных интервью, тиражируются в различных периодических изданиях как во Франции, так и за рубежом. От него также ждут новых, созвучных современности работ. Фуко задумывает масштабный исследовательский проект – многотомную «Историю сексуальности». В 1976 г. издается первый том под названием «Воля к знанию», в 1984 г. публикуются т.2 и т.3 – «Использование удовольствий», «Забота о себе». Но полностью свой грандиозный замысел Фуко реализовать не удалось, он умер 25 июня 1984 г., став во Франции одной из первых жертв эпидемии СПИДа. Сохранилось обширное рукописное наследство французского философа, на которое наложен запрет на публикацию, - так распорядился он в своем завещании.
Исследовательский стиль Фуко соразмерен установкам неклассической и постклассической философии. Во-первых, он направлен на то, чтобы поставить такие теоретические проблемы и нащупать такие формы анализа, которые, будучи рациональными, не апеллировали бы при этом к идее субъекта. Именно в этой связи Фуко открывает для себя перспективу рациональности без субъекта у Леви-Стросса и Лакана. Во-вторых, для его творчества характерен своеобразный полифонизм, сочетание различных тем и горизонтов исследования. Он избегает доктринальной завершенности в своих интеллектуальных поисках, его философское творчество представляет собой цепочку неожиданных поворотов, в свете которых предшествующие исследовательские результаты подвергаются неизбежной коррекции. Именно в этой связи следует оценивать отношение Фуко к структурализму, постструктурализму и постмодернизму (как, впрочем, к марксизму, фрейдизму и ницшеанству), он всегда сопротивлялся попыткам отождествлять его концепции с теми или иными «-измами». В-третьих, анализ Фуко представляет собой соединение фундаментальных обобщений с конкретным эмпирическим материалом. Этот материал не только принадлежит к разнообразным областям знания, но и всегда неординарен, сориентирован на обойденный вниманием предшествующих исследователей пласт фактов. В-четвертых, представленная в текстах интеллектуальная позиция не является ни апологией действительности, ни уходом в сферу иррациональной критики социально-политической ситуации, в которой находится исследователь. Позиция Фуко – это историко-аналитический критицизм. В-пятых, в текстах французского критического аналитика разрушаются границы между философией, историей и литературой. Дело в том, что, обращаясь к анализу знания, выраженного в речевых (дискурсивных) практиках, он фиксирует его конечность, то есть принадлежность определенным пластам истории. Но история «проговаривает» себя в порядках того, о чем можно, а о чем нельзя говорить, а также в предписаниях как следует говорить. История находит свое выражение в литературном строе той или иной эпохи. Исходя из сказанного, в-шестых, выявляется особая функция философии: диагностика настоящего, выявление условий, благодаря которым оно возможно. У философии нет прошлого. Тематизированная философская диагностика есть одновременно раскрытие своих собственных предпосылок, возобновляющееся усилие самообоснования.
В эволюции философского творчества Фуко просматриваются три этапа. На первом происходит его становление в качестве одного из заметных и оригинальных современных философов, работающих в структуралистской парадигме. Итоговой работой этого этапа, бесспорно, является «Археология знания» (1969). Но эта работа становится и отправной точкой в творческом повороте Фуко. Второй этап приходится на первую половину 70-ых гг., когда анализ систем знания и языка дополняется их соотнесением с формами власти, господства и подчинения, реализуемых в многообразии социокультурного пространства. Ключевой для данного этапа является работа «Надзирать и наказывать» (1975), идеи которой получили свое развитие в первом томе «Истории сексуальности» (1976). В 70-80-ые гг., на третьем этапе своей философской эволюции, темы дискурсивной организации знания и властных отношений,формирующих дисциплинарные пространства общества, оказываются подчиненными задаче анализа практик, задающих способы организации и трансформации субъективности. Об этом повороте в творчестве Фуко свидетельствуют два следующих тома «Истории сексуальности», а также статьи, интервью последних лет жизни.