Возникновение сознания. Роль труда, языка и общения в формировании сознания
Русский космизм (Н.Федоров, В.Вернадский, К.Циолковский).
Русский космизм- конец XIX-XX, в основе представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира», а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу.Учение К.Э. Циолковскогоотносится к естественно научному направлению. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое. Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме -Н.Ф. Федоров . В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры. Спасение мира – задача самого человечества. Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И Вернадский (1863-1945) . Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю.
Бытие как философская категория.
Бытие — предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира.
Учение о бытии (онтология) — важный раздел философскою знания. В основе понятия бытия лежит убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас , но повсюду и вечно. Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия. Бытие формирует представление о том что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Социальное,духовное, человека.
Материя как философская категория. Развитие представлений о материи в истории философии.
Материя - фил. категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них. субстанция Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксвмен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. В философии Нового времени (XVII—XVIII вв.) материю понимали как некое однообразное, вещественное начало , наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть. По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным.
13.Атрибуты материи: движение, пространство, время.
Материя обладает неотъемлемыми свойствами - атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение.Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем. Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия. Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов и иметь определённую форму. Время— это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.
Возникновение сознания. Роль труда, языка и общения в формировании сознания
Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Труд - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека. труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Формирование сознания и личности непосредственно связно с общением. Труд, игра и учение человека происходят не сами по себе, а в общении с другими людьми, во взаимодействии с ними. В общении, взаимодействии проявляются и формируются особенности личности. Человек обретает социальные качества и становится личностью в деятельности и общении, в которых удовлетворяются потребности и осуществляются действия и поступки.