Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых вносит вклад освоение дисциплины
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР Райчук Д.Ю. ____________________________ (подпись) "____" __________________ 2014 г | ||
Вводится в действие с "____" __________________ 2014 г. | ||
ПРОГРАММА кандидатского экзамена по | ||
Истории и философии науки | ||
Составлена кафедрой "Философия" Гуманитарного Института | ||
для аспирантов, обучающихся по техническим направлениям подготовки | ||
Автор Профессор, д. филос.н. _________________ Шипунова О.Д. (подпись) "____" ___________ 2014 г | ||
Санкт-Петербург 2014 г. |
1. Цели и задачи изучения дисциплины -формирование знаний в области истории и философии науки, включая междисциплинарные и мировоззренческие знания, а также умения, навыки и социально-личностные качества, обеспечивающие успешность научно-педагогической деятельности.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
1. Изучение основных этапов эволюции науки, ее познавательных принципов и методов, роли и значения мировоззренческой мысли в становлении научного и технического знания.
2. Формирование знаний о специфике философии техники, ее истории, ключевых проблемах и концепциях, взаимоотношении с философией науки.
3. Владение основными философскими категориями и междисциплинарными методами на уровне, позволяющем получать качественные результаты при решении теоретических и прикладных задач в области технических дисциплин, в анализе и выборе методов на основных этапах проектирования.
4. Получение практических навыков аргументации в обосновании научного статуса и актуальности конкретной исследовательской задачи, в работе с внеэмпирическими методами оценки выдвигаемых проблем и гипотез.
В результате изучения курса «История и философия науки» аспирант должен:
Знать
· базисные понятия, определяющие основания науки как познавательной деятельности и социального института в системе современной культуры;
· базисные понятия философии науки и философии техники;
· базисные понятия научной картины мира, принципы научного обоснования;
· базисные познавательные стратегии современной науки в целом;
· базисные методологические установки в области современных технических дисциплин;
· базисные методы междисциплинарного анализа на уровне, необходимом для конструктивного применения в прикладных задачах;
Уметь
· применять методы философского междисциплинарного анализа при исследовании широкого класса технических систем;
· получать качественные результаты в обосновании систем с гарантированными свойствами;
· формулировать философские проблемы прикладной области,
· выделять междисциплинарные методологические аспекты прикладной технической задачи;
Владеть
· навыками историко-культурного и философского анализа концептуальных систем в области науки и техники
Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых вносит вклад освоение дисциплины
Универсальные компетенции (УК):
- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач в междисциплинарной области;
- способность осуществлять комплексное исследование на основе целостного системного научного мировоззрения;
- готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
- способность к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартной ситуации и готовность нести ответственность за их последствия.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- владение методологией теоретических исследований в области философии науки и техники;
- способность к разработке новых методов исследования и их применения в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области философии науки и техники
- готовность организовать работу исследовательского коллектива по философским и социогуманитарным проблемам науки и техники;
- способность планировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования;
Содержание разделов дисциплины
Разделы дисциплины и их содержание |
Часть 1. Общие проблемы философии науки |
1. Введение |
1.1.1 Предмет философии науки |
Понятия: наука, научный дискурс, научная рациональность. Задачи философии науки |
1.1.2 Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции |
Проблема начала науки. Пранаука Древнего мира. Протонаука Античности и Средневековья. Преднаука эпохи Возрождения и Нового времени. Представление о развитой науке. Исторические этапы современной науки (классический, неклассический, постнеклассический) |
2. Наука и философия в системе человеческой культуры |
1.2.1 Феномен науки и современная цивилизация |
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Сциентизм и антисциентизм. Мировоззренческие доминанты техногенного общества. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Наука и философия. Наука и псевдонаука. |
1.2.2 Соотношение позитивного научного и философского знания |
Критерии научного познания. Проблема обоснования научного знания. Проблема истины. Проблема метода. Значение картины реальности и мировоззренческих установок в развитии научного знания. Прогностические возможности философии. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. |
1.2.3 Основания науки |
Идеалы и нормы научного исследования, их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Онтологические и гносеологические категории. |
1.2.4 Эволюция науки как познавательной деятельности и социальной системы в истории европейской культуры |
Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Западная и восточная средневековая наука. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. |
3. Концепции и проблемы философии науки |
1.3.1 Позитивистская традиция в философии науки |
Общая характеристика позитивистской традиции в философии науки. Этапы развития позитивизма. Первый позитивизм О,Конта, Г.Спенсера, Дж.С.Милля. Понимание науки и философии в позитивизме. Демаркация позитивной науки и метафизики. Метод позитивизма. Сенсуализм. Задача научной философии. |
1.3.2 Эволюция форм позитивизма |
Эмпириокритицизм и философия «чистого опыта» Маха и Авенариуса (второй позитивизм). Революция в естествознании на рубеже XIX - XX веков. Кризис в физике. Проблема материи и материализма в науке и философии. Проблема обоснования эмпирического и теоретического знания. Релятивизм и агностицизм в науке. |
1.3.3 Доктрины неопозитивизма – верификация, конвеционализм, физикализм |
Проблема оснований логики и математики. Учение о логических (теоретических) конструкциях (конструктах). Научный факт как протокольное высказывание. Принцип верификации. Логический позитивизм. Лингвистический позитивизм. Сведение утверждений науки к атомарным высказываниям. Проблема определения значения терминов. Концепция когерентной истины. Проблема научного реализма и истинности научной теории. Конвенционализм. Язык науки. Принцип физикализма. |
1.3.4 Проблема научной рациональности в постпозитивизме |
Принцип фальсификации и критический рационализм К.Поппера. Методология исследовательских программ И.Лакатоса. Научное сообщество. Концепция исторической динамики науки Т. Куна. «Нормальная наука» и научные революции. Принцип пролиферации и методологический анархизм П.Фейерабенда. Проблема инноваций и преемственности в развитии науки. Тематические структуры (Дж.Холтон), личностное знание (М.Полани), концептуальное мышление эпохи (С.Тулмин). |
1.3.5 Социология науки |
Традиция социологии науки в XIX - I половине XXвв. (К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, К.Манхейм). Социологическая концепция науки Р.Мертона. Структура научных сообществ. Сети коммуникации науки как социальной системы. Когнитивная социология науки. Проблема движущих факторов развития науки. Концепции интернализма и экстернализма. Концепции развития науки: кумулятивизм и антикумулятивизм. |
4. Структура научного знания и динамика его развития |
1.4.1 Основные типы наук и стили научного мышления |
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни организации научного знания, критерии их различения. Формы научного знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного уровня и общности. Типы познавательных процедур. Эмпирические и теоретические методы получения научного знания. Научный факт. Аналитический и системный стиль мышления. Особенности математических, естественных, общественных, технических наук. Проблемно-ориентированные науки. |
1.4.2 Структура эмпирического и теоретического знания |
Структура эмпирическогознания. Эксперименти наблюдение.Случайные и систематические наблюдения.Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Методы построения теории: идеализация, аксиоматизация, экстраполяция, математическое моделирование. Гипотетико-дедуктивная концепция теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Математизация теоретического знания. |
1.4.3 Принципы и нормы развития научного знания |
Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Проблемные ситуации в науке. Проблема и гипотеза как формы развития знания. Процедуры объяснения и обоснования в системе науки. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Практика обоснования проблемы, требования к постановке научной проблемы. Критерии обоснованности гипотез. Практика эмпирического и логического обоснования гипотез. Гипотетико-дедуктивный метод проверки гипотез. Моделирование и мысленный эксперимент. Конструктивное обоснование математической гипотезы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. |
5. Научные традиции и научные революции |
1.5.1 Исторические типы научной рациональности и научные революции. |
Научные революции как перестройка оснований науки. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Глобальные научные революции и типы научной рациональности. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. |
1.5.2 Особенности современного этапа развития науки. |
Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Междисциплинарные установки и познавательные стратегии системного, функционального, информационного, синергетического подходов. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Связь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. |
1.5.3 Перспективы научно-технического прогресса |
Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд). Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры. Экофилософия и социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса |
6. Наука как социальный институт |
1.6.1 Научные сообщества и их исторические типы |
Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). |
1.6.2 Историческое развитие способов трансляции научных знаний |
Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютерное моделирование, виртуальный (вычислительный и компьютерный) эксперимент. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. |
1.6.3 Проблема государственного регулирования науки |
Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. Объективные факторы инновационной экономики и государственной политики управления инновациями: наукоемкие технологии, экспоненциальный рост затрат на научные исследования, многоступенчатый инновационный цикл, пирамида интеллектуального капитала. |
Часть 2. Философские проблемы техники и технических наук |
2.1 Философия техники. Проблема смысла и сущности техники в истории и современности |
Античное понимание техники. Ремесленная техника и развитие науки в Средние века и в эпоху Возрождения. Проблемы науки и техники в трудах ученых и философов Нового времени. Образы техники в истории культуры. Экспериментальное естествознание и инженерная деятельность в культуре XXв. Предмет, основные направления и задачи философии техники. |
2.2 Методология технических наук |
Философия техники и методология технических наук. Естественные и технические науки. Познание и проектирование. Методология технического творчества Особенности неклассических научно-технических дисциплин. Ступени рационального обобщения в технике: частные и общие технологии, технические науки и системотехника. Соотношение теоретического и эмпирического в технических науках. Системные исследования и системное проектирование. Особенности и опасности социотехнического проектирования |
2.3 Философские проблемы техники |
Научный метод в технике. Техника как предмет исследования естествознания. Техника и окружающая среда, техносфера и биосфера. Техника и человек: проблема риска и безопасности современной технологии. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике. Междисциплинарные стратегии (функциональный подход, системный подход, информационная парадигма, синергетическая парадигма) |
2.4 Проблема критериев научно-технического прогресса |
Технический оптимизм и технический пессимизм. Социальная оценка техники как прикладная философия техники. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом. |
2.5 Философские проблемы информатики |
Понятие информации в контексте теории информации, кибернетики, теории систем и синергетики. Информатика в системе современной науки, ее предмет и этапы становления. Социальная информатика — особенности и задачи; проблема личности в информационном обществе. Понятия киберпространства и виртуальной реальности. Моделирование и вычислительный эксперимент как ядро информатики. Концепция информационной безопасности, компьютерная и информационная этика. |
2.6 Философские проблемы компьютеризации. |
Основные концепции и характеристики информационного общества. Распространение информационных и коммуникационных технологий. Понятие и особенности компьютерной революции. Интернет как метафора глобального мозга. Философские проблемы искусственного интеллекта. Методологические установки современных исследований интеллекта (компьютерная метафора, когнитивная парадигма) |
Рекомендуемая литература
1. История и философия науки. Философия науки. В.П.Горюнов, В.А.Гура, А.А.Краузе, В.И.Ксенофонтов, О.Р.Пазухина, О.Д.Шипунова., СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013
2. Горюнов В.П. История и философия науки. Философия техники и технических наук / Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011.
3. Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале XX века. М.: Логос, 2010 – 376с.
4. Шипунова О.Д. История и философия науки. Философские проблемы естествознания/ Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010
5. Краузе А.А., Шипунова О.Д. Парадигмы и проблемы философии науки. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008
Дополнительная литература:
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени и кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006
Современные философские проблемы естествознания, технических и социально - гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. – Гардарики, 2006.
Постнеклассика: философия, наука, культура / Коллективная монография / Отв.ред. Л.П.Киященко, В.С. Степин. М.: Изд.дом «Мiръ», 2009. – 672 с
Философия познания. М.: РОССПЭН, 2011 – 640с.
Эпистемология: перспективы развития / Отв. Ред. В.А.Лекторский. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2012 – 536с.
Основы философии науки. Под ред. В.А. Лебедева. М. 2005
Краузе А.А. История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2007.
Вопросы кандидатского экзамена