Впоследствии Шрила Гурудева не изменял философию – он лишь прояснил ее еще больше
Если мы почитаем беседы последних лет, мы увидим, что Шрила Гурудева не выражал различных точек зрения на гуру-таттву. Он не размывал границ между различными адхикарами. Он все также ясно выражал желательность уттама-адхикари гуру:
«...Он должен приводить кандидатов к уттама-адхикари».
«Лучше вести их к уттама-адхикари» (Утренняя прогулка, Италия, 5 июля, 2010 г.).
Но так как такой тип духовного учителя редок, ради продолжения миссии он снова и снова говорил о необходимости мадхьяма-адхикари дикша-гуру и прояснял их положение. Он не признавал их полностью компетентными гуру, сад-гуру.
Вновь и вновь он подчеркивал потребность в дальнейшем руководстве от более возвышенного шикша-гуру.
На вопрос: «Может ли мадхьяма-адхикари, пришедший с уровня каништха, давать милость?» – он ответил: «Он может давать милость только в соответствии со своими возможностями, не больше. Он может давать хари-катху согласно тому, что знает... Он может давать хари-катху. Таким образом постепенно проявится бхакти... Как это происходит? Мадхьяма ведет своих последователей в верном направлении – к чистому преданному. Так, постепенно благодаря возвышенному общению чистое бхакти проявится в сердцах его последователей» («Прогулки со святым», 2008 г., стр. 49, англ. издание).
«Мадхьяма может дать высочайшую милость, только когда он является уттама-адхикари, играющим роль мадхьяма» («Прогулки со святым», стр. 118, англ. издание).
«Если гуру не знает сварупу своего ученика, он не гуру. Это означает, что он сам еще не утвердился в шуддха-саттве. Как он может помочь своему ученику?» («Прогулки со святым», стр. 144, англ. издание).
«Гуру должен быть способен дать лаулйам. Он обязан быть возвышенным расика-таттва-гья вайшнавом...» («Прогулки со святым», стр. 159, англ. издание).
«Он должен обладать хоть каким-то осознанием Кришны; только тогда он может дать Его из своего сердца другим. Без осознания Кришны его молитвы не будут услышаны Им. Он также не должен быть привязан к мирским желаниям и опьянению. Такая личность достойна быть выбрана гуру. Если вы по незнанию выбрали гуру, который не может помочь вам, не осознавшего себя и все еще не отрекшегося от мирского, оставьте его и примите прибежище у истинного гуру, сад-гуру.
Если ваш гуру вайшнав, но не познал шабда-брахма, если он обладает недостаточным знанием шастр, но искренен тогда, встретив наконец истинного гуру, вы можете спросить позволения у этого искреннего вайшнава: «Я хочу развивать мое бхакти, а потому – общаться с этим чистым преданным». Этот искренний вайшнав, ваш первый гуру, счастливо разрешит Вам. Если он не разрешает вам идти, значит, он не гуру – можете смело отвергнуть его. Например: предположим, вы купили корову для того, чтобы доить ее, но через какое-то время она совсем перестала давать молоко и уже никогда не начнет снова. Если вы все еще хотите молока, вы приобретете другую.
Преданный: Хотя некоторые бхакты в сердце стремятся к чистому гуру, они все равно приходят к неистинному гуру, не осознавая этого. Почему так происходит? Из-за совершения апарадх?
Шрила Гурудева: Такой человек не обладает достаточным сукрити и не хочет бхакти по-настоящему – иначе Кришна не лишил бы его этого. Если Вы искренни и действительно хотите кришна-бхакти, Кришна, разумеется, сделает так, чтобы вы приняли прибежище у истинного гуру» (г.Лас-Вегас, 17 мая, 2009 г.).
На сомнения о способности мадхьяма-адхикари давать инициацию, Шрила Гурудева отвечал: «Мадхьяма-адхикари, даже не обладающие осознанием, могут давать (инициацию). Не страшно... Но я хочу, чтобы они также были достойны» (29.10.2007 г.).
На вопрос «Только уттама-адхикари может дать бхакти-лата-биджу?», он ответил: «Это верно».
«Значит мадхьяма не может дать?»
«Мадхьяма может вдохновить их на это. Если он искренен, он скажет ученику все эти вещи и вдохновит его на то, чтобы идти к кришна-сева-васана» (29.10.2007 г.).
Отвечая на сомнения об их способности давать дивья-гьяну: «Если гуру находится лишь на уровне мадхьяма и его понимание своей собственной сварупы (вечной формы) и сварупы ученика неполно, какое понимание он может дать?» – Гурудев сказал:
«Он может дать что-то, даже несмотря на то, что у него нет такого осознания. Тогда в этой жизни или в следующих ты найдешь совершенного гуру и предавшись ему станешь способен осознать свои отношения с Кришной».
Также он сказал: «Если гуру – мадхьяма-адхикари, а не такого калибра, как Шрила Шукадева Госвами, тогда Кришна удовлетворит желание ученика от лица такого гуру[М2] » (Баджер, 20 июня, 2007 г.)
«Если мы будем искренне следовать повелению, осознание Кришны может прийти» (Говардхан, 29 октября, 2007 г.).
Когда его спросили: «Какой силой обладают дикша-мантры, полученные от того, кто еще не достиг уровня бхавы?» – он ответил: «Если он достиг ручи, если у него есть ручи к Святому Имени, то это уже будет задача Кришны устроить все так, чтобы ученик получил то, что должен. Он организует все так, чтобы тот пришел к маха-бхагавате» (Утренняя прогулка, Говардхан, октябрь, 2008 г.).
Вопрос: «Ниже какого уровня Вы бы не порекомендовали рисковать и брать учеников?» - он сказал:
Ответ: «Это не написано нигде в писаниях, но я думаю, что инициировать должен по меньшей мере мадхьяма-мадхьяма».
Вопрос: «Обладают ли дикша-мантры силой давать дивья-гьяну?»
Ответ: «Это не так могущественно, как если бы Нарада дал…»
Вопрос: «Если человек дает дикшу, еще не достигнув уровня мадхьяма-мадхьяма, каковы будут последствия для него?»
Ответ: «Желание мана (почитания) и суммана (уважения, стремления к престижу) будет расти. Такой некомпетентный человек будет думать: «Я единственный гуру», – а потом падет».
Вопрос: «Если некомпетентный гуру дает дикшу – каким будет результат?»
Ответ: «Нет! Он должен быть компетентен!»
Вопрос: «Что насчет ученика мадхьяма-мадхьяма?»
Ответ: «Хорошее предназначение (гати); поэтому тут нет вреда. Кришна сделает для него все необходимое».
Вопрос: «Мантра предназначена для того, чтобы человек достиг цели бхавы и, в конце концов, премы. Если эту мантру дает каништха-адхикари, будет ли какой-нибудь результат?»
Ответ: «Каништха-адхикари не должен так поступать. Ему следует привести ученика к посвящению у возвышенного вайшнава».
Вопрос: «То есть если каништха-адхикари дает мантру, никакого результата не будет?»
Ответ: «Результат будет пустой... Каништха-адхикари не должен давать дикшу. Он должен привести кандидатов к уттама-адхикари... Лучше привести их к уттама-адхикари» (Утренняя прогулка, Италия, 5 июля, 2010 г.).
Какие качества?
Последние пару лет Шрила Гурудева утверждал, что, по его мнению, все его санньяси в общем и некоторые в частности достойны принимать учеников. Отвечая на сомнения санньяси, он говорил, что их компетентность заключается в том, что он их очень много обучал гуру-таттве, а потому верит, что даже если они будут принимать учеников, не будучи вполне достойны, они отправят их получать шикшу у более возвышенного вайшнава, когда тот проявится.
Неправда, что он поменял философию и вдруг сказал что все очень достойные мадхьяма-адхикари только потому, что как санньяси выполняют работу мадхьяма. Санньяси ИСККОН тоже делают подобную работу, но он никогда не признавал их мадхьяма по этой причине.
Он никогда не говорил, что все его санньяси - это мадхьяма-адхикари, совершенно достойные стать дикша-гуру, т.к. среди его санньяси также есть каништха-адхикари и мадхьяма начального уровня.
Данное допущение основано на его вере в то, что даже его недостаточно компетентные санньяси передадут своих последователей более компетентным садху для дикши или шикши.
Желание Шрилы Гурудева, чтобы все его санньяси инициировали вне зависимости от своего уровня – это миф.
Один из доводов в пользу данного утверждения – то, что он сказал на даршане 29 октября 2007 года: «Делать должны те, кто достоин». Гурудев отметил, что необходимая для этого квалификация – санньяса. Однако сразу же он добавил тогда: «Но я хочу, чтобы они были достойны».
Также во время даршана для санньяси на Говардхане в 2008 году: «Почти все достойны…Те, кто достойны…Вы не достойны[М3] ... Другие, мадхьяма-адхикари, могут давать».
Когда один из санньяси спросил его: «Если кто-то еще не освобожден, но дает посвящения – каковы будут последствия для него?» - Гурудев ответил: «Он должен быть мадхьяма (ништха-ручи, ручи). Такой преданный всегда воспевает и проповедует».
«А если он не мадхьяма, но дает посвящения – каковы будут последствия для него?»
Шрила Гурудева ответил: «Тогда он не должен этого делать! Он падет, как П.П.».
Еще один довод, что Шрила Гурудева на последней утренней прогулке в Италии сказал «все»... «Они все могут давать». Но мы видели, что он всегда настаивал на гуру высокого уровня мадхьяма, а днем раньше он уточнил: «По крайней мере мадхьяма-мадхьяма».
Одно из объяснений, почему Шрила Гурудева сказал «все» и «Они все могут давать» – это потому что некоторые преданные постоянно подкидывали ему идею, что если мы задаем так много вопросов по гуру-таттве, это указывает на то, что мы стремимся стать гуру. Это можно увидеть на последней утренней прогулке в Италии. И именно после такого замечания Гурудев произнес: «Они все могут давать».
Преданный: «Они призывают (имея в виду «Они стремятся начать инициировать»)».
Преданный сказал мне: «Ты поднимаешь вопрос. Это означает, что у тебя должно быть какое-то желание», – на что я ответил: «Я просто проясняю вопрос. У меня нет желания так поступать. Но очень важно ясно понимать эту тему».
Преданный спросил Шрилу Гурудева: «Мы чувствуем, что Шрила Прабхупада был первой волной бхакти в нашей жизни, а Вы приходите как вторая волна. Будут ли еще волны в будущем?»
«Да, так много волн. Никто не сможет сосчитать их» («Прогулки со святым», стр. 159, англ. издание).
Это означает, что проявятся очень достойные, компетентные садху. Нужно ли пренебрегать таким ободряющим утверждением? Должны ли новые люди торопиться получить инициацию, не развивая в себе понимания гуру-таттвы, не соблюдая период взаимного наблюдения между гуру и учеником?
Шрила Гурудева всегда старался убедить нас в том, что, во-первых, необходимо принимать своим гуру уттама-адхикари, во-вторых, возвышенное общение необходимо, а в-третьих, нужно учить этому новых людей, наряду с обучением науке гуру-таттвы.
Не следует ли нам в таком случае молиться, плакать и искать такого общения, особенно тем, кто принял на себя роль дикша-гуру?