Философия Древнего Востока
I. Назовите периоды, выделяемые в истории индийской философии?
1. зарождение, классический, эллинистический;
2. ведический, классический, индуистский;
3. апологетика, патристика, схоластика;
4. зарождение, классический, современный.
II. Какая часть Вед является собственно «философской частью Вед»?
1. Самхиты;
2. Упанишады;
3. Брахманы;
4. Араньяки.
III. Абсолютная первооснова, первопричина всего сущего в индийской философии называется……………….?
1. Брахман;
2. Атман;
3. Благо;
4. Ботхисаттва.
IV. Закон всеобщего воздаяния в индийской философии получил наименование закона…………………..?
1. категорического императива;
2. кармы;
3. мокшы;
4. манаса.
V. Перечислите основные философские школы индийской философии?
1. элейская, милетская, пифагорейская, неоплатоническая;
2. буддизм; локаята, нъяя, вайшешика, миманса, йога, санкхъя;
3. неопротестантизм, феноменология, тейярдизм; неопозитивизм;
4. легизм, конфуцианство, даосизм.
VI. Основные положения буддизма нашли свое отражение в философском сочинении…………………..?
1. «Даодэдзин»;
2. «Три корзины;
3. «Государство»;
4. «Книга перемен».
VII. Жизнь является страданием учат последователи……………..?
1. даосизма;
2. буддизма;
3. конфуцианства;
4. санкхъи.
VIII. Буддизм считает, что все в окружающем мире подвержено…………..?
1. статике;
2. изменению;
3. блаженству;
4. покою.
IX. Согласно буддийской философии мир состоит их……………?
1. элементарных частиц;
2. дхарм-частиц;
3. атомов;
4. первоначал.
X. Бытие индивида согласно буддизму – это………………….., соответствующий воспринимаемому объекту.
1. момент сознания;
2. момент просветления;
3. момент воскрешения;
4. момент блаженства.
XI. Холизм означает, что мир и человек рассматриваются как…………?
1. единое целое;
2. творение Бог.
XII. В основе мироздания согласно китайской философии находятся следующие пять первостихий?
1. огонь, вода, земля, воздух, эфир;
2. огонь, вода, дерево, металл, земля.
XIII. Что значит «следовать «у-вэй» в китайской философии?
1. следовать самопроизвольному движению;
2. смириться с Судьбой;
3. преклониться перед мудростью старших.
XIV. Основателем конфуцианства в китайской философии является………?
1. Лао-цзы;
2. Кун фу-цзы;
3. Фан-цзы.
XV. Основателем даосизма в китайской философии является………….?
1. Конфуций;
2. Лао-цзы;
3. Кант;
4. Гуссерль.
XVI. Благородный муж с точки зрения Конфуция является……………….?
1. идеализированным обликом правителя;
2. подобием Бога;
3. вымыслом.
XVII. Какое обязательное качество должен воспитать в себе «благородный муж» в философии Конфуция?
1. трусость;
2. гуманность;
3. мужество;
4. доброту.
XVIII. Что является основой «гуманности» в философии Конфуция?
1. сыновняя почтительность;
2. беспристрастие;
3. доброта;
4. чувство справедливости.
XIX. Конфуций считает, что «долг» - это………………?
1. физическое обязательство;
2. моральное обязательство;
3. отношение между людьми.
XX. Дао в философии «даосизма» представляется в образе……………?
1. дороги;
2. пути без конца;
3. пути человека;
4. пути животного.
XXI. Назовите философское сочинение, автором которого является Лао-цзы?
1. «Лунь-Юй»;
2. «Дао-дэ-цзин»;
3. «И Цзин»;
4. «Шу Цзин».
XXII. Весь мир согласно философии даосов состоит из материальной субстанции называемой……………………?
1. ци;
2. мокша;
3. шэнь;
4. сансара.
XXIII. Две космогонические силы в философии даосизма получают название…………………………………………….?
1. субъективное и объективное;
2. инь и ян;
3. небо и земля;
4. запад и восток.
XXIV. Индивидуальная благодать с точки зрения даосов выражалась следующим словом…………………?
1. атман;
2. манас;
3. дэ;
4. ли.
XXV. В своих представлениях даосская философия исходила из идеи ……………………………………….?
1. природного равенства всех людей;
2. морального совершенства каждого человека;
3. подчинения человека императору.
XXVI. Мудрец в философии даосов представляется в образе…………….?
1. старика;
2. пожилого человека;
3. младенца;
4. совершенномудрого человека.
XXVII. В чем состоит главная задача человека с точки зрении даосов?
1. позволить событиям развиваться своим «естественным» путем;
2. вмешиваться в ход развития мира и природы;
3. согласовываться с божественным началом.
XXVIII. Каким образом должен вести себя мудрый правитель?
1. вмешиваться в жизнь людей;
2. не вмешиваться в жизнь людей;
3. страдать за все человечество.
Античная философия
I. Дайте определение «бытия» согласно древнегреческому философу Аристотелю?
1.живая субстанция;
2. неживая субстанция;
3. мертвая субстанция.
II. Назовите родоначальника милетской школы древнегреческой философии?
1. Анаксимандр;
2. Фалес;
3. Анаксимен;
4. Гераклит.
III. Первоначало, согласно милетской школе древнегреческой философии является ……………………………………………………….?
1. природной стихией;
2. эманацией Бога;
3. субстанцией;
4. субстратом.
IV. Назовите основателя диалектики в античной философии?
1. Аристотеля;
2. Гераклита;
3. Сократа;
4. Парменида.
V. Какое известное выражение принадлежит Гераклиту Эфесскому?
1. «Я мыслю, следовательно, существую»;
2. «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется»;
3. «Все действительно – разумно, разумное – действительно»;
VI. Перечислите основных представителей элейской школы древнегреческой философии?
1. Сократ, Аристотель Стагирит;
2. Пифагор;
3. Ксенофан, Парменид, Зенон;
4. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.
VII. Назовите известное высказывание Парменида ?
1. «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто»;
2. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»;
3. «Поступай так, чтобы максима твоей воли соответствовала принципам всеобщего законодательства»
VIII. Центральная идея Парменида заключается в……………………..?
1. выявлении сути мироздания;
2. поиски Божества;
3. соотношения бытия и мышления;
IX. Главная цель философии согласно Сократу?
1. восстановить авторитет знания, поколебленный софистами;
2. пренебрежение к истине;
3. восхваление правителей.
X. Основным методом нахождения истины согласно Сократу является……?
1. наблюдение;
2. диалог;
3. феноменологическая редукция;
4. дедукция.
XI. Майевтика – это искусство определять……………..при посредстве наведения.
1. модусы;
2. акциденции;
3. Божество;
4. понятия.
XII. В вопросах этики Сократ развивал принципы………………?
1. идеализма;
2. материализма;
3. рационализма;
4. сенсуализма.
XIII. Назовите центральную категорию в философии Платона?
1. идея;
2. Бог;
3. Космос.
XIV. Платон является основателем объективного………..?
1. материализма;
2. идеализма;
3. рационализма;
4. агностицизма.
XV. Назовите три части души согласно философии Платона?
1. разумная, чувственная, пылкая;
2. трансцендентная, имманентная, перманентная;
3. разумная, растительная, животная.
XVI. Перечислите основные категории, введенные Платоном?
1. земля, вода, огонь, воздух, эфир;
2. земля, огонь, дерево, металл, вода;
3. сущее, движение, покой, тождество, различие.
XVII. В этических взглядах Платон придерживался идей……………..?
1. эвдемонизма;
2. гедонизма;
3. неорационализма;
4. гностицизма.
XVIII. В философии Аристотеля «материя» и «форма» соотносятся как …………………………………………..?
1. потенция и акт;
2. субстанция и акциденция;
3. Божество и эманация.
XIX. Назовите основные категории Аристотеля?
1. сущее, возможность, действительность;
2. земля, вода, воздух, огонь, эфир;
3. сущность, состояние, отношение.
XX. Согласно философской системе Аристотеля «Бог» является………?
1. перводвигателем;
2. «личным» Богом;
3. антропоморфным существом.
XXI. В философии Аристотеля «душа» является………………..?
1. энтелехией тела;
2. эманацией Бога;
3. акциденцией сущности;
XXII. Сущность «добродетели» в философии Аристотеля определяется как…………………………………………….?
1. сочетание щедрости и умеренности;
2. сочетание мужества и трусости;
3. сочетание благородства и низости.
XXIII. Перечислите основных представителей философской школы «киников» в древнегреческой философии?
1. Сократ, Аристотель;
2. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр;
3. Антисфен, Диоген Синопский;
4. Эпикур, Лукреций Кар.
XXIV. Основателем философского течения «скептицизм» является……?
1. Фалес;
2. Парменид;
3. Пиррон;
4. Пифагор.
XXV. Истинное счастье согласно философии Пиррона состоит в………?
1. невозмутимости и безмятежности;
2. единении с Богом;
3. нахождении истины.
XXVI. Эпикур развивает идеи…………………..?
1. гностицизма;
2. синергетики;
3. атомизма;
4. неопротестантизма.
XXVII. Какую идею обосновал в следующих словах философа Эпикура: «В необходимости нет никакой необходимости»?
1. идею об объективности случайности;
2. идею вечного блаженства;
3. идею вечности души.
XXVIII. Основным принципом этики Эпикура является принцип……….?
1. этического рационализма;
2. гедонизма;
3. эвдемонизма.
XXIX. Какое название в истории философии получила философская школа, основанная Эпикуром?
1. Ликей;
2. Сад;
3. Академия.
XXX. Мудрый человек, с точки зрения философии «стоицизма» должен …………………………………………?
1. мужественно выносить все невзгоды жизни;
2. достигнуть блаженства;
XXXI. Характеризуя различные свойства души, стоики особое внимание уделяли ………………………………………..?
1. феномену веры;
2. феномену воли;
3. феномену сознания.
XXXII. Стоики исходили из принципа …………………..?
1. всеобщей целесообразности;
2. этического рационализма;
3. ……………………………
XXXIII. Логос мира у «стоиков» отождествлялся с ……………….?
1. Богом;
2. Судьбой;
3. Разумом.
XXXIV. Основателем философской школы «неоплатонизма» в истории философии является……………………………?
1. Парменид;
2. Антисфен;
3. Пифагор;
4. Плотин.
XXXV. Наиболее оригинальной частью философской системы воззрений Плотина является……………….?
1. учение о двух мирах;
2. учение об Едином;
3. учение о первоначалах.
XXXVI. Перечислите основных представителей «неоплатонизма»?
1. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр;
2. Плотин, Прокл, Ямвлих, Порфирий;
3. Эпикур, Лукреций Кар;
4. Хрисипп, Зенон Китионский, Клеанф, Цицерон, Марк Аврелий.
Философия Средних веков
I. Назовите основные этапы развития средневековой философии?
1. зарождение, классический, эллинистический;
2. апологетика, патристика, схоластика;
3. ведический, классический, индуистский.
II. Перечислите основных философов средневековой философии?
1. Кант И., Гегель Г., Фихте И., Шеллинг Ф., Фейербах Ф.;
2. Бодрийяр Ж., Батай Ж., Деррида Ж., Бланшо М., Конт О.;
3. Августин А., Аквинский Ф., Гроссетест Р., Абеляр П., Бэкон Р., Скот Д.;
4. Рамакришна Г. Ч., Бхактиведанта С. П., Тагор Р., Будда.
III. Теизм – это вера в……………………….?
1. одного Бога;
2. двух Богов;
3. множество Богов.
IV. Оправдание любого божественного творения получило в истории средневековой философии понятие………………………?
1. телеологизм;
2. теодицея;
3. теизм;
4. теоцентризм.
V. Образ справедливого Бога в философии Средних веков воплотился в идее………………………………………………….?
1. холизма;
2. теодицеи;
3. провиденциализма;
4. мессианства.
VI. Объясните, почему христиане утверждают, что «ни один волос не упадет с головы человека, если этого не пожелает сам Бог»?
1. человеком и миром управляет Божественное Провидение;
VII. Душа согласно философии Августина Аврелия представляет из себя …………………………………, отличную от тела, а не простое свойство тела.
1. материальную субстанцию;
2. нематериальную субстанцию;
3. субстрат бытия;
4. идею блага.
VIII. Учение Августина о бытии близко к философскому течению……….?
1. неоплатонизма;
2. протестантизма;
3. позитивизма;
4. бихевиоризма.
IX. Бог представлен в философии Августина Блаженного………………?
1. природным существом;
2. Единым;
3. сверхприродным существом;
4. подчиненным Судьбе.
X. Августин Аврелий представляет «время» как………………..?
1. меру движения и изменения;
2. статическое образование;
3. становление бытия;
4. пробуждение сознания.
XI. Августин считал, что характерной чертой настоящего является…………?
1. стремительного его течения;
2. необратимость;
3. статичность;
4. дуальность.
XII. В философии Августина «вечность» связывается с…………..?
1. бытием;
2. Богом;
3. природой.
XIII. Объясните, обладает ли человек «свободой воли» с точки зрения Августина?
1. да;
2. нет.
XIV. Наиболее достоверное знание в философии Августина – это знание……?
1. человека о собственном бытии и сознании;
2. человека о чужом бытии и сознании;
3. Бога о самом себе.
XV. Познание, по Августину Блаженному, основано на……………?
1. эмпирических ощущениях;
2. внутреннем чувстве, ощущении и разуме;
3. Божественном откровении.
XVI. Какое из высказываний является афоризмом Августина?
1. «Все есть вода»;
2. «Человек испытывает страдания ровно настолько, насколько поддается им»;
3. «Весь мир театр»;
4. «Бог умер».
XVII. В философии Августина «разум» является……………..?
1. взором души;
2. оком Господа;
3. пробуждение сознания.
XVIII. Высшее назначение человека согласно философии Августина заключается в ……………………………..?
1. познании законов природы;
2. спасении души;
3. познании Бога.
XIX. Августин утверждал, что имущественное неравенство людей является….?
1. социальным злом;
2. неизбежным явлением социальной жизни;
3. противоречием социально жизни;
4. трудностью социальной жизни.
XX. Человечество, с точки зрения Августина, образует в историческом процессе два града…………………………………………..?
1. земной и божественный;
2. трансцендентный и имманентный;
3. субъективный и объективный;
4. материальный и идеальный.
XXI. Какие произведения принадлежат Августину Блаженному?
1. Критика чистого разума, Критика практического разума, Критика способности суждения;
2. Письмо и различие, Письмо о граммотологии, Миф о Сизифе или эссе об абсурде;
3. «О граде Божьем», «Исповедь», «О свободе воли», «Об истинной религии».
XXII. Перечислите наиболее известных арабских философов Средних веков?
1. Абеляр П., Ансельм Кентерберийский, Гроссетест Р.;
2. Авиценна, Аверроэс;
3. Маймонид;
4. Бердяев Н. А., Розанов В. В., Лосский Н. О., Лосев А. Ф.
XXIII. Особенно ценны……………………………Авиценны.
1. физиологические идеи;
2. психологические идеи;
3. философские идеи;
4. медицинские идеи.
XXIV. Аверроэс является представителем ……………………..?
1. номинализма;
2. восточного аристотелизма;
3. реализма;
4. безрелигиозного христианства.
XXV. Согласно Маймониду философия ведет к …………………….?
1. интеллектуальному, нравственному и телесному совершенству;
2. благости жизни;
3. умеренности в еде;
4. доброте души.
XXVI. Абеляр сформулировал следующий принцип:……………..?
1. «Я мыслю, следовательно, существую»;
2. «Понимаю, чтобы верить»;
3. «Верую, чтобы понять».
XXVII. Абеляр Пьер считается сторонником……………..в споре об универсалиях?
1. концептуализма;
2. номинализма;
3. реализма.
XXVIII. Абеляр призывал к участию……………….в восприятии религии.
1. провидения;
2. разума;
3. рассудка;
4. веры.
XXIX. Фома Аквинский в истории средневековой философии является основателем философского направления – ………………..?
1. номинализм;
2. томизм;
3. неотомизм;
4. персонализм.
XXX. Назовите основные работы Фомы Аквинского?
1. «Так говорил Заратустра», «К генеалогии морали»;
2. «Сумма теологии», «Сумма против язычников»;
3. «Да и Нет», «Этика или познай самого себя»;
4. «Почему Бог вочеловечился?»
XXXI. Сущее Аквинский делил на………………….?
1. субстанции и акциденции;
2. качество и количество;
3. имманентное и трансцендентное.
XXXII. Свойствами субстанции согласно философии Аквинского являются……………………………………………?
1. случайность и необходимость;
2. качество, количество, отношение, место, время;
3. противоречивость и дуальность.
XXXIII. Индивидуальность человека понимается Аквинским как……………………………………………….?
1. личностное единство души и тела;
2. подобие человека и Бога;
XXXIV. Основополагающий принцип познания по Аквинскому………….?
1. трансцендентное существование вещи;
2. реальное существование всеобщего;
3. перманентное бытие сущего.
XXXV. Аквинат утверждал, что конечная цель всех человеческих устремлений………………………………………..?
1. покой;
2. построение идеального общества;
3. блаженство;
4. добро.
XXXVI. Фома Аквинский отдавал предпочтение……………….форме правления.
1. монархической;
2. демократической.