I ui uaiinitnnt; ^-•^/^^луапял ^araulU чиплтл UfltL/u^l\-c'rtU»n.
Здно из значений этого понятия — отражение как всеоб-цее свойство материи, о чем писал В.И.Ленин: «...Логич-ю предположить, что вся материя обладает свойством, по уществу родственным с ощущением, свойством отраже-1ия...»1. В познании представлены фундаментальный 1ринцип отражения и отражение как одна из базовых шераций познавательной деятельности. Однако принцип сражения не может быть абсолютизирован как исчерпы->ающий для объяснения природы познания, а операция сражения лишь одна из базовых операций наряду, в част-юсти, с такими, как репрезентация, интерпретация и кон->енция, связанными с коммуникативной природой позна->ательной деятельности.
Современное понимание отражения в отечественной фи-юсофской мысли как базовой операции познания предпо-1агает процедуры, обеспечивающие получение образа, наводящегося в отношении сходства, подобия с объектом. Соответственно важны характеристики, определяющие это юдобие, его типы и степени, а также адекватность образа->нания и оригинала. Типы подобия раскрываются исследо-штелями в терминах изоморфизма и гомоморфизма. Под 13оморфизмом понимают отношение тождества структур, 1заимооднозначное отношение между системами объектов;
•омоморфизм предполагает установление лишь однознач-юго отношения между системами объектов, как упрощения «модель» действительности, воспроизводящая ее лишь ) главном и существенном. Формированию таких изо-юрфных отображений в естествознании, например, спо-
•обствуют процессы конструктивизации, абстракции и вдеализации. Процесс конструктивизации, в частности, по-(воляет выделить единичные предметы в некотором «жест-сом» смысле, описать их свойства вне движения, измене-гая, что позволяет отвлечься от исторического времени,
1 Ленин В.И. ПСС. Т. 18. С. 91.
выделит ч i^^w--— -----------
антное!.
Очевидно, что операция отражения сопровождается
многими другими приемами, существенно дополняющими его или самостоятельно выполняющими познавательные функции, но не являющимися отражательными по своей природе. Отражение во многих случаях носит опосредованный характер и с необходимостью предполагает операцию репрезентации как представления сущности познаваемого явления с помощью посредников — моделей, символов, а также знаковых, логических и математических систем. В отечественной теории познания, как правило, репрезентации не придавалось универсального значения и рассматривались лишь конкретные формы и приемы «посредничества», такие как моделирование или функция знаков и знаковых систем. Фундаментальный характер репрезентации как использования в познавательной деятельности посредников, «когнитивных артефактов» обусловлен тем, что она входит во все сферы познания через символические системы в языке, науке и искусстве, через понимание таких средств и перевод во внутреннюю духовную жизнь способов когнитивной практики.
Указав на это, американский философ М.Вартофский, один из немногих, кто обстоятельно разрабатывает данную проблему, подчеркивает, что если репрезентация «будет основываться на практической деятельности по производству вещей, социального взаимодействия и коммуникации, то в ней появиться надежда на подлинно историческое, нередукционистское описание роста знаний и эволюции когнитивных средств этого роста» 2. Иными словами, Вар-тофский видит в репрезентации эффективный и коррект-
1 Горский Д.П. Понятия изоморфного отображения и соотношение истины абсолютной и относительной // Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. София, 1981, T.I. С. 266—270.
2 Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988. С. 5, 20.
ныи cuucuu описания кулыурни-и^шричс^влли слияния па содержание познания и способы его представления. Наше перцептивное и когнитивное понимание мира в значительной степени формируется и изменяется под воздействием создаваемых нами самими репрезентаций. В этом смысле мы являемся продуктами нашей собственной деятельности:
посредством творимых нами репрезентаций мы трансформируем наши собственные формы восприятия и познания, способы видения и понимания.
В качестве репрезентантов могут рассматриваться любые модели-аналоги, математические модели, модели как вычислительные устройства или механизмы для вывода и др. Модель репрезентирует не только «внешний мир», но и самого познающего субъекта. Это происходит потому, что «модель фиксирует определенное отношение к миру или к моделируемому ею объекту и вовлекает в это отношение своего творца или пользователя. С этой точки зрения, субъект моделирования — это такой индивид, который находится с миром или другими людьми в том отношении, которое выражено в данной модели»!.
Эти интересные и принципиальные для современной теории познания положения Вартофский существенно дополняет понятием «визуальное понимание», основанном на «общепризнанном каноне репрезентации» и- «принципе постоянства формы». Так, наклонный круг репрезентируется при рисовании эллипсом, что соответствует канонам, выведенным из геометрической оптики. Но вызывает удивление то, что мы воспринимаем (точнее, понимаем вопреки очевидности!) эллипс как наклонный круг. Вартофский справедливо видит в этом «культурный факт», подчеркивая не только перцептивную, но и коммуникативную природу подобного феномена. Достаточно поздно сформировавшиеся представления геометрической оптики вошли в европейскую культуру и стали неотъемлемой частью нашего визу-
1 Там же. С. 21, 23.
ального понимания и оказывают определяющее влияние па наше зрительное восприятие!.
«Общепринятость» канонов репрезентации в данной культуре, их конвенциональный характер говорят о том, что конвенция как важнейший момент репрезентации вводится в основания познавательной деятельности и тем самым коммуникативность признается как базисное условие познания в целом. В традиционной теории познания как отражения конвенциям отводилась незначительная и часто отрицательная роль как неотражательной, субъективистской процедуре, что не соответствует их действительному значению в познавательной деятельности. Конвенция — это универсальная процедура познания, предполагающая введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе соглашения, договоренности субъектов познания. В научном познании конвенции должны быть рассмотрены как познавательный прием, основанный на объективных предпосылках и порожденный коммуникативной природой науки, социально-историческим характером познавательной деятельности. Возможность вводить конвенции и эффективно использовать их реализуется благодаря тому факту, что процесс познания осуществляется в межсубъектном общении. В свою очередь, конвенции выступают одним из условий осуществления научных коммуникаций и процедуры понимания.
Важнейшими и очевидными конвенциями в научно-познавательной деятельности являются языки (естественные и искусственные), другие знаковые системы, логические правила, единицы и приемы измерения, когнитивные стандарты в целом. Во всех этих случаях социально-коммуникативная природа и объективная обоснованность конвенциональных моментов не вызывает сомнений. Знаковые системы, логические правила, единицы измерения и т. п. не рассматриваются при этом как некие самостоятельные
1 Там же. С. 174-181.
сущности, произвольно членящие мир и навязывающие человеку представления о нем, но понимаются как исторически сложившиеся и закрепленные соглашением конструкты, репрезентирующие социальный опыт человека, служащие целям познания, коммуникации, деятельности вообще.
Устаревшие позиции наивного реализма и «отражательной» концепции познания часто не позволяют корректно оценить высказывания ученых о роли конвенций в познании. Это проявилось, в частности, в оценке взглядов известного ученого А.Пуанкаре В.И.Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» и догматическом следовании этим оценкам в статьях и монографиях советских авторов. Размышления Пуанкаре о научном познании, природе гипотез, законов, принципов близки современному пониманию конвенций и должны получить более конструктивную оценку. Так, высказанные в «Науке и гипотезе» идеи о «свободном соглашении» или о «замаскированном соглашении», лежащем в основе науки, безусловно, отражают искренний и внимательный взгляд естествоиспытателя на познавательную деятельность и природу знания.
Он говорит о том, что «замаскированные соглашения» или условные (гипотетические) положения представляют собой продукт свободной деятельности нашего ума. Они налагаются на науку (не на природу!), которая без них была бы невозможна. Однако они не произвольны, опыт не просто предоставляет нам выбор, но руководит нами, помогая выбрать путь, наиболее «удобный». Исследуя, по существу, гносеологическую природу научных законов и основанных на них принципов, Пуанкаре высказывает тонкое соображение о том, что закон может либо подвергаться постоянным проверкам и уточнениям либо можно «возвысить его в ранг принципов, принимая при .этом такие соглашения, чтобы предложение было несомненно истинным. ...Принцип, который с этих пор как бы кристаллизовался, уже не подчинен опытной проверке. Он ни верен,
U I^Ul ЛОАШ/ППЛ fl
ни неверен; он удооен»'. «ирипцшим -
скрытые определения. Тем не менее они извлечены из
экспериментальных законов; эти последние были, так сказать, возведены в ранг принципов, которым наш ум приписывает абсолютное значение» 2.
Таким образом, как это можно понять из рассуждений Пуанкаре, происходит определенное обобщение, «сложное отношение заменено простым», вместо предметного, дескриптивного знания получен методологически (ив этом смысле «удобный») регулятив, однако понимание его природы и функции обусловлено определенными конвенциями, известными ученым. «В таком образе действий часто находят большую выгоду; но ясно, что если бы все законы были преобразованы в принципы, то от науки не осталось бы ничего. Каждый закон может быть разложен на принцип и закон; но ...законы продолжают существовать всегда, как бы далеко не проводить это разложение»3.
Конвенции в познавательной деятельности, отражая ее коммуникативный характер, могут получить статус научных понятий, гипотез, принципов только при коллективном их принятии, т.е. требуется как бы социальная санкция для того, чтобы конвенции смогли выполнять познавательную функцию. Американский философ Ст.Тулмин подчеркивает, что индивидуальная инициатива может привести к открытию новых истин, но развитие новых понятий — это дело коллективное. Прежде чем новое предложение станет реальной «возможностью», оно должно быть коллективно воспринято как заслуживающее внимания, т.е. достойное экспериментирования и разработки^.
Среди универсальных операций одно из главных мест занимает интерпретация, пронизывающая всю духовную деятельность и особенно познание, в целом обеспечиваю-
1 Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 264.
2 Там же. С. 90.
3 Там же. С. 265.
4 Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984. С. 53—56.
2 — 2327
щая бытие субъекта в культуре и коммуникациях. Ее необходимость и всеобщность обусловлены прежде всего универсальной языковой деятельностью человека, в которой он имеет дело с различными текстами. В этом случае интерпретация предстает как процедура выявления смыслов и значений, содержащихся в текстах. Особенность текста как единицы знания состоит в том, что в нем синтезируются лингвистический, семиотический, семантический и когнитивно-логический подходы к знанию, представленному в вербальной форме. По М.М.Бахтину, текст — это «первичная данность... всего гуманитарно-философского мышления (в том числе даже богословского и философского мышления в его истоках)»!.
Как структурная единица знания, используемая при методологическом анализе познания, текст позволяет корректно зафиксировать присутствие субъекта во всем многообразии его связей, ценностной нагруженности и мировоззренческой позиции. Этот эффект достигается при переходе от традиционного логико-гносеологического анализа отдельных предложений к интерпретации целостного текста в связи с контекстом, подтекстом, в единстве явных (вербализованных или представленных в иных знаковых формах) и неявных, подразумеваемых смыслов и значений. Текст существует на стыке «двух сознаний» (М.М.Бахтин), в диалоге «Я» и «Другой» в истории и культуре, поэтому обращение в теории познания к тексту позволяет не только включить в ее понятийный аппарат категории языка и речевой деятельности, но и преодолеть традиционную «гносеологическую робинзонаду» субъекта познания.
В этом случае теория познания тесно смыкается с философской герменевтикой, в которой интерпретации придаются культурно-исторический и онтологический смыслы, связанные с бытием субъекта. Так, известный французский философ П.Рикер полагает задачей философии как
1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 281.