Философия эпохи Возрождения. Мировоззрение и философия
Билет№1
Мировоззрение и философия.
1. Мировоззрение и философия. Исторические истины мировоззрения.
Мировоззрение — это система общих взглядов на мир человека, своё место в мире, ставшее основой убеждений и действий человека.
Хар-ки мировоззрения:
1.предполагает по своей структуре 2 бинар: объект и субъект
2.обобщённая система взглядов на мир
3.имеет сложную структуру: амиропониманиесист взглядов о мире бмироощущение в мироотношение г имеет практич значение
Миф — историч тип миропонимания, основывается на объяснении мира с помощью воображения; форма общего сознания, мировоззрение др общества.
Религия — сист верований, чувств и действий, направленных на связь со сверхъестественным.
Виды:
- христианство
- ислам
- буддизм
Хар-ки
1. двуальность мира
2. вера
3. сист культово-обрядовых действий для связи со сверхъестественным
4. адрес религии — совесть
Функции:
1. обеспечение нрав комфортности общества
2. формирование ценностей шкалы современного общества
Философия — высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теорет оформленностью.
Фил мировоззрение отличается от религии и мифологии:
- основано на знании
- рефлексивно
-логично
-опирается на четкие понятия.
Фил и наука отображают мир в пониманиях и категориях.
Сближает науку с философией, то что фил и наука стремится логически обосновать свои положения, деятельность их выразить в теоретич форме.
Но научное знание объективно, нейтрально по отношению к человеч целям и ценностям.
Философский взгляд всегда субъективен. Фил мышление связано с формированием ценностей,
а научное мышление реализует уже поставленные задачи. Наука отвечает на вопрос почему,
а философия — с какой целью.
Философия и мировоззрение: объединяет их общая направленность — дать картину мира,
включая человека с его отношением к окружающей реальности. И выяснить смысл человеческого бытия.
а фил мировоззрению присуща не чувственно образная форма постижения деятельности, а абстрактно — понятийная.
б фил миропонимание — это теорет форма мировоззрения, первая форма систем теорет мышления вообще.
в философия — ядро научного миромировосприятия
г опирается на научные знания
д старается решать предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия.
2. Предмет философии. Многообразие подходов его определения. Версии генезиса философии.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия.
Общую структуру предмета философии составляет 4 раздела:
1 онтология наука о бытие 2 гносеология о познании 3 человек 4 общество
Философия — это своеобразная форма человеческого миропонимания, форма,
которая не дублирует другие направления и формы интеллектуальной деятельности.
Её предметом явл мир в целом в своих наиболее общих.
Философия эпохи Возрождения.
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.
Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы.
Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью.
Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.
Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.
В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в..
Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.
Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. \ Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени.
Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние на все общественное сознание Европы.
3)) Общество и личность
Общество – целостная система жизнедеятельности людей, которая исторически возникла и непрерывно развивается, проходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют характер любого элемента, входящего в систему, направляют его развитие. Общество есть такое целое, в котором отдельные лица участвуют, в состав которого они входят, но которое не образуется их арифметической суммой или механической массой.
Гражданское общество – единство различных лиц, которое живет в системе правового государства, где действует принцип защищенности прав человека. В истинно гражданском обществе каждый человек есть самоцель и высшая ценность.
Личность – человеческий индивид, выступающий в качестве субъекта сознательной деятельности в сфере общественных отношений, также – социальная значимость индивида, его социально-этический и психологические облик. То есть фиксируется мера социального в индивидуальном.
Человек является одновременно и объектом и субъектом общественных отношений. Социализация личности предполагает процесс построения ею определенной стратегии деятельности, процесс мобилизации сил и возможностей субъекта. В процессе социализации человек становится личностью: у него возникает самосознание, или образ собственного Я, отличного от других людей и остального мира.
Для современных концепций личности характерен индивидуализм, выступающий в натуралистической (биологизаторские концепции) и в гуманистической (социологизаторские) форме. Биологизаторские концепции. Стремление истолковать сущность человека с позиции биологии + социобиология, которая объясняет социальные действия человека, исходя из его эволюционно-биологических и генетических характеристик.
Билет 2