Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо

Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период.

  1. Аксиология – наука о ценностях.

Аксиология- теория ценностей; исследование обобщенных устойчивых представлений:

  • о предпочитаемых материальных и духовных благах;
  • о стремлении достичь более высокого социального положения в обществе.

Будущее общество, как потенциал данной науки - это общество, в котором будут осуществлены ценности истины, добра и красоты. В нем экономика достигнет высокого уровня развития путем прогресса науки и полностью и раз и навсегда решит экономические проблемы общества. Жизнь людей будет в первую очередь сосредоточена на реализации ценностей. Общество, в котором воплотятся ценности истины, добра и красоты, сосредоточенные на Сердце, станет обществом культуры Сердца, или обществом культуры Объединения.

  1. Историософия (на выбор концепции К. Ясперса, И.Я. Данилевского, О. Шпенглера)

Многие историки и философы стали искать объяснения своеобразного развития не только отдельных стран и регионов земного шара, но и истории человечества в целом. Так в XIX веке зародились и получили широкое распространение идеи цивилизационного пути развития общества, вылившиеся в концепцию многообразия цивилизаций. Одним из первых мыслителей, разработавших концепцию всемирной истории как совокупности самостоятельных и специфичных цивилизаций, которые он называл культурно-историческими типами человечества, был русский естествоиспытатель и историк Н. Я. Данилевский (1822-1885). В своей книге «Россия и Европа» (1871), стараясь выявить различия между цивилизациями, которые он рассматривал как своеобразные, несовпадающие культурно-исторические типы человечества, он хронологически выделял следующие сосуществовавшие во времени, а также сменявшие друг друга типы организации социальных образований: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассиро-вавилонский, 4) халдейский, 5) индийский, 6) иранский, 7) еврейский, 8) греческий, 9) римский, 10) новосемитический, или аравийский, 11) романо-германский, или европейский, к которым добавлял две цивилизации доколумбовой Америки, разрушенные испанцами. Ныне, считал он, на всемирно-историческую арену приходит русско-славянский культурный тип, призванный благодаря своей вселенской миссии воссоединить человечество.

Интерпретация Шпенглером как всемирной истории, так и истории отдельных составляющих ее культур-цивилизаций носит фаталистический характер. Каждой культуре отведен определенный лимит времени от зарождения до упадка - примерно тысяча лет.

Дальнейшее развитие теория цивилизаций получила в творчестве английского историка А. Дж. Тойнби. Тойнби придерживался таких представлений о цивилизациях, которые во многом были сходны с концепцией Шпенглера: он подчеркивал разрозненность цивилизаций, их независимость друг от друга, не позволяющую объединить их уникальную историю во всеобщую историю человечества. Тем самым им отрицался общественный прогресс как поступательное развитие человечества. Каждая цивилизация существовала отведенный ей историей срок, хотя и не столь предопределенный, какой отводил своим культурам Шпенглер. Движущей силой развития цивилизаций была диалектика вызова - ответа. Пока творческое меньшинство, управляющее развитием цивилизации, ее элита, было способно давать удовлетворительные ответы на внутренние и внешние угрозы ее самобытному росту, цивилизация укреплялась и процветала. Но стоило элите по каким-либо причинам оказаться бессильной перед очередным вызовом, как происходил непоправимый надлом: творческое меньшинство превращалось в господствующее меньшинство, ведомая им основная масса населения трансформировалась во «внутренний пролетариат», который своими силами или же в союзе с «внешним пролетариатом» (варварами) ввергал цивилизацию в упадок и гибель.

  1. Западная философия ХХ века (на примере любого направления).

Одной из влиятельных тенденций современной западной философии является иррационализм, утверждающий противоразумность, абсурдность всего существующего. Описать и оправдать ощущение бессмысленности бытия лучше всего сумел экзистенциализм, который возникает в начале 20-х годов в Германии и во Франции.

Наши рекомендации