Структура философского знания
При всей своей важности основной вопрос фило-
софии не исчерпывает, разумеется, всего содержания
отношения человека к миру. В структуре философского
знания особо выявляется его ценностный аспект. Чело-
веку свойственно всё предметное многообразие бытия
и своих общественных отношений оценивать в поняти-
ях добра и зла, справедливого и несправедливого, идеала
и реальности, истины и лжи, красоты, гуманности,
счастья и несчастья, разумного и неразумного и т.д.
Воспринятая сквозь призму подобных оценок дейст-
вительность придает мировоззрению человека соот-
ветствующую духовную ориентацию: оптимизм или
пессимизм, конформизм или нигилизм, апологетику
или критичность, нетерпимость или толерантность,
консервативность или революционность и т.п. Выра-
жающее потребности и интересы людей их ценностное
отношение к миру определяет направленность человече-
ских действий в сферах материального производства, тех-
ники, политики, науки, духовной культуры, быта.
Тем самым в осмыслении системы "человек-мир"
обозначается еще одна составляющая философского зна-
ния - его собственно социальный аспект. Про-
блема здесь в том, что сам человек - активное начало
природы и социального бытия. Своей возрастающей
производственно-технической деятельностью он вносит
в мир существенные изменения. Ныне это ощущается
все более неоспоримо. Никогда еще человек не взимал с
природы столько дани и никогда не оказывался столь
уязвимым перед мощью, которую сам же создал. Интен-
сифицируются глобальные процессы энерго- и массообме-
на, преобразования вещества, создания сложнейших тех-
нических систем, компьютеризации и информатизации.
Они протекают в условиях чрезвычайного углубления и
обострения экологического кризиса и социальных проти-
воречий. Возникает вопрос о мере допустимого воздейст-
вия человека на природу и свое собственное бытие, об от-
ветственности людей за их творения. На пороге нового ты-
сячелетия сформулированный Кантом вопрос "Что я дол-
жен делать?" встает перед каждым человеком и в первую
очередь перед тем, кто приводит в движение все более мо-
гущественные силы современной техники. Смысл ее разви-
тия и совершенствования видится ныне только в гуманиза-
ции социального бытия, в создании достойной человека
ноосферы.
Итак, в содержании философской проблематики
интегрируются главные мировоззренческие темы - "мир",
"человек", "человек-мир". Ими образуется специфика
предмета философии как формы общественного созна-
ния. Философия - это исторически изменяющаяся систе-
ма фундаментальных идей, теоретически объясняющих
отношение человека к миру в его целостности и ориен-
тирующих людей в их социальных действиях.
Соответственно отмеченным ранее сторонам отно-
шений в системе "человек-мир" следует дифференциро-
вать и само философское знание. Его структуру можно в
самом общем виде выразить схемой:
Здесь в качестве разделов философии выделяют-
ся: онтология - философия бытия, учение о фундамен-
тальных принципах существования природы, общества,
человека; гносеология - теория познания, раздел фило-
софии, в котором обсуждаются вопросы возможности
познания действительности, проблемы истины; аксио-
логия - философское учение о ценностях, их месте в
духовном мире человека и роли в его индивидуальной
и социальной жизни; праксеология - философия соци-
ального (человеческого) действия, теоретическое рас-
смотрение проблем человека как субъекта обществен-
ных отношений и социальных изменений.
Не в каждом философском учении четко просмат-
ривается данная структура. Могут акцентироваться в
большей степени, например, проблемы гносеологии, чем
онтологии, или онтологии, чем аксиологии. И все же в
историческом процессе развития философии вполне оп-
ределенно выявились ее ориентированные на человека
"узлы" мировоззренческих размышлений: бытие, позна-
ние, ценность, социальное действие.
Предложенная структура философского знания,
конечно, не является единственно возможной. Сейчас
выходят работы, где в качестве существенных фрагмен-
тов философии выделяются социальная философия,
антропология, философия политики, философия эко-
номики, философия любви и т.д. В нашей книге из-
лагается общее системное видение предмета филосо-
фии.