Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера – единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные. Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей. При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар– скачком. В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: резко, одномоментно; незаметно, эволюционно.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры:
смена общественно-экономических формаций; ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми – причина поступательного развития. Выделяются следующие основные точки зрения: развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим. развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.
Примеры: организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, (нисходящее развитие); Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом, а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.
Связи могут быть: внешние и внутренние; пространственные и временные; случайные и закономерные.
Проблема человека является одной из важных для философии но особенно актуальна в переломные периоды развития истории когда наиболее остро встаёт вопрос о смысле и цели существования не только одного человека , но и всего общества. Первые представления о человеке возникает задолго до философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы сознания предсказание мифов раскрывается понятие природы и его бытия. Древнеиндийская философия человека представлена прежде всего в памятниках древнеиндийской литературы - Ведах в которых выражена одновременно мифологическое религиозное философское мировоззрения. Философия Древнего Китая создала также самобытное учение о человеке. Одним из наиболее значительных представителей являются Конфуций. Исходные для него считается концепции "неба" которое означает не только часть природы на духовный мир человека определяющие развитие мира человека. Но в центре его философии находится не небо , не природный мир вообще, а человек, его земная жизнь и существование, т.е она носит антропоцентрический характер.
Средние века человек рассматривался прежде всего как часть мирового порядка установленного Богом. А представление о нём самом как оно выражено в христианстве сводится к тому что человек есть образ и подобие Бога. Согласно данные точки зрения в реальности этот человек внутренние раздвоен следствие его грехопадения поэтому он рассматривается как единственный и человеческой природы которая находит свое выражение в личности Христа.
Философская антропология нового времени формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений научного знания и новой культуры получившие название гуманизм. Если религиозная философия средневековья Решала проблемы человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблему. Противоположность об изначальной греховности человека она утверждает естественное стремление его к добру и счастью и гармонии. Ей присуще гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода, Бог не отрицается полностью. Но несмотря на пантеизм, философы в основном рассматривают уже человека и его проблемы , но не Бога.
Немецкая классическая философия начинается в лице Канта с того, что ставит человека в центр философских исследований. Для него вопрос Что такое человек является основным вопросом философии , а сам человек главный предмет в мире. Подобно Декарту, Кант стоит на своих позиций антропологического дуализма, но его дуализм это не дуализм души и тела, а нравственный природный дуализм.
Движение, пространство и время- основные атрибуты материи. Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность. От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит.
Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время. Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени (пространство Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени.
Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах. Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем. Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени. Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности, которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой. Общее свойство пространства - это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Существование любого материального объекта возникает только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в форме обозначены понятием движения.
Понятие «бытие» имеет несколько значений. Во-первых, оно употребляется как синоним существующего. В этом случае категория «бытие», будучи предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Существующий мир бесконечно многообразен. Однако, устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных вещей, явлений, процессов, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. На этом основании можно выделить следующие различающиеся, но в то же время взаимосвязанные основные формы бытия:
1) бытие вещей (тел), объектов, процессов, которое, в свою очередь, делится на:
а) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого;
б) бытие вещей, процессов, произведенных человеком;
2) бытие человека, которое подразделяется на:
а) бытие человека в мире вещей,
б) бытие специфически человеческое;
в) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
3) бытие социального, которое расчленяется на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Один из центральных разделов в философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии началось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.
Для раскрытия содержания философской категории «бытие» можно выделить ряд положений:
• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
• природа, общество, человек, мысли, идеи равно существуют; различные по способам и формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию, образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира, т.е. они существуют;
• материя и дух — единые, но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения обобщаются понятием «субстанции» - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Т.о., бытие — это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории: субстрата и субстанция.
Субстрат — это, то из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» - это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством, которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоят дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала.
В истории философии преобладает монистический подход, но существует две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности; материалистический монизм (материя первооснова мира).
Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»). Под действительностью понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.
Объективная реальность — объективное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека.