В средневековом мировоззрении субстанцией оказывается Бог как сверхъестественный Творец бытия
Учения, объясняющие единство мира исходя издвух субстанций, называют дуалистическими (от лат. «двойственный»). Пример такого рода учений – взгляды известнейшего представителя Нового времени Р. Декарта (конец XVI – сер. XVII вв.), которыйв качестве субстанции предложил два первоначала – материальное (тело, телесность, природа) и духовное (мыслящее «я», самосознание, ум).
Учения, основанные на множественности субстанций, получили название плюралистических (от лат. «множественный»). В литературе к примерам таких учений относят взгляды древнегреческого философа Эмпедокла (V в. до н.э.), Демокрита, а также концепцию монад Г. Лейбница (XVII - XVIII вв.).
Эмпедокл предложил в качестве первоосновы 4 материальные стихии – огонь, воздух, воду и землю, которые сами по себе инертны. В движение их приводят две активные космические силы, действующие попеременно и называемые Эмпедоклом Любовь и Вражда (имена подчеркивают их противоположный по отношению друг к другу характер и в то же время отражают влияние мифологии). Космос возникает как результат соединения или смешивания этих стихий в определенных количественных пропорциях под действием Любви и Вражды: Любовь соединяет мельчайшие части стихий, Вражда их разъединяет1.
Философская категория «материя». Представления о материи в истории философии
Понимание материи в античной философии (т.е. древнегреческой и древнеримской, временные рамки: к. VII - VI вв. до н.э. – V - VI вв. н.э.).
Для античной философии центральным понятием был космос (т.е. упорядоченное целое), понимавшийся, как правило, как одушевленное тело сферической формы, в центре которого – Земля (однако высказывалось и такое редкое мнение, что в центре – Солнце). Космос представлялся как самоорганизующийся процесс.
Многие первые древнегреческие натурфилософы (философы природы) были материалистами, их интересовало теоретическое объяснение того, как из материи как первоначала возник организованный космос. Одни из них представляли материю как внутренне активную, т.е. способную изменяться и порождать космос без влияния внешних по отношению к ним факторов(например, Гераклит, который считал, что первоосновой космоса является активный космический огонь, который, изменяясь сам по себе, и порождает космос).Другие представляли материю внутренне пассивной, т.е. порождающей космос под влиянием внешних по отношению к ней активных космических сил.К таким философам относится Эмпедокл, который в качестве первоосновы мира предложил 4 материальные стихии (земля, вода, огонь и воздух), которые сами по себе пассивны, однако в движение их приводят две космические противоположные силы Любовь и Вражда своим попеременным движением. Некоторые античные философы в качестве активной силы, воздействующей на первооснову, предлагали космический ум (нус, по-гречески).
Понимание материи в средневековой западноевропейской философии.
Эта философия формируется начиная со II - III вв. н.э. Главной специфической чертой любой средневековой философии является ее связь с религией, для западноевропейской средневековой философии – с христианством.Если античная философия была, преимущественно, космоцентрична, тосредневековая – теоцентрична.Бог – ее центральное понятие, все остальные понятия соотнесены с Ним и определяются через Него. Основное философское направление в средние века называется схоластика (от слов «школьный», «ученый» – в VIII – IX веках философия преподавалась в школах при монастырях), развитие которой занимает период с конца VIII – IX в. до XIV – XV веков.
Единый и гармоничный античный космос в средневековом мировоззрении как бы «распался» на два мира: Божественный, благой, сверхъестественный и земной,естественный,сотворенный мир.
В средние века преобладал теизм (от греч. «Бог»). Согласно этой точке зрения Бог сотворил мир и продолжает его активно поддерживать, в целом направлять. Материя лишается вечности, активной внутренней силы, порождающей способности, поскольку все эти свойства принадлежат высшей сверхъестественной силе.