IV. Сознание и бессознательное
I-II. Предмет философии. Бытие
Философиявозникла в древней Греции в качестве теоретического ядра, сердцевины духовной культуры человека и общества. Философия появилась как критическое преодоление мифа.
Философия стремится к систематической целостности знаний и служит выражением самосознания конкретной эпохи.
Общим для философии с другими формами мировоззрения, является предмет, на который они направлены, а именно, на отношение «человек—мир».
Функции философии делятся на мировоззренческие и методологические.
Мировоззренческие функции философия выполняет, формируя целостную картину мира и бытия человека в нем:
а) гуманистическая (размышление над смыслом жизни, преодоление тенденций дегуманизации, отчуждения человеческой сущности);
б) аксиологическая (творчество и интерпретация ценностей);
в) культурно-воспитательная.
Методологические функции философия выполняет, выступая в качестве руководства духовной и практически-преобразующей деятельности в науке, политике, образовании:
а) эвристическая (от греческого «эврика!»: создание предпосылок для научных открытий);
б) интегрирующая (содействие объединению, интеграции знаний);
в) логико-гносеологическая (разработка философского метода и обоснование научного знания).
Критическая функция философии – не принимать ничего на веру и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа.
Роль философии в научном познании связана с разработкой методологии познания, т.е. учения о методах, средствах и процедурах познавательной деятельности.
Проблемы, решаемые философией, носят всеобщий, предельный характер. Философские проблемы делят на онтологические (вопрошание о бытии), гносеологические (вопрошание о познаваемости мира), аксиологические (вопрошание о ценностях).
Онтология –учение о бытии.
Бытие –философская категория,выражающая предельно общие характеристики всего существующего.
Гносеология –учение о познании.
Аксиология –учение о ценностях.
Современная философия, по убеждению авторов тестовых заданий, может быть охарактеризована как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Современная философия тесно связана с наукой.
Детерминизм –принцип, предполагающий признание универсального характера обусловленности явлений действительности.
Время– категория, обозначающая длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов. Представление о времени и пространстве как абсолютных, универсальных, однородных формах бытия было высказано И.Ньютоном.
IV. Сознание и бессознательное
Сознание – способность человека целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме.
В структуру сознания включаются
- сенсорные и перцептивные способности;
- мыслительная деятельность;
- воля и эмоции;
- идеалы и ценности как высшие мотивы деятельности.
Самосознание – способность человека осознавать и оценивать свои действия, мысли, мотивы поведения.
Характерными чертами самосознания являются
- предметность т.е.оно не беспредметно, а имеет свой предмет, хотя и особый – собственные действия, мысли, чувства личности;
- рефлексивность, т.е. обращенность сознания «на самое себя».
Бессознательным в философии называют
- совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не поддающихся в данный момент контролю со стороны сознания;
- одну из относительно самостоятельных сторон психической реальности человека
Теория бессознательного разрабатывалась З.Фрейдом и К.Г.Юнгом.
Фрейд Зигмунд– основоположник психоанализа и теории бессознательного.
Сферами психики человека, по З.Фрейду, являются
- «Я»
- «Оно»
- «Сверх-Я».
Юнг К.Г. – разработал теорию коллективного бессознательного, т.е. глубинного слоя психики, который имеет надличный характер и является общим для всех принадлежащих к данному коллективу (народу, расе или всему человечеству).
Архетипы коллективного бессознательного, согласно К.Г.Юнгу, проявляются в
- художественном творчестве
- сновидениях
- мифах.
Архетипы коллективного бессознательного – его структурные элементы, которые проявляются в мифах, сновидениях, художественном творчестве и создают возможность всех психических процессов.
V. Познание. Наука
Истина – в классической теории, это соответствие знания объективной действительности.
Классическую концепцию истины характеризуют следующие положения
- действительность не зависит от мира знания;
- между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие.
Три концепции критерия истины: корреспондентная концепция – соответствие знания действительности, когерентная – соответствие знания другому знанию, прагматическая (представители У.Джемс и Ч.Пирс) – успешность применения знания для получения практического результата.
С диалектической точки зрения
а) истина есть единство объективного и субъективного;
б) истина есть единство относительного и абсолютного: нет ни абсолютной истины, ни абсолютного заблуждения;
в) заблуждения могут способствовать созданию проблемных ситуаций в процессе поиска истины.
Формами чувственного познанияявляются ощущение, восприятие и представление.
Представление – это опосредованно-чувственный образ предмета, создаваемый на основе восприятия.
Формами рационального познанияявляются понятие, суждение, умозаключение. В науке формами рационального познания выступают гипотеза и теория.
Анализ –мысленное разложение единого на множество, целого на части.
Синтез –мысленное объединение частей в единое целое.
Эмпирический уровень научного познания – дает знание фактов, выявляя внешние связи между предметами.
Методами эмпирического уровня познания являются наблюдение, измерение, эксперимент
Теоретический уровень научного познания – дает знание сущности предметов и явлений.
Методами теоретического познания являются формализация, идеализация, гипотетико-дедуктивный метод.
Моделирование – метод изучения объекта путем создания и исследования его модели, замещающей объект в тех аспектах, которые интересуют исследователя.
Особое значение в научном познании метод моделирования приобрел благодаря кибернетике и созданию ЭВМ,
Формами научного познания являются гипотеза и теория.
Гипотеза – это форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве.
Научная революция– этосмена парадигм или научно-исследовательских программ.
С точки зрения Т.Куна и И. Лакатоса, научная революция – это переход от одной парадигмы к другой, что предполагает построение новых теоретических концепций, создание новых методов исследования и исследовательских программ.
Обыденное знаниеотличает от научного необязательность доказательств и опора на здравый смысл.
Псевдонаучными называются в философии знания, спекулирующее на совокупности популярных теорий (напр., о пришельцах из космоса, о лох-несском чудовище и т.п.)
Философия науки – направление философского знания, возникшее во 2-ой половине XIX в. в рамках неклассической философии.