Стуктура и организация правовых исследований

1. Понятие правового исследования.

2. Уровни познания права.

3. Виды правовых исследований.

4. Основные элементы научного познания.

5. Основные этапы научного исследования.

6. Критерии и признаки новизны научных юридических исследований.

7. Научная коммуникация как диалог.

Целью изучения темыявляется юридическое познание как вид деятельности, различные стили и образы юридического познания.

Задачи изучения темы:

- изучение деятельности как содержания коммуникации;

- определение научной коммуникации;

- получение представлений о юридическом познании как виде деятельности;

- изучение юридического познания и типов правопонимания.

Изучив тему, вы получите представление о:

- содержании коммуникации;

- юридическом познании.

Будете знать:

- понятие и сущность юридического познания;

- различные стили и образы юридического познания.

Контрольные вопросы к теме

1. Научная коммуникация как диалог.

2. Юридические типы научного познания.

3. В чем состоит значение научной коммуникации для процесса обучения и развития ученых?

4. В чем состоят основные идеи и понятия, пришедшие в современную философию вместе с новыми реалиями коммуникативной революции конца XX в.?

5. Анализируя взгляды современных теоретиков общества, выявить новые точки зрения и новую понятийность, которые восходят к эволюции философской теории коммуникации.

6. Обращаясь к таким философемам XX столетия, как «другой», «симулякр», «язык» и т. д., Вы должны увязать их со смыслом тех процессов, функций, задач, которые несут в себе коммуникативные технологии.

7. Исходя из философских концепций немецких (К.-О. Апель, Ю. Хабермас), французских (К. Леви-Стросс, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье) и англо-американских социальных мыслителей (Э. Гидденс и И. Гофман), Вы должны определить понятийное поле для построения философского определения коммуникации и уяснения его места в системе основополагающих социальных категорий.

Темы рефератов и докладов

1. Научное и вненаучное социальное знание.

2. Исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

3. Человек как предмет философско-научного исследования.

4. Науки о природе и науки об обществе: сходство и различие.

5. Социальные и гуманитарные науки: общее и особенное.

6. Коммуникативная рациональность в социально-гуманитарном познании.

ТЕСТЫ

1. Научная коммуникация это…

а) социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств

б) мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива

в) совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов

г) адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам

д) система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил, которые регулируют способ употребления этих фрагментов для составления высказывания, имеющего смысл

2. Назовите ученых входивших в состав Венского кружка.

3. Установите соответствие:

Для того чтобы сделать эту связь достаточно прозрачной, обычно выделяют следующие слои коммуникативного действия:

1) локуция

2) иллокуция

3) перлокуция

а) (указание на способ интерпретации передаваемого текста). Данный слой сообщения определяется общими конвенциями, регулирующими коммуникативные процессы среди носителей некоторой данной культуры, а также особенностями локальной ситуации, в которой эти процессы осуществляются

б) (предъявление определенной конфигурации знаков). В повседневном общении людей, например, под локуцией обычно понимают произнесение определенного комплекса звуков

в) (эта характеристика сообщения выражает ожидания говорящего). Предъявляя окружающим соответствующий текст, инициатор общения старается выстроить его таким образом, чтобы вызвать именно ту ответную реакцию собеседников, которая позволит ему решить поставленную перед собой задачу.

4. Модели (теории) юридической аргументации:

а) дедуктивная

б) феноменологическая

в) модель свободного принятия решения

г) герменевтическая

д) индуктивная

е) когерентная

5. Установите соответствие видам аргументации

Различают несколько видов аргументов:

1) удостоверенные единичные факты

2) определения как аргументы доказательства

3) аксиомы и постулаты

4) ранее доказанные законы и теоремы как аргументы доказательства

а) в качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики.

б) больше характерны для математики, механики, теоретической физики, математической логики и др.

в) определения понятий формулируются в каждой науке. Свои определения существуют в химии, математике, физике и т. д.

г) к такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, то есть научные данные и научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, очень велика

6. Правовая оговорка - это…

Ответ: правовая оговорка - это социально обусловленное, имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявление, положение), которое частично изменяет содержание или объем действия нормы права, создает новый правовой режим, выступает формой согласования интересов и порождает определенные юридические последствия.

7. Назовите автора метода деконструкции.

Литература, рекомендуемая к изучению

1. Алексеев Н. Н. Основы философии права. - СПб., 1998.

2. Апель К.- О. Трансформация философии. - М., 2001.

3. Бабушки А. Н. Современные концепции естествознания: лекции. - СПб.: Лань, 2002. - 224 с.

4. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания. - М.: МГУП, 2001. - 243 с.

5. Графский В. Г. Общая теория права П. А. Сорокина: на пути к интегральному (синтезированному) правопознанию // Государство и право. - 2000. - № 1.

6. Гуляев С. А. Основы естествознания / С. А. Гуляев, В. М. Жуковский, С. В. Комов. - Екатеринбург: УралЭкоЦентр, 2000. - 560 с.

7. Гурвич Г. Д. Философия и социология права: избранные соч. / Пер. М. В. Антонова, Л. В. Ворониной.- СПб., 2004.

8. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск: ЮКЭА. 2001. - 832 с.

9. Назарчук А. В. Идея коммуникации и новые философские понятия XX века //Вопросы философии. - М.,2011. - № 5. - С. 157-165.

10. Поляков А. В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте феноменолого-коммуникативного подхода. - СПб., 2004.

ТЕМА 7.

Наши рекомендации