Художественное своеобразие романа

Прежде всего роман Достоевского отличается стройностью своей композиции. Признано, что «Преступление и наказание» — самый стройный из больших романов писателя. Уже в первой части произведения завязан весь «узел» событий и намечены отношения между героями. Главное событие, в котором концентрируются замыслы и теоретические построения героя, — убийство процентщицы— становится композиционным центром книги. Всё, что предшествует этому центру, подготовляет убийство и мотивирует его. Всё, что следует после центрального эпизода, становится печальным итогом случившегося. Композиция строится на чередовании острейших драматических ситуаций, таких, как смерть Мармеладова, безумие Катерины Ивановны, уход Сони на улицу, убийство старухи и её сестры, признание Миколы, «взрыв» на поминках, следствие Порфирия, самоубийство Свидригайлова. Все эти и другие сцены окрашены у Достоевского подлинно драматическим колоритом. Оригинальной композиционной частью становится в романе предэпилог, где благополучно устраиваются судьбы некоторых персонажей: благодаря Свидригайлову и его жене сироты Мармеладовы, Соня и Дуня неожиданно получают по три тысячи. Эпилог романа призван разрешить иные трагические ситуации и привести центрального героя к нравственному возрождению.

Роман отличается предельной напряженностью и драматизмом своего действия, динамичностью сюжетного развития, которая не спадает до конца произведения. В сюжете, которому подчинены все эпизоды, можно выделить пять основных частей: подготовка к «пробе», преступление, наказание, покаяние и возрождение, из которых две центральные вынесены в заголовок книги. События, происходящие в романе, спрессованы во времени. Они протекают согласно подсчётам А. Г. Цейтлина, в течение девяти с половиной суток. Причём действие в пятой и шестой частях умещается даже в одни, предельно насыщенные сутки. По словам этого исследователя, «между Садовою улицей и Сенною площадью герои Достоевского переживают то, что обыкновенно люди не успевают пережить за годы, даже за целую жизнь».

Достоевский нередко рассматривал происходящее в жизни как трагический театр. И совершенно естественно многое в его романе видится протекающим на сценических подмостках. Поэтому большое значение писатель придаёт выдвижению того или иного лица или группы лиц на авансцену, к воображаемой рампе. Оттого-то такую заметную роль у него играет освещение, при котором происходит борение света с мраком. Этот эффект создается при помощи изображения газового фонаря на темной улице или тусклого огарка, мерцающего, например, в жилище Катерины Ивановны или в комнате Сони.

С названной особенностью поэтики Достоевского связана значимая роль диалога в романе. Стремление героев утвердить себя, самораскрыться, выявить свою волю, а также решительное столкновение идей и систем мышления определяет торжество этой речевой формы в тексте. Этот диалог часто разрушает эпическую тональность и даже «взрывает» эпику романа. Он отличается исключительной действенностью. Каждый вступающий в него стремится подчинить другого своей воле, бросить вызов, нанести удар. Поэтому каждое слово становится ударным, словом-кинжалом, по выражению Гамлета. Есть в романе целые сцены, построенные сплошь на диалоге. Такова, например, пятая глава Участи. Реплики чередуются быстро, произносятся напряжен­но, резко и кратко, передавая страсть и энергию. Персонажи подают эти реплики, подчеркивая интонацию и выделяя голосом отдельные слова («Уже не по-вчерашнему горю»). Во многих случаях высказывания героев сопровождаются соответствующим им физическим действием («Да он о двух головах что ли? — крикнул Разумихин, вскакивая со стула и уже готовясь расправиться») и вызывают ответный жест другого персонажа. Это делает реплики пластичными и рельефными. Часто в них обнаруживается тяготение людей к сближению, и тогда персонаж подхватывает тему партнёра. Поэтому же иногда встречаются реплики хоровые («А что, что вы слышали? — спросили разом обе женщины»). Отсюда же и общие лексические, фразеологические и синтаксические черты языка всех персонажей Достоевского: повторение отдельных слов, частое использование выражения «стало быть», характерная инверсия. Особое место в структуре романа занимает монолог.Он более всего способствует самораскрытию героя, обна­жению его субъективного мира. Эти монологи чрезвычайно дра­матизированы, перенасыщены вопросами, ответами, взаимоисключающими суждениями. Это диалоги в монологах, подчёркивающие двойственность, противоречивость сознания героя, персонажа. В такой же функции используется речь, не высказанная вслух, мысли про себя с их недоговоренностью, клочковатостью, смятенностью.

Своеобразно использует автор романа приём повтора выражений и слов в речи персонажа, приём, служащий характеристике последнего. Таково слово «вояж», многократно встречающееся в высказываниях Свидригайлова, слово, заключающее в себе и тайну, и тревогу, и зловещий свет. Удачно передал стилистическую особенность автора романа поэт Н. Рыленков в стихотворении «Читая Достоевского»: «Он одержимый. Он почти неистов. // Всю боль свою выплёскивает сразу. <...> Всё, что он пишет, — кровью сердца пишет...».

Для художественного метода Ф. М. Достоевского характерна реалистичность картин страданий персонажей, фантастичность снов героя, сплетение случайностей, за которыми открывается жизненная закономерность, отказ от сентиментальности, глубина психологического анализа, выразительность портретных зарисовок и интерьера.

С точки зрения жанра произведение Достоевского может быть охарактеризовано как социально-психологический,построенный на уголовной основе роман, который одновременно является идеологическим и философским романом-трагедией.Журнал «Отечественные записки» оценил это произведение как «самое крупное литературное явление последнего времени». Однако этот роман сохраняет свою значимость, актуальность и в нашу эпоху. Этим объясняется появление в одной только отечественной культуре спектакля Театра имени Моссовета «Петербургские сновидения» (1969), поставленного Ю. Завадским, фильма Л. Кулиджанова «Преступление и наказание »(1970), постановки представления по роману в Театре на Таганке (1979), нескольких циклов иллюстраций к роману, выполненных Д. Шмариновым, А. Корсаковым, И. Глазуновым и другими художниками, фильма А. Сокурова «Тихие страницы» (1995).

3.Тема: «Жизнь и творчество А. П. Чехова (1860 – 1904)»

Содержание:

Наши рекомендации