Марксистско-ленинской философии
Обобщив данные естествознания и общественного развития, Маркс и Энгельс на рубеже 1842—1843 гг. переходят с позиций революционного демократизма и диалектического идеализма на позиции научного социализма и диалектического материализма. Большую роль в эволюции взглядов Маркса сыграла его деятельность в качестве редактора «Рейнской газеты» в 1842—1843 гг. Пытаясь объяснить коренные социально-экономические вопросы Германии того времени, обсуждавшиеся в Рейнском ландтаге, — о положении крестьянства (о «краже леса», о положении мозельских виноделов), о свободе печати, о так называемых материальных интересах крестьян и помещиков, Маркс первоначально исходил из гегелевской философии государства и права. Однако он понял, что «правовые отношения, так же точно, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель... называет «гражданским обществом», и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии... Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»1 .
Маркс и Энгельс пришли, таким образом, к принципиально новым взглядам — научному социализму и диалектическому материализму, которые в кратком виде были ими изложены в 1844-1845 гг. Они сформулировали идею всемирно-исторической роли пролетариата, основы научного социализма и научной философии.
В развитии марксистской философии принято различать два основных этапа — этап Маркса и Энгельса и ленинский этап.
Этап Маркса и Энгельса
Формирование и развитие научной философии на первом этапе определяется потребностями общественного развития, связанными с периодом домонополистического капитализма.
Марксистская философия, как наиболее общая и фундаментальная часть научного мировоззрения, послужила в качестве теоретической и методологической основы формирования и развития двух других составных частей марксизма — политической экономии и научного социализма. Важной задачей научной философии становится обобщение данных естественных наук. Наконец, марксистская философия в конечном счете выступала теоретической и методологической основой развития коммунистического рабочего движения.
Философские взгляды марксизма были сформулированы и обоснованы в ряде произведений Маркса и Энгельса. К главным из них можно отнести: статьи Маркса в «Рейнской газете» (1842-1843), в «Немецко-французских ежегодниках» («К еврейскому вопросу», «К критике гегелевской философии права. Введение»; 1844), совместные произведения Маркса и Энгельса «Святое семейство» (1844-1845), «Немецкая идеология» (1846), произведение Маркса «Нищета философии» (1847), произведение Маркса и Энгельса «Манифест Коммунистической партии» (1848). «Немецкая идеология», «Нищета философии» и «Манифест Коммунистической партии» являются произведениями зрелого марксизма.
Позднее Маркс работает преимущественно над политэкономической теорией, которая была изложена в главном произведении марксизма — «Капитале» (1867, 1885, 1894). В «Капитале» Маркс с огромной силой, глубиной и мастерством, не превзойденными в марксистской теории до настоящего времени, применил материализм и диалектику к объяснению сущности, механизмов и законов развития капиталистического общества в его домонополистической стадии. Не зная этого важнейшего произведения марксизма, нельзя глубоко уяснить ни марксизма в целом, ни его философского обоснования. Основные идеи «Капитала» безусловно сохранили свою теоретическую ценность и в современных условиях, поскольку современный капитализм является дальнейшим развитием тех сущностных черт, которые были раскрыты Марксом на материале домонополистического капитализма.
Философия марксизма возникла и развивалась совместными усилиями Маркса и Энгельса. Однако результаты этой совместной работы излагались и обосновывались преимущественно Энгельсом в его трудах: «Анти-Дюринг» (1877-1878), «Диалектика природы» (1873-1886, издана впервые в 1925 г.), «Людвиг Фейербах» (1886) и др. Изложение положений марксистской философии в трудах Энгельса нередко носило популярный характер, в отличие от «Капитала» Маркса.
Уже на первом этапе своего развития марксистская философия со всей определенностью проявила свою теоретическую и в конечном счете практическую действенность, мощный объяснительный потенциал. Без ее прямого теоретического участия не могла быть создана научная политическая экономия, теория социализма, революционная теория марксизма в целом. Научный материализм позволил определить главные исходные позиции двух других частей марксизма — материальное бытие общества, способ производства общественной жизни. Опираясь на научный материализм, политическая экономия смогла таким образом определить свой предмет — экономическую деятельность и отношения, научный социализм — свою экономическую основу, свою исходную идею о необходимости преобразования материального бытия общества. Социализм из нравственного идеала превратился таким образом в определенный строй материальной и духовной жизни общества.
Огромную роль в разработке научной политической экономии сыграла составная часть, или концепция, диалектического материализма — материалистическая диалектика, без которой Маркс не смог бы раскрыть сущности, механизмов и законов капиталистического общества. «Капитал» Маркса является непревзойденным образцом применения материалистической диалектики. «Капитал» поэтому нельзя понять, не зная диалектики и ее истоков — диалектики Гегеля. Создание современной концепции социализма предполагает глубокое исследование диалектики современных социальных процессов в общественном бытии и общественном сознании.
Прямое участие в теоретическом объяснении действительности и, благодаря этому, в ее преобразовании — такова главная функция философии, последовательно проявившаяся уже на первом этапе ее существования и развития. В последние десятилетия эта функция активного участия философии в решении узловых проблем частных наук и практики начинает оспариваться некоторыми философами, которые полагают, что удел философии — «царство чистой мысли», вопросы гносеологии и логики.
Второй ряд крупных достижений марксистской философии на первом этапе ее развития связан с мировоззренческим осмыслением основных данных естествознания XIX в. В этом плане важнейшие теоретические результаты можно свести к следующим моментам. Прежде всего, был установлен общий диалектизирующийся характер современного естествознания, выразившийся в тенденции к глубокой систематизации и обобщению фактов, возникновении крупных теоретических обобщений, появлении идеи развития в некоторых областях естествознания, в особенности в теории эволюции Дарвина.
Выяснен общий теоретический смысл трех великих открытий в естествознании.
Определены основные формы движения — механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная и, в несколько менее явном виде, их материальные носители — основные формы материи (или, как Энгельс их еще называл, — «определенные материи», «предметные формы»).
Открыты основные закономерности соотношения высших и низших форм материи (и присущих им форм движения).
На основе материалистического понимания истории, идей биологии и антропологии сформулирована трудовая концепция антропосоциогенеза — возникновения человека и общества на основе трудовой деятельности. Уже одна эта концепция, которая вошла в историческую науку, антропологию, биологию, свидетельствует об огромной эвристической мощи марксистской философии.
На основе данных фундаментальных наук — физики, химии, биологии, социологии Энгельс в наиболее общих чертах сформулировал концепцию единого, закономерного мирового процесса, высшей ступенью которого, «высшим цветом» материи выступает человек. Эта концепция на много десятилетий опередила появление идеи глобальной эволюции в современном естествознании и так называемого «антропного принципа» в физике.
Огромный творческий потенциал марксистской философии проявился в анализе теоретического значения учения Дарвина. Маркс и Энгельс, как уже было отмечено, высоко оценили дарвинизм как первую научную теорию эволюции живого. Вместе с тем Маркс, исходя из диалектико-материалистической теории развития, глубоко подметил ограниченность теории Дарвина. Маркс писал Энгельсу в 1866 г.: «Прогресс - у Дарвина чисто случайный»1. Маркс считал поэтому, что полное объяснение закономерного характера биологической эволюции будет дано в будущем и внимательно следил за развитием биологических концепций. Марксова оценка недостаточности теории Дарвина осталась практически незамеченной. В настоящее время, однако, в биологии утвердилось представление о неполноте теории Дарвина, хотя основные ее положения остаются бесспорными. Поэтому признано, что другие концепции эволюции (например, концепция номогенеза Л.С. Берга) имеют полное право на существование.
Таким образом, еще на первом этапе своего развития марксистская философия, еще мало известная в широких кругах научной интеллигенции, убедительно показала свою огромную творческую силу. Вместе с тем развитие марксистской философии в этот период характеризуется и рядом существенных недостатков или ограниченностей.
Прежде всего, научная философия была сформулирована Марксом и Энгельсом в наиболее общих и принципиальных чертах, в наиболее общих узловых положениях. Она была создана в виде принципиально новой системы философских взглядов, развернутой лишь в относительно кратком, сжатом виде. В этом отношении марксистская философия значительно уступала философской системе Гегеля. Являясь научной, несомненно более высокой, чем система взглядов Гегеля или Фейербаха, марксистская философия относительно своих теоретических оснований была развернута значительно меньше, чем философия Гегеля относительно ее философских оснований. Сравнивая по степени разработанности философию марксизма с гегелевской, Ленин писал: «...Маркс не оставил «Логики» (с большой буквы)», но «он оставил логику «Капитала»...»2 .
Задача создания развернутой системы категорий марксистской философии не была решена Марксом, Энгельсом и Лениным и остается одной из важнейших целей философии в будущем.
Развитие марксистской философии определялось прежде всего потребностями революционного движения, социального прогресса, науки и сдерживалось, ограничивалось наличным материалом естественных и социальных наук. Это определило уровень и направление разработки системы философских взглядов марксизма. Создание развернутой, или полной, системы категорий, аналогичной (по степени развернутости) великой философской системе Гегеля, было невозможным не только в силу того, что Маркс преимущественно был занят работой над «Капиталом» (которую он не успел вполне закончить), но прежде всего потому, что наука XIX в. (как, впрочем, и наука нашего времени) еще не давала для этого достаточно эмпирического и теоретического материала. Создание развернутой, или полной, системы категорий философии — дело, по-видимому, не ближайшего будущего.
В каждой научной теории необходимо различать ее явное, прямо сформулированное и дискурсивно (в явной словесно-понятийной форме) выраженное содержание и имплицитное (скрытое, неявное) содержание, которое может быть развернуто в процессе дальнейшего развития этой теории. Так, в общей теории относительности А. Эйнштейна не была первоначально высказана, но имплицитно содержалась идея эволюции видимой Вселенной, которая была впервые сформулирована и обоснована А.А. Фридманом. Такой двойственный характер имеет, естественно, и научная философия. Поэтому следует различать систему положений, в явном виде сформулированных и обоснованных основателями научной философии Марксом и Энгельсом, и те положения, которые имплицитно содержатся в основных исходных идеях марксистской философии, но не сформулированы явно и не получили специального обоснования. При этом не следует думать, что имплицитное содержание научной теории — это «готовые» теоретические положения, которые только нужно уметь «прочесть». Имплицитное содержание теории развертывается только в процессе ее развития на основе дальнейшего обобщения эмпирического и понятийного материала. Это скрытое содержание в существенной мере предопределено исходными принципами теории (подобно тому, например, как аксиоматика математики предопределяет теоремы и их доказательства), но может быть получено только в результате сложной творческой работы мысли.
Научная философия, как уже говорилось, была создана Марксом и Энгельсом в ее наиболее общем и принципиальном виде. В этой концентрированной системе философского знания отсутствуют какие-либо крупные, принципиальные «пробелы» или «разрывы». Однако Маркс и Энгельс в силу определенных исторических и личных условий, ограниченности наличного материала естественных и общественных наук и других обстоятельств смогли развернуть теоретическое богатство научной философии в исторически определенной конкретной форме.
Марксистская философия получила убедительные обоснования на материале частных наук и общественно-исторической практики. Она перестает быть гипотезой с выходом в свет «Капитала», в котором материализм и диалектика продемонстрировали свою теоретическую и методологическую состоятельность, позволив раскрыть сущность и законы капиталистического экономического строя. Однако в силу указанных выше причин уровень развития марксистской философии характеризуется определенными ограничениями.
Ряд положений научной философии не получили специальной разработки и обоснования. Так, Маркс и Энгельс, имплицитно решив вопрос о возможности достоверного научного мировоззрения, сняв таким образом «заклятие Канта», нигде специально это решение не излагали и не обосновывали.
В прошлом было принято изображать развитие марксистской философии как сплошное «триумфальное шествие», не встречающее по существу никаких серьезных затруднений и кризисов (по крайней мере в советский период). Однако действительная история марксистской философской мысли далеко не такова. В процессе своего развития марксистская философия нередко сталкивалась с большими трудностями и даже кризисами, которые могли иметь скрытый характер и преодолевались далеко не сразу.
Одно из важнейших затруднений марксистская философия встретила на первом этапе своего существования в связи с проблемой развития. Как будет показано дальше, естествознание XIX в. еще не создало для диалектики вполне адекватной конкретно-научной базы. Поэтому идея диалектического развития встретилась с серьезными возражениями. Энгельс, по нашему мнению, не смог полностью преодолеть трудности, связанные с проблемой развития.